г. Тюмень |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А81-6549/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение от 21.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 17.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-6549/2022 по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600, ОГРН 1118901002153, ИНН 8901025421) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) от 31.03.2022 N 03/4-167/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 450 000 руб.
Решением от 21.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 17.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным в части назначения обществу штрафа в размере, превышающем 300 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Ямалкоммунэнерго" просит отменить указанные судебные акты и признать оспариваемое постановление незаконным полностью.
По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае отсутствует вина общества в совершенном административном правонарушении; эксплуатация полигона захоронения сточных вод в городе Тарко-Сале в период с октября 2015 года по настоящее время без положительного заключения государственной экспертизы осуществлялась в состоянии крайней необходимости.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, АО "Ямалкоммунэнерго" является владельцем бессрочной лицензии СЛХ 15915 ЗЭ от 13.04.2019 на право пользования недрами с целью размещения в пластах горных пород хозяйственно-бытовых сточных вод.
Управлением на основании решения от 15.02.2022 N 88-рш в период с 21.02.2022 по 04.03.2022 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания от 27.04.2021 N 38, в ходе которой выявлено нарушение, выразившееся в пользовании недрами с нарушением условий, установленных подпунктом 1 пункта 3.3 Приложения N1 к лицензии СЛХ 15915 ЗЭ (акт проверки от 05.03.2022 N 68).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 14.03.2012 N 03/4-167/2022 и вынесения постановления от 31.03.2022 N 03/4-167/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 450 000 руб.
АО "Ямалкоммунэнерго", не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности, при этом установил отсутствие факта повторности совершения обществом однородного правонарушения и признал постановление незаконным в части размера штрафа, превышающего 300 000 руб. При этом суд не усмотрел оснований для применения статей 2.7 и 2.9, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части второй статьи 22 Закона о недрах).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.3 Приложения N 1 к лицензии размещение в пластах горных пород хозяйственно-бытовых сточных вод разрешается при наличии положительного заключения государственной экспертизы геологической информации.
Согласно Приложению N 6 к лицензии закачка стоков осуществляется с 1986 года в отложения сеноманского горизонта покурской свиты мела, залегающего в интервале глубин 1300-1500 м. Захоронение хозяйственно-бытовых сточных вод производится посредством эксплуатации поглощающей скважины N 3-П, расположенной в городе Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
В ходе проверки обществом представлен журнал времени работы насосов по закачке стоков в поглощающую скважину N 3-П (филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло"), а также справка по фактическим объемам закаченных сточных вод в поглощающую скважину N 3-П. Так, объем закаченных сточных вод в поглощающую скважину N 3-П во 2 квартале 2021 года составил 170 470,037 куб.м; в 3 квартале 2021 года - 144 295, 55 куб.м; в 4 квартале 2021 года - 164 180, 495 куб.м, в январе 2022 года - 52388, 664 куб. м.
Из протокола Государственной Комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов углеводородного сырья, подземных вод, а также геологической информации об участках недр, намеченных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых от 10.05.2018 N 5390 следует, что по результатам государственной экспертизы геологогидрогеологического обоснования полигона захоронения хозяйственно-бытовых стоков в горде Тарко-Сале в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, экспертной комиссией единогласно принято решение воздержатся от разрешения эксплуатации полигона захоронения сточных вод с заявленными эксплуатационными характеристиками в связи с их необоснованностью представленными материалами. Кроме того, комиссией рекомендовано (Приложение N 1 к протоколу от 10.05.2018 N 5390): оформить в аренду нагнетательную скважину N 5-П, оценить ее техническое состояние и при необходимости выполнить восстановительные работы; оформить в установленном порядке дополнение к действующей лицензии, предусмотрев этап геологического изучения участка рассматриваемого полигона захоронения; выполнить геологическое изучение участка полигона, в процессе которого провести ремонт скважины N 3-П, работы, направленные на дальнейшее обоснование эксплуатации полигона захоронения и предоставить материалы на государственную экспертизу.
Кроме того, письмом Ямалнедра от 01.03.2021 N 01-06-11/296 сообщено, что общество во исполнение вышеуказанного протокола материалов, обосновывающих размещение в пластах горных пород хозяйственно-бытовых сточных вод, на государственную экспертизу по вышеуказанной лицензии не представило.
Факт нарушения обществом подпункта 1 пункта 3.3 Приложения N 1 к лицензии при осуществлении деятельности по захоронению сточных вод в городе Тарко-Сале с октября 2015 года по настоящее время без положительного заключения государственной экспертизы геологической информации подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Поскольку АО "Ямалкоммунэнерго" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения условий лицензионного соглашения и Закона о недрах, существования объективно препятствующих этому причин, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Вопреки позиции подателя жалобы материалами дела не подтверждается совершение обществом вменяемого правонарушения в состоянии крайней необходимости, а также принятие им необходимых, достаточных и своевременных мер для устранения нарушений закона.
Нарушений порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности, а также оснований для применения положений статей 2.7 и 2.9, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции снизил размер штрафа до низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного суды правомерно изменили оспариваемое постановление административного органа в части назначения наказания.
Доводы АО "Ямалкоммунэнерго", изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 17.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-6549/2022 без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части второй статьи 22 Закона о недрах).
...
Поскольку АО "Ямалкоммунэнерго" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения условий лицензионного соглашения и Закона о недрах, существования объективно препятствующих этому причин, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Нарушений порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности, а также оснований для применения положений статей 2.7 и 2.9, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции снизил размер штрафа до низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 марта 2023 г. N Ф04-29/23 по делу N А81-6549/2022