город Омск |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А81-1417/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Сафронова М.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Летучевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13537/2022) общественной организации Ямало-Ненецкого автономного округа "Семья Ямала" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.09.2022 по делу N А81-1417/2022 (судья Осипова Ю.Г.), принятое по иску общественной организации Ямало-Ненецкого автономного округа "Семья Ямала" (ИНН 8905063266, ОГРН 1178901000046) к департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058900020960, ИНН 8901017082), департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1068901000057, ИНН 8901017477) о взыскании денежных средств,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН 8901026030, ОГРН 1128901000029),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
региональная общественная организация Ямало-Ненецкого автономного округа "Семья Ямала" (далее - РОО ЯНАО "Семья Ямала", истец, апеллянт) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ответчики) о взыскании 3 161 564 руб. 63 коп. субсидии на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГКУ "Центр социальных технологий", учреждение, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.09.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Мотивируя свою позицию, апеллянт приводит следующие доводы: в октябре-ноябре 2021 года истцом в соответствии с действующим порядком оказания социальных услуг оказана необходимая помощь получателям, обратившимся в установленном порядке за их предоставлением, однако в связи с недостатком финансирования данные услуги оплачены частично в сумме 2 165 851 руб. 99 коп., в связи с чем образовалась задолженность в сумме 3 161 564 руб. 63 коп.; оказание социальных услуг в данном случае не являлось благотворительной помощью, поскольку услуги оказывались всем получателям на основании договоров о предоставлении социальных услуг по утвержденным индивидуальным программам; для истца заключение договора на оказание социальных услуг является обязательным; заключение истцом дополнительных соглашений N 2-4 не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент заключения указанных соглашений ранее установленный лимит субсидии не был исчерпан.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, а также третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что РОО ЯНАО "Семья Ямала" (до 09.12.2021 - местная общественная организация многодетных семей города Муравленко "Семья Муравленко") является поставщиком социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, не участвующих в выполнении государственного задания (заказа).
На основании соглашения от 19.04.2021 N 27-21 (далее - Соглашение N 27-21), заключенного с государственным казенным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа", истец является получателем субсидий из окружного бюджета поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), для выплаты компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг.
Субсидии предоставляются в рамках реализации мероприятия, предусмотренного подпрограммой "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы автономного округа "Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 - 2024 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25.12.2013 N 1128-П (пункт 1.2 Соглашения N 27-21).
Соглашение заключено в соответствии с Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 28.09.2018 N 1007-П (далее - Порядок N 1007-П).
В силу пункта 2.1 Порядка N 1007-П субсидии предоставляются для выплаты компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг, согласно утвержденным организацией тарифам либо с использованием сертификата.
Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с пунктом 5.5 Порядка N 1007-П.
Установленная данным пунктом Порядка процедура (применительно к социальным услугам, оказываемых истцом) предполагает предоставление РОО ЯНАО "Семья Ямала" в уполномоченную организацию (учреждению):
- отчета об оказании социальных услуг по форме согласно приложению N 2 к данному Порядку;
- копии акта приемки оказанных социальных услуг, который в обязательном порядке должен содержать перечень предоставленных социальных услуг, дату предоставления социальных услуг, количество предоставленных социальных услуг и подпись получателя социальных услуг.
После получения вышеуказанных документов третье лицо осуществляет их проверку в течение 10 рабочих дней (пункт 5.5.2 Порядка N 1007-П) и принимает одно из следующих решений:
- в случае выявления ошибок в представленном получателем субсидии отчете уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней со дня завершения проверки направляет почтовым отправлением в адрес получателя субсидии перечень выявленных в расчетах ошибок и замечаний;
- по расчетам сумм субсидии, подтвержденных документами, по которым отсутствуют разногласия, уполномоченная организация принимает решение о перечислении субсидии в форме приказа и в течение 3 рабочих дней с даты подписания приказа письменно уведомляет об этом получателя субсидии способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления, и перечисляет субсидию на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации в течение 7 рабочих дней с даты подписания приказа (подпункт 5.5.3 Порядка N 1007-П).
В октябре 2021 года получателям социальных услуг истцом оказаны услуги, предусмотренные Соглашением N 27-21, на сумму 2 840 727 руб. 02 коп.
Письмом от 01.12.2021 N 89-0750/01-08/364 учреждение проинформировало истца, что остаток не перечисленной субсидии в рамках Соглашения составляет 2 165 851 руб. 99 коп. По указанной причине учреждением принято решение о перечислении субсидии за оказанные в октябре 2021 года услуги в размере 2 165 851 руб. 99 коп. В указанном размере субсидия перечислена истцу на основании платежного поручения от 01.12.2021 N 1184.
