г. Тюмень |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А81-1417/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу региональной общественной организации Ямало-Ненецкого автономного округа "Семья Ямала" на решение от 27.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Осипова Ю.Г.) и постановление от 15.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Сафронов М.М., Тетерина Н.В.) по делу N А81-1417/2022 по иску региональной общественной организации Ямало-Ненецкого автономного округа "Семья Ямала" (629602, г. Муравленко, ул. Дружбы народов, д. 10, кв. 1, ИНН 8905063266, ОГРН 1178901000046) к департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (629001, г. Салехард, ул. им. Василия Подшибякина, д. 15, ОГРН 1058900020960, ИНН 8901017082), департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, г. Салехард, пр-т Молодежи, 9, ОГРН 1068901000057, ИНН 8901017477) о взыскании денежных средств.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа" (629008, г. Салехард, ул. Республики, д. 73, ИНН 8901026030, ОГРН 1128901000029).
Суд установил:
региональная общественная организация Ямало-Ненецкого автономного округа "Семья Ямала" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, ответчик), департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ответчик) о взыскании 3 161 564,63 руб. субсидии на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГКУ "Центр социальных технологий").
Решением от 27.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 15.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе организация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового требования.
Департамент возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, организация является поставщиком социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, не участвующих в выполнении государственного задания (заказа).
19.04.2021 между организацией и ГКУ "Центр социальных технологий" заключено соглашение N 27-21 о предоставлении субсидии из окружного бюджета в 2021 году в целях компенсации недополученных доходов поставщику социальных услуг, который включен в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Соглашение N 27-21).
Согласно разделу 3 Соглашения N 27-21 субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.09.2018 N 1007-П.
В октябре 2021 года организацией оказаны социальные услуги, предусмотренные Соглашением N 27-21, на сумму 2 840 727,02 руб.
Письмом от 01.12.2021 N 89-0750/01-08/364 ГКУ "Центр социальных технологий" проинформировало организацию, что остаток неперечисленной субсидии в рамках Соглашения N 27-21 составляет 2 165 851,99 руб. По указанной причине ГКУ "Центр социальных технологий" принято решение о перечислении субсидии за оказанные в октябре 2021 года услуги в размере 2 165 851,99 руб.
Субсидия в размере 2 165 851,99 руб. перечислена в адрес организации на основании платежного поручения от 01.12.2021 N 1184.
В ноябре 2021 года организацией оказаны социальные услуги на сумму 2 486 689,60 руб.
Письмом от 15.12.2021 N 89-0750/01-08/546 ГКУ "Центр социальных технологий" проинформировало организацию о том, что остаток неперечисленной суммы субсидии в рамках Соглашения N 27-21 составляет 0 руб., в связи с чем перечисление субсидии в целях компенсации выпадающих доходов истцу не производилось.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения организации в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ), пришли к выводу о недоказанности организацией факта возникновения на ее стороне убытков вследствие неправомерных действий ответчиков.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 4 статьи 30 Закона N 442-ФЗ финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ предусмотрено, что в случае, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.09.2018 N 1007-П утвержден Порядок предоставления субсидий из окружного бюджета поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок).
В силу пункта 2.1 Порядка субсидии предоставляются для выплаты компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг, согласно утвержденным организацией тарифам либо с использованием сертификата.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом автономного округа об окружном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до уполномоченной организации - ГКУ "Центр социальных технологий" как получателя средств окружного бюджета (пункт 2.2 Порядка).
Для получения субсидии поставщик не позднее 01 декабря текущего года представляет, в том числе заявление о предоставлении субсидий в целях компенсации недополученных доходов, связанных с оказанием социальных услуг, с указанием получателей социальных услуг, которым поставщик планирует оказывать социальные услуги согласно принятым решениям о признании гражданина нуждающимся в оказании социальных услуг; копию договора (договоров) о предоставлении социальных услуг (при оказании только срочных социальных услуг представление договора не требуется); расчет установленных поставщиком тарифов на социальные услуги (пункт 4.1 Порядка).
