г. Тюмень |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А75-2429/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 01.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-2429/2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" (628400, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, проспект Набережный, дом 41, ОГРН 1088601001631, ИНН 8601035838) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) об оспаривании решения от 15.11.2021 N 086/06/69-1677/2021.
Другие лица, участвующие в деле, - бюджетное учреждение "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" (628307, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, микрорайон 7, дом 13, ОГРН 1028601267452, ИНН 8604013180), общество с ограниченной ответственностью "Савир" (454071, Челябинская область, город Челябинск, улица Шуменская, дом 6, квартира 135, ОГРН 1197456025975, ИНН 7452151128).
Суд установил:
казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) от 15.11.2021 N 086/06/69-1677/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены бюджетное учреждение "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" (далее - больница, заказчик), общество с ограниченной ответственностью "Савир" (далее - ООО "Савир", общество).
Решением от 27.06.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 01.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, решение антимонопольного органа признано недействительным.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, оснований для отклонения заявки общества не имелось, поскольку предложенное участником средство "Савир-Септ" соответствовало требованиям технического задания, которое не содержало условие об отсутствии в составе дезинфицирующего средства пропилового и изопропилового спиртов.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, учреждением в интересах больницы проведен аукцион в электронной форме (извещение N 0387200009121005097), предметом которого являлась поставка дезинфицирующих средств (24 вида дезинфицирующих средств в различных формах выпуска, с различным составом и назначением).
Согласно протоколу от 26.10.2021 N 0387200009121005097 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, комиссией учреждения заявка ООО "Савир" признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе по пункту N 1 технического задания (в составе второй части заявки представлено свидетельство о государственной регистрации от 17.06.2021 N KZ.16.01.98.002.Е.000565.06.21 на продукцию - средство дезинфицирующее "Савир-софт (ЧАС)", согласно приложению к которому состав средства содержит дидецилдиметиламмоний хлорид, алкилдиметилбензиламмоний хлорид и алкилдиметилэтилбенизиламмоний хлорид суммарно 2%+/-0,4%, а также функциональные добавки, что не соответствует требованиям технического задания - четвертично-аммониевые соединения не более 1,15%).
Общество, ссылаясь на соответствие его заявки требованиям закупочной документации, поскольку по пункту N 1 технического задания им предложено дезинфицирующее средство "Савир-септ", состав которого соответствует требованиям документации, обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика и комиссии учреждения.
Решением управления от 15.11.2021 N 086/06/69-1677/2021 данная жалоба признана обоснованной, заказчик и комиссия учреждения - нарушившими часть 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с решением управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку учреждение при рассмотрении заявки общества на предмет соответствия пункту N 1 технического задания оценивало предложение о поставке средства "Савир-софт (ЧАС)" и игнорировало наличие средства "Савир-септ", которое соответствует требованиям аукционной документации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленное учреждением требование, пришел к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного акта, поскольку предлагаемые в заявке ООО "Савир" дезинфицирующие средства не соответствовали требованиям аукционной документации.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 названного Закона).
Согласно статье 24 Закона N 44-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион (часть 2); победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного Закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц (часть 5).
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно положениям статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1).
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 названного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 1 части 6).
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается (часть 7).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с аукционной документацией (пункт N 1 технического задания) к поставке требовалось средство дезинфицирующее 20.20.14.000-00000005, основные характеристики - готовое средство в виде вязкой жидкости; обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (кроме микобактерий туберкулеза), вирулицидной и фунгицидной активностью, смягчающими и увлажняющими кожу свойствами; средство не оказывает местнораздражающего, кожно-резорбтивного и сенсибилизирующего действия, а также кумулятивных свойств и специфических отдаленных эффектов (мутагенных, эмбриотоксических, гонадотоксических); класс опасности - не менее 4; четвертично-аммониевые соединения - не более 1,15%; средство не содержит производные фенолов, гуанидин; средство обладает пролонгированным антимикробным эффектом не менее 3-х часов; упаковка не менее 5 литров.
Согласно пункту 3 статьи 23 аукционной документации "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе", вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге; требуются копии документов, выданных соответствующими уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти, с приложениями для подтверждения факта государственной регистрации (регистрационное удостоверение или свидетельство о государственной регистрации).