В ноябре 2021 года истцом оказаны социальные услуги на сумму 2 486 689 руб. 60 коп.
Письмом от 15.12.2021 N 89-0750/01-08/546 учреждение проинформировало истца, что остаток не перечисленной суммы субсидии в рамках Соглашения составляет 0 руб., в связи с чем перечисление субсидии в целях компенсации выпадающих доходов истцу не производилось.
Полагая, что за оказанные в период октябрь-ноябрь 2021 года социальные услуги на стороне ответчиков перед истцом образовалась задолженность в размере 3 161 564 руб. 63 коп., РОО ЯНАО "Семья Ямала" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ).
Как указано выше, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.09.2018 N 1007-П "О предоставлении субсидий из окружного бюджета в целях получения компенсации поставщиками социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), и сертификатов на получение социальных услуг", действовавшим в спорный период, утвержден Порядок предоставления субсидий из окружного бюджета поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа).
Следовательно, в 2021 году поставщикам социальных услуг в автономном округе предоставлялась субсидия в целях компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг (далее - субсидия), в порядке и на условиях предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе Порядком N 1007-П.
Согласно Порядку N 1007-П, предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом автономного округа об окружном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до уполномоченной организации - ГКУ "Центр социальных технологий", как получателя средств окружного бюджета (пункт 2.2).
Для получения субсидии поставщик не позднее 01 декабря текущего года представляет, в том числе следующие документы:
- заявление о предоставлении субсидий в целях компенсации недополученных доходов, связанных с оказанием социальных услуг, с указанием получателей социальных услуг, которым поставщик планирует оказывать социальные услуги согласно принятым решениям о признании гражданина нуждающимся в оказании социальных услуг (далее - решение);
- копию договора (договоров) о предоставлении социальных услуг (при оказании только срочных социальных услуг представление договора не требуется);
- расчет установленных поставщиком тарифов на социальные услуги (пункт 4.1 Порядка N 1007-11).
ГКУ "Центр социальных технологий" в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов осуществляет проверку полноты и правильности их оформления и принимает решение об отказе в предоставлении субсидий, в том числе по следующему основанию - недостаток лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до уполномоченной организации как получателя средств окружного бюджета (пункт 5.1, подпункт 5.1.5).
В случае поступления в уполномоченную организацию нескольких заявлений о получении субсидии, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств для предоставления субсидии всем обратившимся поставщикам, субсидия предоставляется тому поставщику, чье заявление и документы зарегистрированы ранее с учетом даты и времени его поступления (подпункт 5.1.5).
Законом автономного округа от 26.11.2020 N 125-ЗАО "Об окружном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон N 125-ЗАО) на 01.01.2021 на предоставление субсидии в 2021 году поставщикам социальных услуг предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 200 000 000 руб., в течение 2021 года бюджетные ассигнования увеличены на сумму 58 000 000 руб..
В силу пункта 5.7 Порядка N 1007-П при увеличении количества получателей социальных услуг, которым получатель субсидии планирует оказывать социальные услуги согласно решениям в период действия соглашения, получатель субсидии обращается в уполномоченную организацию с письмом о согласовании увеличения количества получателей социальных услуг с приложением списка получателей социальных услуг, которым получатель субсидии планирует оказывать социальные услуги согласно решениям.
Уполномоченная организация в течение 10 рабочих дней со дня получения от получателя субсидии письма о согласовании увеличения количества получателей социальных услуг:
- при наличии бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до уполномоченной организации как получателя бюджетных средств, принимает решение об увеличения размера субсидии в форме приказа и уведомляет об этом получателя субсидии путем направления проекта дополнительного соглашения к соглашению способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления (подпункт 5.7.1);
- в случае недостатка бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до уполномоченной организации как получателя бюджетных средств, принимает решение об отказе получателю субсидии в увеличении количества получателей социальных услуг и уведомляет об этом получателя субсидии путем направления письменного отказа способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления (подпункт 5.7.2).
Как отмечалось выше, между истцом и учреждением на основании решения ГКУ "Центр социальных технологий" (приказ от 16.04.2021 N 99-ПСУ), заключено Соглашение N 27-21 о предоставлении субсидии в размере 17 574 936 руб. 65 коп. Размер субсидии рассчитан на 102 получателя социальных услуг (102 договора о предоставлении социальных услуг).