ГКУ "Центр социальных технологий" в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов осуществляет проверку полноты и правильности их оформления (пункт 5.1 Порядка).
Основанием для отказа в предоставлении субсидий является, в том числе недостаток лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до ГКУ "Центр социальных технологий" как получателя средств окружного бюджета.
В случае поступления в ГКУ "Центр социальных технологий" нескольких заявлений о получении субсидии, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств для предоставления субсидии всем обратившимся поставщикам, субсидия предоставляется тому поставщику, чье заявление и документы зарегистрированы ранее с учетом даты и времени его поступления (подпункт 5.1.5 Порядка).
Перечисление субсидии осуществляется на расчетный счет получателя субсидии на основании решения уполномоченной организации в форме приказа по результатам рассмотрения документов, представленных получателем субсидии, в том числе отчета об оказании социальных услуг с указанием получателей социальных услуг и копии актов приемки оказанных социальных услуг, которые в обязательном порядке должны содержать перечень предоставленных социальных услуг, дату предоставления социальных услуг, количество предоставленных социальных услуг и подпись получателя социальных услуг (пункт 5.5 Порядка).
Окончательный расчет за предоставленные в период с января по ноябрь текущего финансового года услуги производится не позднее 25 декабря текущего финансового года. За предоставленные социальные услуги в декабре текущего финансового года и по расчетам сумм, в которых были выявлены ошибки и замечания за предыдущий период, окончательный расчет производится до 01 февраля очередного финансового года (подпункт 5.5.6 пункта 5.5 Порядка).
Пунктом 5.7 Порядка предусмотрено, что при увеличении количества получателей социальных услуг, которым получатель субсидии планирует оказывать социальные услуги согласно решениям в период действия соглашения, получатель субсидии обращается в уполномоченную организацию с письмом о согласовании увеличения количества получателей социальных услуг с приложением списка получателей социальных услуг, которым получатель субсидии планирует оказывать социальные услуги согласно решениям.
ГКУ "Центр социальных технологий" в течение 10 рабочих дней со дня получения от получателя субсидии письма о согласовании увеличения количества получателей социальных услуг:
- при наличии бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до уполномоченной организации как получателя бюджетных средств, принимает решение об увеличении размера субсидии в форме приказа и уведомляет об этом получателя субсидии путем направления проекта дополнительного соглашения к соглашению способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления (подпункт 5.7.1);
- в случае недостатка бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до уполномоченной организации как получателя бюджетных средств, принимает решение об отказе получателю субсидии в увеличении количества получателей социальных услуг и уведомляет об этом получателя субсидии путем направления письменного отказа способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления (подпункт 5.7.2).
При предоставлении социальных услуг бесплатно размер субсидии для выплаты компенсации поставщику социальных услуг рассчитывается в зависимости от размера тарифов на социальные услуги, утвержденных поставщиком социальных услуг, но не выше размеров тарифов на социальные услуги, утвержденных для организации социального обслуживания, находящейся в ведении автономного округа, расположенной в муниципальном образовании в автономном округе, в котором находится поставщик социальных услуг (пункт 6.2 Порядка).
Судами установлено, что Законом автономного округа от 26.11.2020 N 125-ЗАО "Об окружном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон N 125-ЗАО) на 01.01.2021 на предоставление субсидии в 2021 году поставщикам социальных услуг предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 200 000 000 руб., в течение 2021 года бюджетные ассигнования увеличены на сумму 58 000 000 руб.
По условиям Соглашения N 27-21 (в редакции дополнительного соглашения от 21.05.2021) организации предоставлена субсидия в размере 26 541 087,99 руб.
Размер субсидии рассчитан на 120 получателей социальных услуг (129 договоров о предоставлении социальных услуг).
