г. Тюмень |
|
6 апреля 2023 г. |
Дело N А46-4797/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Дерхо Д.С.,
Сириной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Есиповой А.Е., рассмотрел кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 28.07.2022 (судья Пермяков В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 (судьи Краецкая Е.Б., Воронов Т.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-4797/2022 по иску закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Силарус" (644035, Омская область, город Омск, проспект Губкина, дом 22, ОГРН 1085543046380, ИНН 5501211604) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644024, Омская область, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) о взыскании денежных средств; по встречному иску департамента имущественных отношений администрации города Омска к закрытому акционерному обществу "Научно-производственное объединение "Силарус" о взыскании денежных средств.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области в заседании приняли участие представители: закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Силарус" - Ерофеева Е.А. по доверенности от 10.03.2023; департамента имущественных отношений администрации города Омска - Беркутова К.Р. по доверенности от 06.06.2022.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Силарус" (далее - ЗАО "НПО "Силарус", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент) о взыскании 1 643 072 руб. 68 коп. неосновательного обогащения за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, 225 639 руб. 94 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения по состоянию на 22.03.2022 и по день фактического исполнения обязательства.
Для совместного рассмотрения с иском общества судом первой инстанции принят к встречный иск департамента, уточненный в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества 1 205 575 руб. 48 коп. задолженности по договору аренды от 05.11.2008 N ДГУ-С-13-1085 за период с 01.05.2017 по 26.01.2020, а также 1 680 651 руб. 15 коп. пени за период с 25.04.2017 по 31.12.2019, с последующим начислением на сумму основного долга из расчета 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.07.2022, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022, принятым по результату рассмотрения апелляционных жалоб общества и департамента, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречные исковые требования удовлетворены частично. С ЗАО "НПО "Силарус" в пользу департамента взыскано 120 363 руб. 88 коп. задолженности за период с 01.01.2020 по 26.01.2020, а также 722 руб. 18 коп. пени за период с 25.12.2019 по 31.12.2019 с последующим начислением на сумму основного долга из расчета 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки по день фактической уплаты долга. В удовлетворении остальной части встречного иска отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты изменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что применение судами положений, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) является необоснованным, поскольку отсутствуют доказательства нахождения общества в предбанкротном состоянии, а также влияния моратория на ненадлежащее исполнение обязательств.
Кроме того, судами не учтено, что абзацем вторым пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 44) предусмотрено, что если при рассмотрении спора о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, будет доказано, что ответчик, на которого распространяется мораторий, в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и ссылки ответчика на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения, суд вправе удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория.
ЗАО "НПО "Силарус" в отзыве на кассационную жалобу просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.11.2008 на основании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 01.11.2008 N 3378-р "О предоставлении ООО "Омск-Полимер", ООО "Сибирь Ойл Транс" в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, находящегося в государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске" между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (арендодатель) и ООО "Омск-Полимер", ООО "Сибирь Ойл Транс" (арендаторы) заключен договор N ДГУ-С-13-1085, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:690 общей площадью 1 882 150 кв. м из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, Советский административный округ, Красноярский тракт, дом 155.
Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы за земельный участок определяется согласно расчету арендной платы (приложение N 3 к договору) и составляет 19 326 857 руб. 28 коп. в год.
Пунктом 2.3. договора предусмотрено, что арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц вперед с оплатой до 25-го числа месяца, предшествующему расчетному.
В пункте 5.2 договора сторонами согласовано условие, что в случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1% от суммы арендной платы за каждый день просрочки.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:690 передан по акту приема-передачи.
Вследствие раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:690, образованы два земельных участка:
1) земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:748 общей площадью 261 654 кв. м, местоположение которого установлено в 660 метрах западнее относительно 3-этажного здания административно-общественного центра-1, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский административный округ, Красноярский тракт, дом 155.
2) земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:749 общей площадью 1 620 494 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира 3-этажного здания административно-общественного центра-1, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский административный округ, Красноярский тракт, дом 155.
В связи с разделом земельного участка между сторонами заключено соглашение к договору от 13.10.2008, по условиям которого раздел 1 договора аренды земельного N ДГУ-С-13-1085 изложен в следующей редакции: арендодатель предоставляет, а арендаторы принимают в аренду сроком на 25 лет, находящиеся в государственной собственности земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов: с кадастровым номером 55:36:030801:748 общей площадью 261 654 кв. м, местоположение которого установлено в 660 метрах западнее относительно 3-этажного здания административно-общественного центра-1, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский административный округ, Красноярский тракт, дом 155;
с кадастровым номером 55:36:030801:749 общей площадью 1 620 494 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира 3-этажного здания административно-общественного центра-1, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский административный округ, Красноярский тракт, дом 155.
