г. Тюмень |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А75-11908/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу акционерного общества "Ютэйр-Инжиниринг" на решение от 03.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 05.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-11908/2022 по заявлению акционерного общества "Ютэйр-Инжиниринг" (625023, город Тюмень, улица Интернациональная, дом 187, ИНН 7204002009, ОГРН 1027200848620) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, дом 69, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) об оспаривании действий.
В заседании принял участие представитель акционерного общества "Ютэйр-Инжиниринг" Белов В.Н. по доверенности от 01.01.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Ютэйр-Инжиниринг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконными действий Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХантыМансийского автономного округа - Югры (далее - служба) по присвоению объекту "Посадочная площадка "Нефтеюганск", участок "Салым" III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 03.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 05.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, спорный объект соответствует IV категории объектов, оказывающих НВОС, на основании пункта 8 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее - Критерии N 2398); на данном объекте осуществляется деятельность по производству тепловой энергии (выработка теплого воздуха моторным подогревателем МП "Север"); судами неправомерно рассмотрены не приведенные в ходе обязательного досудебного урегулирования основания для присвоения объекту НВОС III категории - наличие в составе объекта буллитов, для хранения нефтепродуктов; кроме того, осуществление деятельности по хранению нефтепродуктов с проектной вместимостью менее 100 тыс. тонн не препятствует присвоению объекту НВОС IV категории.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество в хозяйственной деятельности эксплуатирует объект НВОС "Посадочная площадка "Нефтеюганск", участок "Салым" по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, поселок Салым, улица Транспортная, сооружение N 7; указанный объект поставлен на государственный учет с присвоением III категории НВОС (свидетельство от 10.01.2017 N 2845890), сведения об объекте были актуализированы 10.08.2017 (свидетельство N 2436230) и 05.04.2022 (свидетельство N 6806751) без изменения категории.
Общество 04.04.2021 обратилось в службу с заявлением о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в региональном государственном реестре, ссылаясь на изменение характеристик источников загрязнения окружающей среды и отнесение объекта к IV категории НВОС.
По результатам рассмотрения заявления службой было выдано свидетельство от 05.04.2022 N 6806751 об актуализации сведений на объекте, оказывающем НВОС, при этом подтверждена III категория НВОС.
Письмом и.о. руководителя службы от 18.05.2022 обществу было отказано в удовлетворении его жалобы на необоснованное присвоение спорному объекту III категории НВОС.
Не согласившись с указанными действиями службы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о наличии у службы правовых оснований для присвоения спорному объекту III категории НВОС при актуализации сведений о нем.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1).
Пунктом 1 статьи 69 Закона об охране окружающей среды предусмотрен учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В силу статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2).
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Согласно положениям пункта 1 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды, пункта 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных действующим в спорный период постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее - Правила N 572), объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет на основании заявки юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (пункт 6 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды).
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте (пункт 31 Правил N 572).
В соответствии с подпунктом 5.5.4 пункта 5.5 Положения о Природнадзоре Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 24.08.2012 N 299-п, Природнадзор Югры осуществляет ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В рассматриваемом случае основанием для отнесения службой спорного объекта к III категории НВОС при выдаче свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС послужили положения подпункта 5 пункта 6 раздела III Критериев N 2398 (осуществление на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV названных Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV названных Критериев).
Как следует из заявления общества от 04.04.2022, на объекте НВОС осуществляется ремонт и техническое обслуживание летательных и космических аппаратов (коды ОКВЭД 33.16, 33.16.10.000); одним из стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является моторный подогреватель МП "Север", используемый для подогрева воздушных судов путем подачи теплого воздуха; состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от данного источника содержит: азот диоксид, азот II оксид, углерод (сажа), сера диоксид, углерод оксид, бенз/а/пирен (бензапирен).
По мнению общества, спорный объект НВОС относится к IV категории на основании пункта 8 Критериев N 2398 (осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью 1 МВт и менее) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью 2 Гкал/час и менее) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 названных Критериев).
Согласно пункту 7 Критериев N 2398 критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам IV категории является наличие одновременно следующих критериев:
1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 названных Критериев);
2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Общество указывает, что на спорном объекте НВОС осуществляется деятельность по производству тепловой энергии, при этом соблюдается условие подпункта 2 пункта 7 Критериев N 2398.
Вместе с тем, как верно отмечено службой и судами, производство теплого воздуха моторным подогревателем МП "Север" не тождественно производству пара и горячей воды (тепловой энергии), в связи с чем не имеется оснований для применения положений пункта 8 Критериев N 2398.
Поскольку в составе выбросов загрязняющих веществ от моторного подогревателя МП "Север" присутствует вещество I класса опасности - бензапирен (пункт 7 раздела I Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р; пункт 47 раздела I санитарных правил и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2), спорный объект НВОС также не может быть признан объектом IV категории на основании пункта 7 Критериев.
Кроме того, заявление общества об актуализации сведений об объекте НВОС от 04.04.2022 содержит сведения о стационарном источнике выбросов в атмосферный воздух - буллиты (6005), в которых осуществляется накопление нефтепродуктов.
Пунктом 22 раздела II Критериев N 2398 предусмотрено, что критерием отнесения объектов, оказывающих умеренное НВОС, к объектам II категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 100 тыс. тонн и более).
Однако приведенные обществом в заявлении параметры буллита в части вместимости нефтепродуктов не позволяют отнести спорный объект к объектам II категории НВОС. Деятельность по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки на объектах НВОС также не указана в качестве критериев, позволяющих отнести объект к объектам IV категории.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств осуществления на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Критериев N 2398 и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV названных Критериев, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у службы правовых оснований для присвоения объекту III категории НВОС.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконными оспариваемых действий службы.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 05.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11908/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 22 раздела II Критериев N 2398 предусмотрено, что критерием отнесения объектов, оказывающих умеренное НВОС, к объектам II категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 100 тыс. тонн и более).
Однако приведенные обществом в заявлении параметры буллита в части вместимости нефтепродуктов не позволяют отнести спорный объект к объектам II категории НВОС. Деятельность по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки на объектах НВОС также не указана в качестве критериев, позволяющих отнести объект к объектам IV категории.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств осуществления на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Критериев N 2398 и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV названных Критериев, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у службы правовых оснований для присвоения объекту III категории НВОС."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 марта 2023 г. N Ф04-770/23 по делу N А75-11908/2022