г. Тюмень |
|
5 апреля 2023 г. |
Дело N А46-6447/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 20.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-6447/2022 по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, 644043, г. Омск, ул. Красный путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Старикову Павлу Андреевичу (Омская обл., Таврический р-н, р.п. Таврическое) о взыскании гранта.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Контрольно-счетная палата Омской области (ОГРН 1025500758030, ИНН 5503040295, 644002, г. Омск, ул. Красный путь, дом 1).
В заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя-главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старикова Павла Андреевича Спирин С.Ю. по доверенности от 05.01.2023.
Суд установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Старикову Павлу Андреевичу (далее - Предприниматель, ответчик), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Контрольно-счетной палаты Омской области (далее - Счетная палата), о взыскании 1 500 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Решением от 26.09.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Счетная палата поддерживает доводы Министерства согласно отзыву.
Предприниматель возражает против удовлетворения кассационной жалобы, просит оставить принятые по делу решение и постановление судов без изменения по доводам, отраженным в отзыве.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя Предпринимателя, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
28.04.2018 Предпринимателем в Министерство подана заявка на участие в конкурсе для предоставления гранта из областного бюджета на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
По результатам рассмотрения указанной заявки 22.06.2018 между Министерством и Предпринимателем заключено соглашение N 36-НФ о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Соглашение).
Пунктом 3.4 Соглашения (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 08.08.2019 N 1) определено, что направлением расходов предоставления субсидии является, в том числе приобретение инкубаторов ИФХ 500 в количестве 2 штук.
27.06.2018 средства гранта в общей сумме 1 500 000 руб. зачислены на счет Предпринимателя, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 17 и пунктом 17.1 Порядка предоставления грантов из областного бюджета на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п (далее - Порядок), одним из условий предоставления гранта является достижение значений показателей результативности, установленных Министерством; показателем результативности является, в том числе количество новых постоянных рабочих мест, созданных в КФХ (единиц).
Согласно показателям результативности, указанным в приложении N 1 к Соглашению, количество новых постоянных рабочих мест, созданных в КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки, составляет 4 новых рабочих места.
В период с 18.10.2021 по 28.12.2021 Министерством проведена проверка по вопросу законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2018-2020 годах на предоставление грантов на поддержку сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования, по результатам которой составлен акт от 28.12.2021.
10.12.2021 Счетной палатой также проведена встречная проверка Предпринимателя в рамках указанного выше контрольного мероприятия Министерства, по результатам которой составлен акт встречной проверки от 27.12.2021.
В акте встречной проверки от 27.12.2021, как и в акте по результатам контрольного мероприятия от 28.12.2021 проверяющими установлено, что Предпринимателем не соблюдено условие предоставления гранта в части обеспечения сохранности оборудования (инкубатора ИФХ 500 - 1 шт.) в течение не менее 5 лет после получения гранта, а также в части сохранения созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Посчитав, что Предпринимателем нарушены условия, установленные при предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам, Министерство 27.01.2022 направило в адрес ответчика уведомление о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта, в полном размере, то есть в сумме 1 500 000 руб.
Поскольку требования истца оставлены ответчиком без исполнения, Министерство обратилось в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции считает, что суды, руководствуясь положениями статей 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком, условиями Соглашения, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами пришли к верному выводу о недоказанности наличия оснований для возврата денежных средств по указанному истцом основанию.
Как отметили суды, в актах проверяющих от 27.12.2021, от 28.12.2021 зафиксировано, что по состоянию на момент проведения проверочных мероприятий установлено фактическое наличие у Предпринимателя одного инкубатора ИФХ 500 (согласно фототаблице, размещенной в акте встречной проверки от 27.12.2021, серийный номер 011600975), в связи с чем сделан вывод о нарушении ответчиком условия предоставления гранта, установленного подпунктом 2.1 пункта 17 Порядка в части несохранения инкубатора ИФХ 500 в количестве 1 шт. в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Между тем, по результатам оценки в порядке статьи 71 АПК РФ представленных Предпринимателем в материалы дела доказательств (в том числе договоров купли-продажи от 15.07.2018 б/н, от 06.08.2018 б/н, актов приема-передачи оборудования, расходных кассовых ордеров, акта осмотра инкубатория от 01.08.2022, заключения специалиста ООО "Бизнес-Эксперт" от 15.09.2022 по вопросу проведения консультирования, инвентаризации, идентификации и места расположения оборудования (инкубаторов) предпринимателя) суды пришли к выводу о наличии у ответчика двух инкубаторов ИФХ 500.
