город Томск |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А27-12439/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" (N 07АП-10926/22), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.10.2022 по делу N А27-12439/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть", г. Новосибирск, Новосибирская область - Кузбасс (ОГРН 1104217005837, ИНН 4217127144) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1034205025799, ИНН4207012419) о признании незаконным определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N03/4065 от 17.06.2022 третье лицо: публичное акционерное общество "Россети Сибирь", г. Красноярск, Красноярский край (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала "Кузбассэнергорегиональные электрические сети", г. Кемерово,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Лычак Ю.В., представитель по доверенности от 01.11.2022, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГЭС" (далее - заявитель, ООО "ГЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - административный орган, Кемеровское УФАС России) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N 03/4065 от 17.06.2022. К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго-региональные электрические сети" (далее - третье лицо, ПАО "Россети Сибирь").
Решением суда от 27.10.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Управление, третье лицо в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление ООО "ГЭС" исх. N б/н от 08.04.2022 (вх. N1425 от 18.04.2022) о наличии в действиях филиала ПАО "Россети Сибирь" признаков нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила N 861), выразившихся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Рассмотрев указанное заявление ООО "ГЭС", Кемеровским УФАС России было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2022 N03/4065.
Считая определение Кемеровского УФАС России от 17.06.2022 N 03/4065 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что Кемеровским УФАС России принято верное решение о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с тем, что не установлено нарушений ПАО "Россети Сибирь" Правил N 861, отсутствием достаточных данных, указывающих на наличие в действиях Общества события административного правонарушения. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусматривается, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса). Частью 3 поименованной выше статьи Кодекса определено, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 28.1 КоАП РФ). Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Из положений статьи 24.1 КоАП РФ следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5).
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения; 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ.
Из части 4 статьи 30.1 КоАП РФ следует, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ, устанавливающей правила пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд. Порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации, в том числе сетей и систем газоснабжения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, состоит, в том числе в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения).
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами N 861 и носят однократный характер.
Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) этих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи.
В соответствии с пунктом 41 Правил N 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях: сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями; для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами "в" - "д" и "ж" пункта 25 этих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении. В случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные этим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 этих Правил, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
В пункте 43 Правил N 861 указано, что сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора; в случае если сетевая организация, обязанная в соответствии с настоящими Правилами подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе запросить у нее информацию и документы, указанные в пункте 13(1) настоящих Правил, а также направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана представить сведения и документы, указанные в пункте 13(1) настоящих Правил, в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса смежной сетевой организации и заключить договор в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 13(1) Правил N 861 в заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 настоящих Правил, должны быть указаны, в частности, сведения об объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, к которым осуществляется присоединение и (или) на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.
При рассмотрении заявления антимонопольным органом установлено, что 22.02.2022 ООО "ГЭС", в рамках пункта 8 Правил N 861, направило в адрес ПАО "Россети Сибирь" заявку на новое технологическое присоединение KJI-6кВ от РУ-6 кВ ТП-76 до КТП-ЦТП; ВЛ-6кВ от ВЛ-6кВ ф.6-1-7 до РУ-6кВ КТП-ЦТП 6/0,4кВ; КТП-ЦТП 6/0,4кВ и КЛ-0,4кВ от РУ0,4кВ КТПЦТП до границ земельного участка ЦТП, расположенных в Кемеровской области - Кузбасс, Новокузнецкий городской округ, город Новокузнецк, Куйбышевский район, в границах кадастровых кварталов 42:30:0202005, 42:30:0202008 с приложением следующих документов: план расположения энергопринимающих устройств; перечень и мощность энергопринимающих устройств, присоединяемых к устройствам противоаварийной автоматики; документ, подтверждающий право собственности на объект или иное предусмотренное законом основание; учредительные документы юридического лица; выписка из ЕГРЮЛ.
Регистрация указанной заявки, по данным https://портал-тп.рф (далее - Портал) состоялась 22.02.2022 за N 3956236.
24.02.2022 ПАО "Россети Сибирь" направило в адрес ООО "ГЭС" замечания к заявке на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя.
