г. Тюмень |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А27-12439/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" на решение от 27.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 22.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А27-12439/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 80, офис 627, ОГРН 1104217005837, ИНН 4217127144) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании определения по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Н. Островского, дом 11).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" (далее - ООО "ГЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление) от 17.06.2022 N 03/4065 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго-региональные электрические сети" (далее - ПАО "Россети Сибирь").
Решением от 27.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 22.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "ГЭС" просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, административное расследование по делу было произведено некачественно; суды первой и апелляционной инстанции неверно определили обстоятельства, имеющие значение для дела; вывод судов о недоказанности наличия в действиях ПАО "Россети Сибирь" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ошибочен.
В отзывах на кассационную жалобу ПАО "Россети Сибирь" и управление просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, суд округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, общество 08.04.2022 направило в управление заявление о нарушении ПАО "Россети Сибирь" Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выразившемся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение.
Определением от 17.06.2022 N 03/4065 управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным определением, ООО "ГЭС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности отказа антимонопольного органа в возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях являются, в частности, заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 данной статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
Таким образом, решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено лишь в том случае, если при рассмотрении материалов, заявлений, сообщений и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов, будет достоверно установлено отсутствие события или состава административного правонарушения либо иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Если же наличие таких обстоятельств не является очевидным и вызывает сомнения, уполномоченный орган обязан проверить их в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ)
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
В силу пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) этих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи.
Согласно пункту 41 Правил N 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях: сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями; для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами "в" - "д" и "ж" пункта 25 этих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении. В случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные этим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 этих Правил, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
В пункте 43 Правил N 861 указано, что сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора; в случае, если сетевая организация, обязанная в соответствии с настоящими Правилами подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе запросить у нее информацию и документы, указанные в пункте 13(1) настоящих Правил, а также направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана представить сведения и документы, указанные в пункте 13(1) настоящих Правил, в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса смежной сетевой организации и заключить договор в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункту 13(1) Правил N 861 в заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 настоящих Правил, должны быть указаны, в частности, сведения об объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, к которым осуществляется присоединение и (или) на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения вправе обратиться лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута (пункт 2 части 5 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 22.02.2022 ООО "ГЭС" обратилось в адрес ПАО "Россети Сибирь" с заявкой на новое технологическое присоединение KJI-6кВ от РУ-6 кВ ТП-76 до КТП-ЦТП; ВЛ-6кВ от ВЛ-6кВ ф.6-1-7 до РУ-6кВ КТП-ЦТП 6/0,4кВ; КТП-ЦТП 6/0,4кВ и КЛ-0,4кВ от РУ0,4кВ КТПЦТП до границ земельного участка ЦТП, расположенных в Кемеровской области - Кузбасс, Новокузнецкий городской округ, город Новокузнецк, Куйбышевский район, в границах кадастровых кварталов 42:30:0202005, 42:30:0202008, приложив следующие документы: план расположения энергопринимающих устройств; перечень и мощность энергопринимающих устройств, присоединяемых к устройствам противоаварийной автоматики; документ, подтверждающий право собственности на объект или иное предусмотренное законом основание; учредительные документы юридического лица; выписка из ЕГРЮЛ.
24.02.2022 ПАО "Россети Сибирь" направило в адрес ООО "ГЭС" замечания по заявке, а именно:
- указало на необходимость уточнения причины обращения в соответствии с пунктом 2 Правил N 861, так как согласно данным с официального сайта Региональной энергетической комиссии Кузбасса ООО "ГЭС" имеет статус сетевой организации, а условия подачи заявки сетевыми организациями в вышестоящие сетевые организации определены пунктом 41 Правил N 861; содержание заявки и пакет документов должны соответствовать уточненной причине обращения.
- согласно пункту 13(1) Правил N 861 в заявке направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в порядке пунктов 41, 42 Правил N 861 должны быть указаны основание (основания) подачи заявки, а также сведения, подтверждающие наличие такого основания; кроме того, необходимо уточнить для какого заявителя необходима данная заявка.
- указало ООО "ГЭС" на тот факт, что сетевая организация, направившая заявку должна сначала построить объекты электросетевого хозяйства, а затем обратиться за их технологическим присоединением в смежную сетевую организацию; в соответствии с пунктом 10 Правил N 861 ПАО "Россети" Сибирь" просило приложить правоустанавливающие документы на кабельную и воздушную линии.
28.02.2022 ООО "ГЭС" на вышеуказанные замечания ПАО "Россети Сибирь" направило ответ, в котором сообщило, что причиной обращение послужило "новое технологическое присоединение" объекта; применение пункта 41 Правил технологического присоединения к данному технологическому присоединению не допустимо; необходимость выполнения требований пункта 13.1 Правил N 861 по предоставлению дополнительной информации и документации, а также корректировке заявки отсутствует; в качестве правоустанавливающего документа общество предоставило решение "О разрешении размещения объекта без предоставления земельного участка, и установления сервитута, публичного сервитута"; запрос о предоставлении правоустанавливающих документов на кабельную линию неправомерен.
