г. Тюмень |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А27-3585/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис-НК" на решение от 19.07.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина К.Е.) и постановление от 02.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А27-3585/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис-НК" (654044, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, проспект Архитекторов, дом 27, квартира 77, ОГРН 1184205014113, ИНН 4253042520) к Администрации Юргинского муниципального округа (652057, Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга, улица Машиностроителей, дом 37, ОГРН 1024202007213, ИНН 4245001834) о признании незаконным решения от 15.12.2021.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419); муниципальное унитарное предприятие "Комфорт" (652081, Кемеровская область - Кузбасс, Юргинский район, село Верх-Тайменка, переулок Школьный, дом 2, ОГРН 1094230000842, ИНН 4230026593).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис-НК" (далее - общество, ООО "Теплосервис-НК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Администрации Юргинского муниципального округа (далее -администрация) о признании незаконным решения от 15.12.2021 о невозможности заключения концессионного соглашения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган), муниципальное унитарное предприятие "Комфорт" (далее - предприятие).
Решением от 19.07.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 02.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, передача муниципального имущества в хозяйственное ведение предприятию не препятствует заключению концессионного соглашения; в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.201 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) спорное имущество подлежит передаче заинтересованным лицам на праве аренды или на условиях концессионного соглашения.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Управлением представлен отзыв на кассационную жалобу.
От предприятия отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не поступил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации от 29.01.2019 N 30-р из казны Юргинского муниципального округа предприятию на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество (объекты теплоснабжения).
13.02.2019 ООО "Теплосервис-НК" направило в адрес администрации предложение о заключении концессионного соглашения в отношении указанного имущества.
Письмом от 12.03.2019 администрация сообщила обществу о невозможности рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения в связи с отсутствием в казне Юргинского муниципального района объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2019 году.
Общество, усмотрев в действиях администрации нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), обратилось в антимонопольный орган с жалобой.
Решением от 18.08.2020 управление признало администрацию нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения администрации выдано предписание, в соответствии которым ей было необходимо рассмотреть предложение ООО "Теплосервис-НК" о заключении концессионного соглашения в отношении муниципального имущества (объектов теплоснабжения) и принять решение в соответствии с требованиями части 4.4 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
Администрацией 15.12.2021 принято решение о невозможности заключения концессионного соглашения в связи с тем, что объекты концессионного соглашения не свободны от прав третьих лиц (пункт 4 части 4.6 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суды исходили из наличия у администрации правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пункт 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях предусматривает, что объектами концессионного соглашения в числе прочего являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем.
Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 названного Закона.
В отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, решение о заключении концессионного соглашения принимается органом местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях).
Согласно части 1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32, статьями 51 и 52.1 данного Закона, частями 2 и 4.10 указанной статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Кроме того, концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 названного закона, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях (часть 4.1 статьи 37 указанного Закона).
В настоящем случае, общество обратилось к администрации с инициативой заключения концессионного соглашения в порядке части 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
Как следует из части 4.4 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о: 1) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях; 2) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на иных условиях; 3) невозможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с указанием основания отказа.
В силу пункта 4 части 4.6 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях отказ в заключении концессионного соглашения допускается в случае, если объект концессионного соглашения является несвободным от прав третьих лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 3 данного Закона.
Согласно части 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 данного Закона (автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса), такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. или государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
Поскольку в настоящем случае объектом концессионного соглашения должно было являться имущество, перечисленное в пункте 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), судами сделан обоснованный вывод о наличии у администрации оснований для принятия решения о невозможности заключения концессионного соглашения.
Вопреки позиции общества сама по себе допускаемая законом возможность заключения концессионного соглашения в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за третьими лицами (пункты 1.1, 1.2 статьи 5, пункт 2 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях), не свидетельствует о ее наличии при реализации процедуры, предусмотренной статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.
При этом, как верно указано судами, вопрос о законности решения администрации о передаче спорного имущества предприятию предметом настоящего спора не являлся.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.07.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 02.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3585/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 данного Закона (автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса), такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. или государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
Поскольку в настоящем случае объектом концессионного соглашения должно было являться имущество, перечисленное в пункте 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), судами сделан обоснованный вывод о наличии у администрации оснований для принятия решения о невозможности заключения концессионного соглашения.
Вопреки позиции общества сама по себе допускаемая законом возможность заключения концессионного соглашения в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за третьими лицами (пункты 1.1, 1.2 статьи 5, пункт 2 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях), не свидетельствует о ее наличии при реализации процедуры, предусмотренной статьей 37 Закона о концессионных соглашениях."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 марта 2023 г. N Ф04-865/23 по делу N А27-3585/2022