город Омск |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А81-6549/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12472/2022) акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2022 по делу N А81-6549/2022 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ОГРН 1118901002153, ИНН 8901025421) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) об оспаривании постановления от 31.03.2022 N03/4-167/2021 о назначении административного наказания,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2022 N 03/4-167/2021 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2022 по делу N А81-6549/2022 постановление Управления от 31.03.2022 N03/4-167/2021 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении АО "Ямалкоммунэнерго", признано недействительным в части размера административного штрафа, превышающего 300 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Ямалкоммунэнерго" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что административным органом и судом первой инстанции не учтено, что в целях реализации мероприятий по исполнению подпункта 1 пункта 3.3 Лицензионного соглашения СЛХ 15915 ЗЭ обществом предприняты все возможные меры для устранения нарушений закона, а именно: АО "Ямалкоммунэнерго" заключен договор с ЗАО "Недра" N 05-2017 от 03.03.2017 на проведение комплекса работ на полигоне захоронения стоков, составлена и согласована программа мониторинга, выполнены геофизические исследования, проведены мониторинговые исследования. Для проведения мониторинговых исследований в требуемом объеме обществом заключен договор с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" N 227-17 от 17.07.2017. Необходимые лабораторные исследования проведены. Мероприятия по получению положительного заключения государственной экспертизы геологической информации требуют значительных временных затрат и не в полном объеме зависят от общества, а требуют принятия определенных мер со стороны определенных органов.
В апелляционной жалобе также указано, что действия общества по эксплуатации полигона захоронения сточных вод в г. Тарко-Сале в период с октября 2015 года по настоящее время без положительного заключения государственной экспертизы являются крайней необходимостью.
Отзыв на апелляционную жалобу Управлением в материалы дела не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
АО "Ямалкоммунэнерго" является владельцем Лицензии СЛХ 15915 ЗЭ от 13.04.2019 на право пользования недрами с целью размещения в пластах горных пород хозяйственно- бытовых сточных вод. Срок окончания действия лицензии - без ограничения срока.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.3 Приложения N 1 к лицензии СЛХ 15915 ЗЭ, размещение в пластах горных пород хозяйственно-бытовых сточных вод разрешается при наличии положительного заключения государственной экспертизы геологической информации.
Согласно Приложению N 6 к лицензии на право пользование недрами Закачка стоков осуществляется с 1986 года в отложения сеноманского горизонта покурской свиты мела, залегающего в интервале глубин 1300-1500 м. Захоронение хозяйственно-бытовых сточных вод производится посредством эксплуатации поглощающей скважины N3-П, расположенной в г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО.
Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании решения Управления от 15.02.2022 N 88-рш в период с 21.02.2022 по 04.03.2022 в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" проведена внеплановая документарная проверка по исполнению ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 27.04.2021 N38.
По результатам указанной проверки, выявлено нарушение, выразившееся в пользовании недрами с нарушением условий, установленных подпунктом 1 пункта 3.3 Приложения N 1 к лицензии СЛХ 15915 ЗЭ, что зафиксировано в акте проверки N 68 от 05.03.2022.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 14.03.2012 N 03/4-167/2022.
Управлением 31.03.2022 вынесено постановление о назначении административного наказания N 03/4-167/2022, согласно которому АО "Ямалкоммунэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 450 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 21.09.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Соответственно, любые действия либо бездействие недропользователя, несоответствующие условиям выданной лицензии и не согласованные с соответствующими органами, выдавшими эту лицензию, могут быть квалифицированы как нарушающие условия выданной лицензии.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Таким образом, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий: непосредственно пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 14.03.2012 N 03/4-167/2022 обществу вменено пользование недрами с нарушением условий, установленных подпунктом 1 пункта 3.3 Приложения N 1 к лицензии СЛХ 15915 ЗЭ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.3 Приложения к лицензии СЛХ 15915 ЗЭ, размещение в пластах горных пород хозяйственно-бытовых сточных вод разрешается при наличии положительного заключения государственной экспертизы геологической информации.
Согласно Приложению N 6 к лицензии на право пользование недрами закачка стоков осуществляется с 1986 года в отложения сеноманского горизонта покурской свиты мела, залегающего в интервале глубин 1300-1500 м. Захоронение хозяйственно-бытовых сточных вод производится посредством эксплуатации поглощающей скважины N 3-П расположенной в г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО.
В рамках проведения проверки Управлением в адрес отдела геологии и лицензирования по Ямало-Ненецкому автономному округу направлен запрос исх. N 03/4-3760.
Также в адрес общества направлено требование от 21.02.2021 о представлении документов, необходимых для проведения проверки.
В ответ на вышеуказанное требование АО "Ямалкоммунэнерго" в составе сопроводительного письма от 28.02.2022 представлен журнал времени работы насосов по закачке стоков в поглощающую скважину N 3-П. филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло", а также справка по фактическим объемам закаченных сточных вод в поглощающую скважину N 3-П.
Так, объем закаченных сточных вод в поглощающую скважину N 3-П во 2 квартале 2021 года составил 170470,037 куб. м; в 3 квартала 2021 года - 144295, 55 куб. м; в 4 квартале 2021 года - 164180, 495 куб. м, в январе 2022 года - 52388, 664 куб. м.
Из протокола N 5390 от 10.05.2018 Государственной Комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов углеводородного сырья, подземных вод, а также геологической информации об участках недр, намеченных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых от 10.05.2018 следует, что по результатам государственной экспертизы геолого-гидрогеологического обоснования полигона захоронения хозяйственно-бытовых стоков в г. Тарко-Сале в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, экспертной комиссией единогласно принято решение воздержатся от разрешения эксплуатации полигона захоронения сточных вод с заявленными эксплуатационными характеристиками в связи с их необоснованностью представленными материалами.