Вместе с тем во избежание дальнейшего затягивания сроков технологического присоединения ООО "ГЭС" направило данные и документацию в соответствии с требованиями (замечаниями) ПАО "Россети Сибирь", указав в качестве основания обращения заявку муниципального бюджетного учреждения "Дирекция ЖКХ" (далее - МБУ "Дирекция ЖКХ") на технологическое присоединение объекта "ДТП по замещению Куйбышевской центральной котельной и котельных ДТВу-3, N 6, N 43, N 32, Садопарк от источника "Центральная ТЭЦ" (I этап - замещение Куйбышевской центральной котельной) на земельном участке с условным номером: ЗУ1, площадью 22 427 кв.м, в границах кадастровых кварталов 42:30:0202008, 42:30:0202010, 42:30:0202011, 42:30:0203027, 42:30:0203030, 42:30:0203011, 42:30:0203004, 42:30:0203003, 42:30:0301030, Куйбышевский район, г. Новокузнецк"; максимальная мощность - 451 кВт, уровень напряжения - 0,4 кВ, категория надежности электроснабжения - II (две точки присоединения); сведения о сетевой организации, подающей заявку, об объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, к которым осуществляется присоединение и (или) на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению (РУ6кВ ТП-76; ВЛ-6кВ ф.6-1-7), о присоединяемых объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, подавшей заявку (КЛ-6кВ от РУ-6кВ ТП-76 до КТП-ЦТП; ВЛ-6кВ от ВЛ6кВ ф.6-1-7 до РУ-6кВ КТП-ЦТП 6/0,4кВ; КТП-ЦТП 6/0,4кВ и КЛ-0,4кВ от РУ-0,4кВ КТП-ЦТП до границ земельного участка ЦТП", расположенные по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецкий городской округ, город Новокузнецк, Куйбышевский район, в границах кадастровых кварталов 42:30:0202005, 42:30:0202008); запрашиваемую максимальная мощность энергопринимающих устройств, их количество и технические характеристики (максимальная мощность - 451 кВт, 2 трансформатора по 630 кВА; 2 точки присоединения, уровень напряжения 6 кВ, II категория надежности), а также сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств, проект технических условий на технологическое присоединение объектов МБУ "Дирекция ЖКХ" к сетям ООО "ГЭС", указав, что поскольку ПАО "Россети Сибирь" не предоставило технические условия по заявке ООО "ГЭС", мероприятия которых также подлежат включению в технические условия МБУ "Дирекция ЖКХ" (необходимые для расчета калькуляции затрат по индивидуальному проекту), то предоставляемые технические условия имеют статус "проекта технических условий").
В письме от 23.03.2022 ПАО "Россети Сибирь" сообщило ООО "ГЭС" о том, что обществом замечания не устранены, представленные в заявке технические условия никем не подписаны, отсутствуют правоустанавливающие документы на кабельную линию, кроме прочего заявка должна быть подана в соответствии с пунктом 41 Правил N 861.
Поскольку ООО "ГЭС" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям, и не относится к категории потребителей, суды обоснованно сочли, что заявка на технологическое присоединение должна быть подана им в соответствии с пунктом 41 Правил N 861.
Принимая во внимание, что ООО "ГЭС" замечания не устранены, доказательств направления в адрес ПАО "Россети Сибирь" сведений и надлежащим образом оформленных документов, поименованных в пункте 13(1) Правил N 861, не представлено, суды правомерно поддержали вывод антимонопольного органа об отсутствии в деянии последнего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка ими обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 22.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12439/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме от 23.03.2022 ПАО "Россети Сибирь" сообщило ООО "ГЭС" о том, что обществом замечания не устранены, представленные в заявке технические условия никем не подписаны, отсутствуют правоустанавливающие документы на кабельную линию, кроме прочего заявка должна быть подана в соответствии с пунктом 41 Правил N 861.
Поскольку ООО "ГЭС" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям, и не относится к категории потребителей, суды обоснованно сочли, что заявка на технологическое присоединение должна быть подана им в соответствии с пунктом 41 Правил N 861.
Принимая во внимание, что ООО "ГЭС" замечания не устранены, доказательств направления в адрес ПАО "Россети Сибирь" сведений и надлежащим образом оформленных документов, поименованных в пункте 13(1) Правил N 861, не представлено, суды правомерно поддержали вывод антимонопольного органа об отсутствии в деянии последнего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и отказали обществу в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2023 г. N Ф04-1087/23 по делу N А27-12439/2022