На основании письма РОО ЯНАО "Семья Ямала" от 30.04.2021 N 16 об увеличении количества получателей социальных услуг на 27 человек (из них 9 получателей социальных услуг уже были включены 19.04.2021 в список получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания - приложение N 1 к Соглашение N 27-21) ГКУ "Центр социальных технологий" на основании подпункта 5.7.1 пункта 5.7 Порядка N 1007-П принято решение об увеличении размера субсидии (приказ от 21.05.2021 N 175-ПСУ) на сумму 8 966 151 руб. 34 коп.
на 27 получателей социальных услуг, в том числе 9 получателей социальных услуг, включенных 19.04.2021 в Соглашение N 27-21.
21.05.2021 сторонами Соглашения N 27-21 заключено дополнительное соглашение N 1, согласно которому размер субсидии составил 26 541 087 руб. 99 коп., количество получателей социальных услуг - 120 человек (129 договоров о предоставлении социальных услуг).
01.06.2021 в ГКУ "Центр социальных технологий" поступило обращение РОО ЯНАО "Семья Ямала" от 31.05.2021 N 21 об увеличении количества получателей социальных услуг на 12 человек. На основании подпункта 5.7.2 пункта 5.7 Порядка N 1007-П, в связи с отсутствием денежных средств на предоставление субсидий, ГКУ "Центр социальных технологий" принято решение об отказе РОО ЯНАО "Семья Ямала" в увеличении количества получателей социальных услуг.
РОО ЯНАО "Семья Ямала" уведомлена об отказе в увеличении количества получателей социальных услуг письмом от 16.06.2021 N 89-0750-01-08/1125.
В августе-октябре 2021 года в адрес ГКУ "Центр социальных технологий" также поступили обращения РОО ЯНАО "Семья Ямала" с просьбой об увеличении количества получателей социальных услуг без выделения дополнительных ассигнований из бюджета:
- письмо РОО ЯНАО "Семья Ямала" от 05.08.2021 N 24 об увеличении количества получателей социальных услуг на 28 человек без выделения дополнительных ассигнований из бюджета (из них 8 получателей социальных услуг уже включены ранее в список получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания - приложение N 1 к Соглашению N 27-21);
- письмо РОО ЯНАО "Семья Ямала" от 07.09.2021 N 36 об увеличении количества получателей социальных услуг на 11 человек без выделения дополнительных ассигнований из бюджета (из них 3 получателя социальных услуг уже включены ранее в список получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания - приложение N 1 к Соглашению N 27-21);
- письмо РОО "Семья Ямала" от 13.10.2021 N 42 об увеличении количества получателей социальных услуг на 17 человек без выделения дополнительных ассигнований из бюджета (из них 6 получателей социальных услуг уже включены ранее в список получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания - приложение N 1 к Соглашению N 27-21).
В результате сторонами Соглашения N 27-21 заключены дополнительные соглашения об увеличении количества получателей социальных услуг на 39 человек без увеличения размера субсидии (56 договоров о предоставлении социальных услуг) установленного пунктом 2.1 Соглашения N 27-21:
- дополнительное соглашение от 30.08.2021 N 2 - количество получателей социальных услуг увеличено на 20 человек, всего 140 человек (28 договоров о предоставлении социальных услуг);
- дополнительное соглашение от 24.09.2021 N 3 - количество получателей социальных услуг увеличено на 8 человек, всего 148 человек (11 договоров о предоставлении социальных услуг);
- дополнительное соглашение от 01.11.2021 N 4 - количество получателей социальных услуг увеличено на 11 человек, всего 159 человек (17 договоров о предоставлении социальных услуг).
В соответствии с положениями подпункта 5.5.1 пункта 5.5 Порядка N 1007-П перечисление субсидии осуществляется на расчетный счет получателя субсидии на основании решения уполномоченной организации в форме приказа по результатам рассмотрения документов, представленных получателем субсидии, в том числе отчета об оказании социальных услуг с указанием получателей социальных услуг и копии актов приемки оказанных социальных услуг, которые в обязательном порядке должны содержать перечень предоставленных социальных услуг, дату предоставления социальных услуг, количество предоставленных социальных услуг и подпись получателя социальных услуг.
Окончательный расчет за предоставленные в период с января по ноябрь текущего финансового года услуги производится не позднее 25 декабря текущего финансового года. За предоставленные социальные услуги в декабре текущего финансового года и по расчетам сумм, в которых были выявлены ошибки и замечания за предыдущий период, окончательный расчет производится до 01 февраля очередного финансового года (подпункт 5.5.6 пункта 5.5 Порядка N 1007-П).