01.06.2021 в ГКУ "Центр социальных технологий" поступило обращение организации от 31.05.2021 N 21 об увеличении количества получателей социальных услуг на 12 человек.
Письмом от 16.06.2021 N 89-0750-01-08/1125 ГКУ "Центр социальных технологий" уведомило организацию об отказе в увеличении количества получателей социальных услуг в связи с отсутствием денежных средств на предоставление субсидий.
В августе-октябре 2021 года в адрес ГКУ "Центр социальных технологий" поступили обращения организации от 05.08.2021 N 24, от 07.09.2021 N 36, от 13.10.2021 N 42 с просьбой об увеличении количества получателей социальных услуг без выделения дополнительных ассигнований из бюджета.
По результатам рассмотрения названных обращений между ГКУ "Центр социальных технологий" и организацией подписаны дополнительные соглашения от 30.08.2021 N 2, от 24.09.2021 N 3, от 01.11.2021 N 4 к Соглашению N 27-21 об увеличении количества получателей социальных услуг на 39 человек без увеличения размера субсидии (56 договоров о предоставлении социальных услуг).
Соглашение N 27-21, дополнительные соглашения к нему подписаны организацией без замечаний и возражений.
Для получения субсидии в соответствии с требованием подпункта 4.1.3 пункта 4.1 Порядка организацией предоставлен расчет тарифов на социальные услуги, размеры которых совпадают с размерами тарифов на социальные услуги, утвержденных для организации социального обслуживания, находящейся в ведении автономного округа, расположенной в муниципальном образовании г. Муравленко.
Размер субсидии для выплаты компенсации при предоставлении социальных услуг рассчитан на основании пункта 6 Порядка.
За социальные услуги, оказанные 120 получателям социальных услуг (по 129 договорам о предоставлении социальных услуг) в адрес организации предоставлена субсидия в сумме 26 541 087,99 руб., которая определена пунктом 2.1 Соглашения N 27-21 исходя из количества получателей социальных услуг (количества договоров о предоставлении социальных услуг).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что субсидия организации предоставлена из окружного бюджета в полном размере, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и условиями Соглашения N 27-21, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до ГКУ "Центр социальных технологий", установив, что департаментом совершались действия, направленные на увеличение бюджетных ассигнований для предоставления субсидий, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчиков 3 161 564,63 руб. субсидии на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг.
Доводы жалобы о том, что спорная субсидия носит компенсационной (обязательный) характер, поскольку призвана возместить расходы поставщика социальных услуг на осуществление публичных полномочий, в связи с чем правовые основания для отказа в выплате данной субсидии со ссылкой на исчерпание лимитов отсутствуют, отклоняются судом округа как несостоятельные.
В рассматриваемом случае субсидия поставщикам социальных услуг предоставлялась на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом N 125-ЗАО, и в соответствии с Порядком, которым в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрен, в том числе недостаток лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до уполномоченного органа.
Расчет расходов, связанных с оказанием социальных услуг, произведен на основании тарифов на социальные услуги, представленных самой организацией, исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление ею социальных услуг за 2020 год.
Кроме того, вопреки доводам организации законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании не возлагает на поставщика социальных услуг обязанность по заключению договора о предоставлении социальных услуг со всеми обратившимися к нему гражданами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании. В случае отсутствия у поставщика социальных услуг возможности предоставить гражданину социальные услуги в связи с недостаточностью финансовых, материально-технических, кадровых и других ресурсов, гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании, вправе обратится к другому поставщику социальных услуг.
Доводы, касающиеся доказательственной базы, подлежат отклонению, поскольку вопрос относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешается судами первой и апелляционной инстанций в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела, и входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Судом кассационной инстанции также отклоняются ссылки подателя жалобы на судебную практику в подтверждение своих доводов, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию организации по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы организации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 15.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-1417/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 30 Закона N 442-ФЗ финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ предусмотрено, что в случае, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 марта 2023 г. N Ф04-880/23 по делу N А81-1417/2022