Так, ПАО "Россети Сибирь" в 1-ом пункте замечаний указало о необходимости уточнения в заявке причину обращения. Так как согласно данным с официального сайта Региональной энергетической комиссии Кузбасса ООО "ГЭС" имеет статус сетевой организации, а условия подачи заявки сетевыми организациями в вышестоящие сетевые организации определены пунктом 41 Правил N 861. Необходимо уточнить причину обращения в соответствии с пунктом 2 Правил N 861, а содержание заявки и пакет документов должны соответствовать уточненной причине обращения. Во 2-ом пункте замечаний ПАО "Россети Сибирь" в соответствии с пунктом 13(1) Правил N 861 в заявке направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктом 41, 42 Правил N 861 должны быть указаны основание (основания) подачи заявки, а также сведения, подтверждающие наличие такого основания, также необходимо уточнить для какого заявителя необходима данная заявка. В 3-м пункте замечаний ПАО "Россети Сибирь" указало ООО "ГЭС" на тот факт, что сетевая организация, направившая заявку должна сначала построить объекты электросетевого хозяйства, а затем обратиться за технологическим присоединением таких объектов в смежную сетевую организацию. В соответствии с пунктом 10 Правил N 861 ПАО "Россети" Сибирь" просило приложить правоустанавливающие документы на непосредственно кабельную и воздушную линии.
28.02.2022 ООО "ГЭС", на вышеуказанные замечания ПАО "Россети Сибирь" направило ответ, в котором сообщило, что причиной обращение послужило "новое технологическое присоединение" объекта ООО "ГЭС". Применение пункта 41 Правил N 861 к данному технологическому присоединению не допустимо, так как ООО "ГЭС" обратилось в ПАО "Россети Сибирь" за новым технологическим присоединением, что в свою очередь не попадает под действие данного пункта. ООО "ГЭС" также указало, что согласно пункта 1 Правила N 861 определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), следовательно, с точки зрения технологического присоединения электросетевой объект "KЛ-6кВ от РУ-6 кВТП-76 до КТП-ЦТП; ВЛ-6кВ от ВЛ-6кВ ф.6-1-7 до РУ-6кВ КТП-ЦТП 6/0,4кВ; КТП-ЦТП 6/0,4кВ и КЛ0,4кВ от РУ-0,4кВ КТП-ЦТП до границ земельного участка ЦТП" приравнивается к энергопринимающим устройствам. По 2-му пункту ООО "ГЭС" пояснило, что на основании вышеизложенного (ответом на замечания по п. 1), необходимость выполнения требований пункта 13.1 Правил N 861 по предоставлению дополнительной информации и документации - отсутствует. Следовательно, в корректировке ранее направленной заявки нет необходимости. Также в соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами. По 3-му пункту замечаний ООО "ГЭС" пояснило, что согласно пункту 4 Правил N 861, любые лица имеют право на присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с Правилами.
В силу пункта 2 части 5 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения (в данном случае ПАО "Россети Сибирь") вправе обратиться лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута.
В качестве правоустанавливающего документа ООО "ГЭС" предоставило решение "О разрешении размещения объекта без предоставления земельного участка, и установления сервитута, публичного сервитута", которое удовлетворяет указанным выше требованиям. Именно по этой причине под строительство/размещение линейных объектов до 35 кВ (в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФN 1300 от 03.12.2014) выдается решение администрации "О разрешении размещения объекта без предоставления земельного участка, и установления сервитута, публичного сервитута" (далее - решение), и именно на этом этапе может и должно производиться заключение договора о технологическом присоединении. С учетом указанного решения Сетевая организация (ПАО "Россети Сибирь") выдает заявителю (ООО "ГЭС") договор на технологическое присоединение и технические условия, на основании которых заявитель выполняет мероприятия по проектированию, строительству, получению актов ввода в эксплуатацию и т.д., с учетом особенностей, указанных в технических условиях.
Кроме того, согласно третьему абзацу пункта 10 (г) Правил N 861 к заявке, в качестве правоустанавливающего документа, достаточно предоставить копию разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в целях размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах используемой территории). Именно этот документ и был предоставлен ООО "ГЭС".
ООО "ГЭС" поясняло ПАО "Россети Сибирь", что запрос о предоставлении правоустанавливающих документов на непосредственно кабельную линию ООО "ГЭС" со стороны вышестоящей сетевой организации не является обоснованным.
Общество просило повторно рассмотреть заявку надлежащим образом, с соблюдением установленных Правилами N 861 сроков.
На последующие замечания ПАО "Россети Сибирь" ООО "ГЭС" письмом от 14.03.2022 поясняло нижеследующее. ООО "ГЭС" не согласно с позицией ПАО "Россети Сибирь" в части того, что в рамках Правил N 861, объект ООО "ГЭС" не является энергопринимающим устройством.
Также не согласно, что данный объект не может иметь категорию надежности электроснабжения.
Кроме того, ООО "ГЭС" считает не верным рассматривать данное технологическое присоединения с позиции требований п. 41 и 42 Правил N 861, так как ни одно из условий данных пунктов не распространяется на присоединяемые объекты ООО "ГЭС", а данное технологическое присоединение должно рассматриваться как новый объект заявителя (в данном случае ООО "ГЭС").