Таким образом, за социальные услуги, оказанные 120 получателям социальных услуг (по 129 договорам о предоставлении социальных услуг) РОО ЯНАО "Семья Ямала" предоставлена субсидия в надлежащем объеме, размер которой определен пунктом 2.1 Соглашения N 27-21 исходя из количества получателей социальных услуг (количества договоров о предоставлении социальных услуг) в сумме 26 541 087 руб.
99 коп.
Следовательно, субсидия РОО ЯНАО "Семья Ямала" предоставлена из окружного бюджета в полном размере, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и условиями Соглашения N 27-21, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до уполномоченной организации - ГКУ "Центр социальных технологий".
При этом из материалов дела следует, что Департаментом социальной защиты населения ЯНАО направлялись заявки в Департамент финансов ЯНАО о рассмотрении возможности увеличения бюджетных ассигнований для предоставления субсидий, которые не были удовлетворены.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Причем для наступления ответственности, установленной правилами статьи 15, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего в себя: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
На основании статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В силу пункта 2.1 Порядка N 1007-П субсидии предоставляются для выплаты компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг согласно утвержденным поставщиком социальных услуг тарифам либо с использованием сертификата.
При предоставлении социальных услуг бесплатно размер субсидии для выплаты компенсации поставщику социальных услуг рассчитывается в зависимости от размера тарифов на социальные услуги, утвержденных поставщиком социальных услуг, но не выше размеров тарифов на социальные услуги, утвержденных для организации социального обслуживания, находящейся в ведении автономного округа, расположенной в муниципальном образовании в автономном округе, в котором находится поставщик социальных услуг (пункт 6.2 Порядка N 1007-П).
Для получения субсидии в соответствии с требованием подпункта 4.1.3 пункта 4.1 Порядка N 1007-П РОО "Семья Ямала" предоставлен расчет тарифов на социальные услуги, размеры которых совпадают с размерами тарифов на социальные услуги, утвержденных для организации социального обслуживания, находящейся в ведении автономного округа, расположенной в муниципальном образовании г. Муравленко - ГБУ "Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании город Муравленко".
Размер субсидии для выплаты компенсации при предоставлении социальных услуг РОО ЯНАО "Семья Ямала" рассчитан на основании пункта 6 Порядка N 1007-П.
При этом на получателя субсидии возложена обязанность вести обособленный учет операций со средствами субсидии (подпункт 5.3.4 пункта 5.3 Соглашения N 27-21.
Тарифы на социальные услуги ГБУ "Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании город Муравленко" установлены приказом департамента социальной защиты населения автономного округа от 27.01.2020 N 16-ОД "Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемые организациями социального обслуживания в Ямало-Ненецком автономном округе" на основании подушевых нормативов финансирования в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановление Правительства автономного округа от 25.12.2015 N 1306-П.
Подушевые нормативы определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги (пункт 4 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 N 1285).
Следовательно, предоставленная истцу субсидия имеет компенсационный характер и направлена на возмещение расходов, связанных с оказанием социальных услуг, рассчитанных на основании тарифов на социальные услуги, представленных РОО ЯНАО "Семья Ямала".
Из устава РОО ЯНАО "Семья Ямала" следует, что одной из основных целей организации является оказание благотворительной и моральной поддержки многодетным семьям региона ЯНАО, находящимся в тяжёлых жизненных ситуациях.
Учитывая данное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при осуществлении благотворительной помощи, вопрос о целесообразности и пределах такой помощи должен разрешается самой организацией.
Соглашение N 27-21, дополнительные соглашения N 1-7 подписаны РОО ЯНАО "Семья Ямала" без замечаний и возражений. По инициативе РОО ЯНАО "Семья Ямала" заключены дополнительные соглашения N 2-4, согласно которым поставщик социальных услуг добровольно принял на себя соответствующие обязательства относительно увеличения количества получателей социальных услуг без увеличения размера субсидии.
Принимая во внимание изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности истцом факта возникновения на стороне РОО ЯНАО "Семья Ямала" убытков, возникших вследствие неправомерных действий ответчиков.
Напротив, из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что РОО ЯНАО "Семья Ямала" при оказании социальных услуг, а в последующем при расчете убытков, не учитывала факт включения получателей социальных услуг в Соглашение N 27-21 без увеличения размера компенсации соответствующих расходов (по инициативе самого истца).
Соответственно, отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, ранее заявленные истцом в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Вместе с тем обстоятельства спора исследованы судом всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.09.2022 по делу N А81-1417/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с частью 5 статьи 15 АПК РФ настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
М.М. Сафронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1417/2022
Истец: Региональная организация Ямало-Ненецкого автономного округа "Семья Ямала"
Ответчик: Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА", Региональная Ямало-Ненецкого автономного округа "Семья Ямала"