г. Тюмень |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А45-16736/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Дерхо Д.С.
Зиновьевой Т.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска на решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Галкина Н.С.) и постановление от 14.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-16736/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интекко-сити" (630123, город Новосибирск, улица Красногорская, дом 28/1, офис 1А, ОГРН 1185476081120, ИНН 5402046759) к департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (630091, город Новосибирск, Красный проспект, 50, ОГРН 1075406048112, ИНН 5406418091) о признании незаконным отказа.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Интекко-сити" (далее - ООО "Интекко-сити", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 17.03.2022 N 30/05.4/05291 в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения нестационарного объекта связи по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе; обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности; обязании выдать обществу разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:41522 площадью 4 кв. м с координатами обозначения точек границ земельного участка, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для размещения нестационарного объекта связи по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, на срок 20 лет.
Решением от 26.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 14.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 14.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что размещение указанного заявителем объекта согласно прилагаемой схеме границ, предполагаемых к использованию земель, приведет к невозможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с его разрешенным видом использования; при решении вопроса о размещении нестационарного объекта на озелененной территории приоритет должен отдаваться соблюдению экологических требований, предъявляемых к данной территории, в том числе требованиям о необходимости сохранения расположенных на ней зеленых насаждений.
ООО "Интекко-сити" в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в отсутствие их представителей.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что общество 06.03.2022 направило в департамент заявление от 02.03.2022 N 6Р-3П о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 4 кв. м на земельном участке с кадастровым номером 54:35:000000:41522, местоположение: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, для размещения иного сооружения связи - опоры двойного назначения, высотой до 30 м, с приложением в том числе схемы размещения земельного участка на топооснове.
Департамент письмом от 17.03.2022 N 30/05.4/05291 отказал обществу в выдаче испрашиваемого разрешения на использование земельного участка со ссылкой на подпункты 3, 8 пункта 10 постановления Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 N 269-п "Об установлении порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Порядок размещения N 269-п), со ссылкой на подпункт 2.2.5.4 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 N 469 (далее - Правила благоустройства N 469).
Общество, полагая, что отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суды исходили из того, что в силу положений Порядка размещения N 269-п и Правил благоустройства N 469 запрет на размещение на газоне установлен только для нестационарных торговых объектов, к которым не относится опора связи общества, иных оснований для отказа в выдаче разрешения департаментом не приведено, испрашиваемое место размещения объекта не находится в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций, размещение в которой без согласия собственников названных объектов не допускается.
Спор по существу судами рассмотрен правильно.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Постановление N 1300, Перечень N 1300).
К таким объектам, в силу пункта 11 Перечня N 1300, отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
На основании пункта 6 статьи 2 Закона Новосибирской области от 14.12.2015 N 20-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области", получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется в случаях строительства или реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи.
Таким образом, размещение сооружений связи на территории Новосибирской области на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу пункта 5 Порядка размещения N 269-п в заявлении о предоставлении разрешения на использование земельного участка должны быть указаны: кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; вид размещаемого объекта в соответствии с перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным Постановлением N 1300.
В пункте 10 Порядка размещения N 269-п приведен закрытый перечень оснований, по которым принимается решение об отказе в выдаче разрешения.
В соответствии с пунктом 11 Порядка размещения N 269-п в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 названного Порядка.
В обоснование отказа обществу в выдаче испрашиваемого разрешения департамент указал на пункт 2.2.5.4 Правил благоустройства N 469 не допускается размещение объекта на газоне.
Пунктом 2.2.5.4 Правил благоустройства N 469 установлен запрет на размещение нестационарных объектов:
- на тротуарах, если оставшаяся часть ширины тротуара будет составлять менее 2,25 м;
- в пределах треугольников видимости, определенных СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 30.12.2016 N 1034/пр;
- в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций без согласования с правообладателями данных сетей и коммуникаций.
Также данным пунктом Правил благоустройства N 469 предусмотрено, что в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54608-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2011 N 742-ст, не допускается размещение нестационарных торговых объектов:
- в 25-метровой зоне от периметра технических сооружений и наземных вестибюлей станций метрополитена, за исключением торговых автоматов по продаже любых товаров и киосков со специализацией: продажа периодической печатной продукции, театральных билетов, билетов на городской пассажирский транспорт, аптечных товаров;
- в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных);
- на расстоянии менее 5 м от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов;
- под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
Кроме того, согласно пункту 2.2.5.4 Правил благоустройства N 469 размещение нестационарных объектов, в том числе на придомовых территориях, с нарушением требований к внешнему облику нестационарных объектов торговли, оказания услуг и общественного питания, установленных в соответствии с абзацем третьим подпункта 2.2.5.2 Правил, не допускается.
Таким образом, проанализировав положения Порядка размещения N 269-п и пункта 2.2.5.4 Правил благоустройства N 469, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что запрет на размещение на газоне установлен только в отношении нестационарного торгового объекта, которым сооружение связи не является.
Поскольку департаментом не доказано соответствие принятого им решения об отказе обществу в выдаче разрешения на размещение объекта связи, заявленные обществом требования удовлетворены судом правомерно.
Из представленной заявителем схемы не усматривается, что размещение объекта предполагается на тротуаре, этого не следует и из представленных заинтересованным лицом фотоматериалов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов двух судебных инстанций по существу спора, а само по себе несогласие с таковыми не является основанием для отмены судебных актов.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 14.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-16736/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2.2.5.4 Правил благоустройства N 469 установлен запрет на размещение нестационарных объектов:
- на тротуарах, если оставшаяся часть ширины тротуара будет составлять менее 2,25 м;
- в пределах треугольников видимости, определенных СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 30.12.2016 N 1034/пр;
- в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций без согласования с правообладателями данных сетей и коммуникаций.
Также данным пунктом Правил благоустройства N 469 предусмотрено, что в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54608-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2011 N 742-ст, не допускается размещение нестационарных торговых объектов:"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2023 г. N Ф04-664/23 по делу N А45-16736/2022