Несмотря на выше изложенное, во избежание дальнейшего затягивания сроков, ООО "ГЭС" направило данные и документацию в соответствии с требованиями (замечаниями) ПАО "Россети Сибирь":
Основание подачи заявки: заявка МБУ "Дирекция ЖКХ" (в адрес ООО "ГЭС") на технологическое присоединение объекта "ДТП по замещению Куйбышевской центральной котельной и котельных ДТВу-3, N 6, N 43, N 32, Садопарк от источника "Центральная ТЭЦ" (I этап - замещение Куйбышевской центральной котельной) на земельном участке с условным номером: ЗУ1, площадью 22427 кв.м, в границах кадастровых кварталов 42:30:0202008, 42:30:0202010, 42:30:0202011, 42:30:0203027, 42:30:0203030, 42:30:0203011, 42:30:0203004, 42:30:0203003, 42:30:0301030, Куйбышевский район, г. Новокузнецк". Максимальная мощность - 451 кВт, уровень напряжения -0,4кВ, категория надежности электроснабжения - II (две точки присоединения).
Сведения о сетевой организации, подающей заявку: ООО "ГЭС", ОГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ - 1104217005837 от 20.08.2010, Место нахождения (адрес) юридического лица - 630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 80, офис 627.
Сведения об объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, к которым осуществляется присоединение и (или) на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению: 1. РУ6кВ ТП-76; 2. ВЛ-6кВ ф.6-1-7.
Сведения о присоединяемых объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, подавшей заявку: "КЛ-6кВ от РУ-6кВ ТП-76 до КТП-ЦТП; ВЛ-6кВ от ВЛ6кВ ф.6-1-7 до РУ-6кВ КТП-ЦТП 6/0,4кВ; КТП-ЦТП 6/0,4кВ и КЛ-0,4кВ от РУ-0,4кВ КТП-ЦТП до границ земельного участка ЦТП", расположенные по адресу: Российская федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецкий городской округ, город Новокузнецк, Куйбышевский район, в границах кадастровых кварталов 42:30:0202005, 42:30:0202008.
Запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов: Максимальная мощность - 451 кВт, 2 трансформатора по 630 кВА.
Количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств: 2 точки присоединения, уровень напряжения 6 кВ, II категория надежности, максимальная мощность - 451 кВт.
Сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям):
Этап (очередь) строительства |
Планируемый срок проектирования энергопринимающих устройств (месяц, год) |
Планируемый срок введения энергопринимающих устройств в эксплуатацию (меся, год) |
Максимальная мощность энергопринимающих устройств (кВт) |
Категория надежности энергоприн имающих устройств |
1 |
4/2022 |
4/2022 |
451.0 |
II |
Кроме прочего ООО "ГЭС" направило в ПАО "Россети Сибирь" проект технических условий на технологическое присоединение объектов МБУ "Дирекция ЖКХ" к сетям ООО "ГЭС".
Однако, в связи с тем, что ПАО "Россети Сибирь" не предоставило технические условия по заявке ООО "ГЭС", мероприятия которых также подлежат включению в технические условия МБУ "Дирекция ЖКХ" (необходимые для расчета калькуляции затрат по индивидуальному проекту), то предоставляемые технические условия имеют статус "проекта технических условий".
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что в замечаниях от 23.03.2022 ПАО "Россети Сибирь" сообщило ООО "ГЭС" о том, что обществом замечания не устранены, а именно представленные в заявке технические условия никем не подписаны, отсутствуют правоустанавливающие документы на кабельную линию, кроме прочего заявка должна быть подана в соответствии с пунктом 41 Правил N 861.
Таким образом, с учетом не устранения замечаний, при рассмотрении заявления ООО "ГЭС" административный орган пришел к верному выводу об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, поскольку правовым последствием непредставления ООО "ГЭС" необходимых документов, а также оформление заявки N 3956236 не в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 861, явилось не направление ему ПАО "Россети Сибирь" проекта договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.
Заявитель полагает, что поскольку им было представлено решение "О разрешении размещения объекта без предоставления земельного участка, и установления сервитута, публичного сервитута", законные основания для отклонения заявки отсутствовали.
С данным доводом согласиться нельзя на основании следующего.
Согласно пункту 1 Правил N 861 указанные правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.
Пункт 2 Правил N 861 определяет закрытый перечень следующих оснований для осуществления технологического присоединения: 1) присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; 2) увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; 3) изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств; 4) присоединение ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации; 5) предусмотренный п. 41 Правил N 861.
Таким образом, случай технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации признается отдельным случаем технологического присоединения и регулируется специальными положениями Правил N 861, а именно - разделом V Правил N 861.