Согласно пункту 2.1 дополнительного соглашения размер арендной платы за предоставленные участки определяется согласно расчету арендной платы (приложение N 3). При этом размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:748 составляет 54 229 831 руб. 71 коп. в год; за земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:749 - 8 756 251 руб. 11 коп. в год.
В 2010 году между сторонами заключено соглашение, согласно которому Главное управление по земельным ресурсам Омской области, являющееся арендодателем по договору, согласовало ООО "Омск-Полимер" передачу прав и обязанностей арендатора третьему лицу - ЗАО "НПО "Силарус" в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:748.
Указом Губернатора Омской области от 07.02.2013 N 17 Главное управление по земельным ресурсам Омской области ликвидировано, функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на департамент (пункт 20 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452)
Письмом от 29.08.2018 N исх.-ДИО/13420 департамент уведомил ООО "ЗАО "НПО "Силарус" о том, что с 01.01.2018 арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:748 составляет 346 751 руб. 83 коп. в месяц.
20.11.2019 комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Комиссия) принято решение N 300 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:748) в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке, а именно 55 732 302 руб.
Решением Омского областного суда от 28.09.2020 и апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23.12.2020 подтверждена обоснованность размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:748, установленная решением Комиссии от 20.11.2019 N 300.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 05.10.2015 N 275-п" (далее - Постановление N 419-п), с учетом решения Омского областного суда от 28.09.2020 по делу N 3а-96/2020 письмом от 18.02.2021 N исх.ДИО/3359 департамент уведомил ЗАО "НПО "Силарус" об изменении арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:748 с 01.01.2019 - 139 330 руб. 76 коп. в месяц, с 01.01.2020 - 143 510 руб. 68 коп. в месяц.
31.12.2019 между департаментом и ЗАО "НПО "Силарус" заключено дополнительное соглашение о расторжении договора аренды земельного участка 55:36:030801:748, а также подписан акт приема-передачи земельного участка.
Государственная регистрация соглашения о расторжении договора произведена 27.01.2020.
Арендные платежи за 2019 год ЗАО "НПО "Силарус" внесены исходя из формулы расчета, утвержденной Постановлением N 419-п с применением кадастровой стоимости земельного участка в размере 93 847 440 руб. 18 коп., которая согласно решению Комиссии от 20.11.2019 N 300 с 01.01.2019 составляет 55 732 302 руб., соответственно ежемесячный размер арендной платы по договору, уплачен в сумме 234 618 руб. 60 коп., тогда как подлежал уплате в размере 139 330 руб. 76 коп., ЗАО "НПО "Силарус" направило департаменту претензию с требованием вернуть излишне уплаченные денежные средства в размере 1 643 072 руб. 68 коп.
Оставление требований претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения ЗАО "НПО "Силарус" в арбитражный суд с настоящим иском.
Претензией от 05.03.2022 N исх.-ДИО/3057 департамент обратился к ЗАО "НПО "Силарус" с требованием погасить задолженность по арендной плате за период с 01.05.2017 по 26.01.2020 в размере 1 153 856 руб. 88 коп., а также пени за период с 11.05.2017 по 28.02.2020 в размере 1 437 591 руб. 46 коп.
Оставление требований претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд со встречным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований в полном объеме, и, частично удовлетворяя встречный иск, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия переплаты арендатором арендных платежей и определили размер неоплаченной им задолженности, учитывая следующее: наличие обязанности общества по внесению арендных платежей по 26.01.2020, а не по 31.12.2019, поскольку момент расторжения договора в соглашении о расторжении договора определен сторонами моментом государственной регистрации этого соглашения, которая произведена 27.01.2020; неверное определение обществом размера арендной платы за период с 01.07.2017 по 31.12.2018 и неприменение соответствующего коэффициента по виду использования земельного участка, неправильный учет произведенных им в 2019 году арендных платежей, поскольку таковые в отсутствие соответствующего назначения платежа правомерно отнесены департаментом в погашение ранее возникшей задолженности; частичный пропуск департаментом срока исковой давности в части требования о взыскании неустойки и исключение из периода начисления неустойки периода действия моратория согласно Постановлению N 497.
Доводы кассационной жалобы департамента сводятся только к мнению об отсутствии оснований для исключения из начисления неустойки периода действия моратория, введенного Постановлением N 497.
Данные доводы отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на ошибочном толковании департаментом указанного нормативного акта.
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 указанного Закона, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам.
Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Вопреки доводам жалобы правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления, независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Учитывая изложенное, доводы заявителя жалобы о том, что ответчик не находится в банкротстве либо в предбанкротном состоянии, подлежат отклонению, так как отсутствие таких обстоятельств не изменяет положений о безусловном применении моратория, объявленного Постановлением N 497, за исключением прямо предусмотренных в нем случаев.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленных судами по делу фактических обстоятельств и сделанных на их основе правовых выводов.
В связи с изложенным, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 28.07.2022 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А46-4797/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
...
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф04-744/23 по делу N А46-4797/2022