Судами принято во внимание, что на письмо Предпринимателя от 29.07.2022 в адрес Министерства с предложением обозреть имущество на месте, истец сообщил ответчику (письмо от 17.08.2022), что планом проверок Министерства на 2022 год не предусмотрена проверка КФХ Предпринимателя и включить его в план проверок Министерства на 2022 год не представляется возможным.
Таким образом, кассационная инстанция поддерживает вывод судов, что представленные истцом материалы проверок не могут быть учтены в качестве достаточных доказательств отсутствия у Предпринимателя одного из инкубаторов ИФХ 500, приобретенного на средства субсидии; факт выбытия спорного имущества из владения ответчика ни истцом, ни третьим лицом не доказан.
При этом ссылки Счетной палаты на результаты административного дела правомерно были отклонены судами, поскольку основания для возврата субсидий должны определяться судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из положений бюджетного законодательства и установленных по делу обстоятельств.
Оценивая доводы Министерства о нарушении ответчиком условия предоставления гранта, предусмотренного подпунктом 5.1 пункта 17 Порядка, - несохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта, суды установили следующее.
В период с даты получения гранта по 31.12.2018 Предпринимателем заключено 3 трудовых договора, в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 - 9 трудовых договоров;
по состоянию на даты направления отчетной документации договоры частично расторгались.
Ответчиком в материалы дела представлены трудовой договор от 11.01.2022 (с дополнительным соглашением от 04.02.2022), заключенный со Степовой К.А., трудовой договор от 16.06.2022, заключенный с Пахомовой Л.Н., а также копия формы СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" с типом "исходная" от 04.07.2022 за отчетный период - июнь 2022 года, согласно которой Предпринимателем представлены сведения о четырех застрахованных лицах.
Согласно пояснениям ответчика, им предпринимаются зависящие от него действия по поиску работников для выполнения трудовых обязанностей, однако не найдены лица, желающие заключить трудовые договоры на постоянной основе.
По совокупности установленных обстоятельств и оценки доводов сторон, суды пришли к выводу о том, что ответчиком предпринимались меры для привлечения работников и создания постоянных рабочих мест, направленные на достижение установленного Соглашением показателя результативности. Судами обоснованно приняты во внимание неблагоприятная эпидемиологическая обстановка и сложное экономическое положение в Российской Федерации в спорный период; также отмечено, что в настоящее время работники наняты Предпринимателем.
Как указали суды двух инстанций, Министерством не оспаривается, что полученные в рамках Соглашения денежные средства использованы Предпринимателем в соответствии с целями, определенными условиями пункта 3.4 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 08.08.2019 N 1). Факта нецелевого использования субсидии в ходе проверки Министерством не установлено и из материалов дела не усматривается.
Таким образом, по итогам рассмотрения дела суды обоснованно пришли к выводу о недоказанности Министерством несоблюдения Предпринимателем требований бюджетного законодательства и правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выражают несогласие кассатора с выводами судов, сделанными по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконных судебных актов, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-6447/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 20.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-6447/2022 по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, 644043, г. Омск, ул. Красный путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Старикову Павлу Андреевичу (Омская обл., Таврический р-н, р.п. Таврическое) о взыскании гранта.
...
Суд кассационной инстанции считает, что суды, руководствуясь положениями статей 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком, условиями Соглашения, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами пришли к верному выводу о недоказанности наличия оснований для возврата денежных средств по указанному истцом основанию."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2023 г. N Ф04-998/23 по делу N А46-6447/2022
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8430/2023
05.04.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-998/2023
20.12.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13637/2022
26.09.2022 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-6447/2022