В целях подтверждения соответствия товара предъявляемым требованиям общество в составе второй части заявки представило: свидетельство о государственной регистрации продукции от 17.06.2021 N KZ.16.01.98.002.Е.000565.06.21 на средство дезинфицирующее "Савир-софт (ЧАС)", в соответствии с приложением к которому в составе продукции содержится дидецилдиметиламмоний хлорид, алкилдиметилбензиламмоний хлорид и алкилдиметилэтилбенизиламмоний хлорид суммарно 2%+/-0,4%, а также функциональные добавки; свидетельство о государственной регистрации продукции от 29.05.2020 N KZ.16.01.98.002.Е000385.05.20 на дезинфицирующее средство "Савир-септ" со следующими характеристиками: "Представляет собой готовую к применению прозрачную бесцветную или с цветом применяемого красителя жидкость с запахом пропиловых спиртов; в качестве действующих веществ содержит спирт изопропиловый (пропанол-2) - 40% (+/-5%), спирт пропиловый (пропанол-1) - 30% (+/-5%), смесь алкилдиметилбензиламмоний хлорида и алкилдиметилэтилбензиламмонийхлорида суммарно 0,2% (+/-0,05), а также функциональные добавки, в том числе увлажняющие и ухаживающие за кожей компоненты".
Заявка ООО "Савир" отклонена комиссией учреждения на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ.
Признавая жалобу ООО "Савир" обоснованной, а заказчика и комиссию учреждения - нарушившими часть 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, управление пришло к выводу, с которым согласился суд первой инстанции, о неправомерности отклонения заявки общества, поскольку учреждение не обосновало мотивы, по которым при рассмотрении заявки на предмет соответствия пункту N 1 технического задания оценивало предложение о поставке средства "Савир-софт (ЧАС)" и игнорировало наличие средства "Савир-септ", которое соответствует требованиям аукционной документации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что предложенное обществом к поставке средство "Савир-софт (ЧАС)" в составе содержит дидецилдиметиламмоний хлорид, алкилдиметилбензиламмоний хлорид и алкилдиметилэтилбенизиламмоний хлорид суммарно 2%+/-0,4%, то есть не соответствует требованиям пункта N 1 технического задания в части количественного содержания четвертично-аммониевых соединений (не более 1,15%); в свою очередь, средство "Савир-септ" в составе содержит спирт изопропиловый (пропанол-2) - 40% (+/-5%), спирт пропиловый (пропанол-1) - 30% (+/-5%), то есть не соответствует требованиям пункта N 1 технического задания ввиду наличия в нем пропилового и изопропилового спирта (не должно содержать производные фенолов и гуанидин).
Вопреки доводам подателя жалобы, учитывая, что к производным фенолов относят, в том числе спирты, а к производным гуанидина - кислородосодержащие спирты, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии средства "Савир-септ" требованиям технического задания.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что требования заказчика к объекту закупки являются обоснованными, обусловленными его потребностями, а предложенные к поставке дезинфицирующие средства "Савир-софт (ЧАС)" и "Савир-септ" не соответствуют показателям, установленным документацией об электронном аукционе, суд апелляционной инстанций обоснованно поддержал позицию учреждения о наличии оснований для отклонения заявки общества.
Установив, что учреждением и заказчиком не допущено нарушение части 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, апелляционный суд обоснованно удовлетворил заявленное требование, признав незаконным решение антимонопольного органа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 01.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2429/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1).
...
Заявка ООО "Савир" отклонена комиссией учреждения на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ.
Признавая жалобу ООО "Савир" обоснованной, а заказчика и комиссию учреждения - нарушившими часть 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, управление пришло к выводу, с которым согласился суд первой инстанции, о неправомерности отклонения заявки общества, поскольку учреждение не обосновало мотивы, по которым при рассмотрении заявки на предмет соответствия пункту N 1 технического задания оценивало предложение о поставке средства "Савир-софт (ЧАС)" и игнорировало наличие средства "Савир-септ", которое соответствует требованиям аукционной документации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2023 г. N Ф04-256/23 по делу N А75-2429/2022