Кроме того, комиссией рекомендовано (Приложение N 1 к протоколу N 5390 от 10.05.2018):
- оформить в аренду нагнетательную скважину N 5-П, оценить ее техническое состояние и при необходимости выполнить восстановительные работы;
- оформить в установленном порядке дополнение к действующей лицензии, предусмотрев этап геологического изучения участка рассматриваемого полигона захоронения;
- выполнить геологическое изучение участка полигона, в процессе которого провести ремонт скважины N 3-П, работы, направленные на дальнейшее обоснование эксплуатации полигона захоронения и предоставить материалы на государственную экспертизу.
Кроме того, письмом Ямалнедра от 01.03.2021 N 01-06-11/296 сообщено, что АО "Ямалкоммунэнерго" во исполнение вышеуказанного протокола материалов, обосновывающих размещение в пластах горных пород хозяйственно-бытовых сточных вод на государственную экспертизу по вышеуказанной лицензии, не представило.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения обществом подпункта 1 пункта 3.3 Приложения N 1 к лицензии СЛХ 15915 ЗЭ при осуществлении деятельности по захоронению сточных вод в г. Тарко-Сале с октября 2015 года по настоящее время без положительного заключения государственной экспертизы геологической информации, что образует событие административного правонарушений предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ввиду того, что в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что осуществляя лицензируемую деятельность в сфере недропользования и обладая специальной подготовкой в сфере спорных общественных отношений, общество не было лишено возможности оценки предпринимательских рисков, специфики выполняемых работ и коррекции (оптимизации) своих действий сообразно таковым.
Доказательства существования при спорных обстоятельствах каких-либо объективно непреодолимых, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля общества, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, суд из материалов дела не усматривает. По убеждению апелляционного суда, недропользователем в настоящем случае не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства и лицензионных условий, за нарушение которых частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обществом приняты все зависящие от него меры для выполнения установленных лицензионным соглашением требовании, не свидетельствует об отсутствии виновны АО "Ямалкоммунэнерго" в совершении вменяемого ему правонарушения, поскольку меры по заключению договора с ЗАО "Недрами" N 05-2017 от 03.03.2017 на проведение работ на полигоне захоронения стоков, договора с ФГБУ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" N 227-17 от 17.07.2017 в целях проведения необходимых лабораторных исследований были предприняты обществом только с 2017 года, то есть спустя три года (30.10.2015) с момента осуществления закачки отходов в пласт.
Указанные обществом в апелляционной жалобе меры и действия, направленные на исполнение требования подпункта 1 пункта 3.3 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 15915 ЗЭ, предприняты и совершены заявителем только в 2017 году.
Довод заявителя о совершении обществом вменяемого правонарушения в состоянии крайней необходимости подлежит отклонению, поскольку право на размещение в пластах горных пород хозяйственно-бытовых сточных вод изначально предоставлено заявителю с условием обязательного наличия положительного заключения государственной экспертизы геологической информации и о наличии такого условия обществу стало известно на момент подписания лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 15915 ЗЭ. При этом доказательства принятия АО "Ямалкоммунэнерго" каких-либо мер на исполнение возложенной лицензионным соглашением обязанности вплоть до 2017 года не представлено, также не представлено доказательств подтверждающих принятие всех зависящих мер в период с 2020 по настоящее время.
Так, 31.03.2020 Администрацией Пуровского района совместно с представителями Правительства ЯНАО и органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа было рекомендовано обществу откорректировать разработанный "План организационно-технических мероприятий выполнения рекомендаций ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" по приведению в соответствие с лицензионным требованиями полигона захоронения хозяйственных вод г. Тарко-Сале" в части сроков проведения работ, вместе с тем АО "Ямалкоммунэнерго" фактически бездействовало два года.
Как указывает общество, в период 2020-2022 гг. заявителем проводилась конкурсная процедура на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту скважины 3-П для нужд филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло", при этом конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.
Таким образом, за два года обществом больше не предпринимались попытки провести конкурс, также за данный период не предприняты действия, направленные на заключение договоров подряда на производство капитального ремонта скважины N 3-П.
Общество указывает, что в целях реализации мероприятий по исполнению подпункта 1 пункта 3.3 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 15915 ЗЭ обществом в адрес ООО "Производственно-внедренческое предприятие "ААБС" направлен проект договора подряда на производство капитального ремонта скважины 3-П 1 этап в г. Тарко-Сале N ЯКЭ-ПТ-18-2022-63242.
Между тем, указанный договор был направлен в адрес ООО" ПВП "АБС" только 25.03.2022, что подтверждается письмом ЛО "Ямалкоммумэнерго" от 25.03.2022 исх. N 7.01-05.1-2022/0752, то есть после проведения внеплановой выездной проверки и после возбуждения дела об административном правонарушении.
Таким образом, доводы заявителя, о том что обществом предприняты все возможные меры для устранения нарушений закона не находят подтверждения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждается наличие оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, а также оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение апелляционным судом не усмотрено.
Судом первой инстанции размер штрафа снижен до низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, каких-либо обоснованных доводов и возражений в данной части лицами, участвующими в деле, не приведено, поэтому выводы суда в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2022 по делу N А81-6549/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6549/2022
Истец: АО "Ямалкоммунэнерго"
Ответчик: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