Иные основания для подачи заявки на технологическое присоединение, предусмотренные пунктом 2 Правил N 861, как следует из его буквального содержания, связаны с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, но не объектов электросетевого хозяйства (пп. 1, 2, 4), либо не связаны с пересмотром величины максимальной мощности (пп. 3).
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 861, любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.
Субъект правоотношений в сфере электроэнергетики при подаче им заявки на технологическое присоединение не вправе произвольно по собственному выбору определять свой правовой статус, и, как следствие, выбирать нормы, подлежащие применению к его правоотношениям с сетевой организацией.
В зависимости от категории обратившегося в сетевую организацию заявителя - потребитель или смежная сетевая организация (пункты 12, 12(1), 14, 40(4), 41 - 43 Правил N 861) Правилами N 861 предусмотрен различный порядок рассмотрения заявок и заключения договоров об осуществлении технологического присоединения. Равно как и перечень и объем документов и сведений, которые должны быть указаны в заявке и представлены одновременно с заявкой, также поставлены в зависимость от категории заявителя (пункты 9, 10, 13(1) Правил N861).
В данном случае ООО "ГЭС" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и осуществлению в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям и не является потребителем электрической энергии, доказательства обратного в материалах настоящего дела отсутствуют.
Как правомерно установлено Кемеровским УФАС России, в рассматриваемом заявлении существенное значение имеет субъектный состав спорных правоотношений, а 14 также правовое значение термина энергопринимающие устройства, указанного в Правилах N 861.
Статьей 3 Закона об электроэнергетике даны определения основных понятий, в том числе: объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство - аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления и функционируют совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы.
Пункт 2 Правил N 861 определяет понятия, используемые в настоящих Правилах, в том числе и понятие "энергопринимающие устройства потребителя" - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
В соответствии с пунктмо 14 (1) Правил N 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно. Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства. Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Пунктом 14 (1) Правил N 861 определено, что для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности. Автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Более детальная регламентация категорирования объектов по надежности электроснабжения имеется также в подзаконных актах.
Так, пунктом 1.2.7 Правил устройства электроустановок. Издание седьмое, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 (далее - ПУЭ) содержит понятие приемника электрической энергии (электроприемника) как аппарата, агрегата и др., предназначенного для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
При этом пунктом 1.2.17 ПУЭ определено, что категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
В соответствии с пунктом 1.2.18. ПУЭ в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории; электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Таким образом, по верному заключению суда, исходя из системного толкования приведенных нормативных положений, категории надежности определяются именно в отношении электроприемников, то есть энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (разъяснения Центрального управления Ростехнадзора, изложенным в письме от 11.06.2021 N 214-3101).
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
По смыслу указанных норм категорирование надежности присоединения энергопринимающих устройств предназначено для градации электроснабжения по признаку допустимости его перерывов, их длительности и негативных последствий.
Отнесение к выбору потребителя категории надежности технологического присоединения энергопринимающих устройств подразумевает наличие лежащей на нем обязанности по информационному взаимодействию с профессиональными субъектами электроэнергетики в целях исключения или, по меньшей мере, минимизации негативных последствий от нарушений непрерывности и качественности электроснабжения. Риск выбора соответствующей категории надежности и возможных негативных последствий несет заявитель.
Исходя из трактовки пункта 14 (1) Правил ТП, категорию надежности может иметь именно энергопринимающее устройство.
С учетом содержания вышеуказанных определений, коллегия суда полагает правомерными выводы суда о том, что ЛЭП не является энергопринимающим устройством/электроприемником, и не может иметь категории надежности, категории надежности определяются именно в отношении электроприемников, то есть энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Из заявки, представленной в материалы заявления, следует, что заявленный к технологическому присоединению объект, указанный в заявке на ТП (КЛ-6кВ от РУ-6 кВ ТП-76 до КТП-ЦТП; ВЛ-6кВ от ВЛ-6кВ ф.6-1-7 до РУ-6кВ КТП-ЦТИ 6/0,4кВ; КТП-ЦТИ 6/0,4кВ и КЛ-0,4кВ от РУ-0,4кВ КТП-ЦТИ до границ земельного участка ЦТП) относится к объектам электросетевого хозяйства, а не энергопринимающим устройствам и предназначен для передачи электроэнергии посредством электрического тока.
Поскольку ЛЭП 6 кВ являются объектом электросетевого хозяйства, а ООО "ГЭС" сетевой организацией, то порядок (особенности) присоединения объектов электросетевого хозяйства регулируются разделом V Правил - Особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства.
Пунктом 41 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях: сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями; для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных пп. "в" - "д", "ж" и "з" п. 25 настоящих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении; решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти о реализации мероприятий по обеспечению вывода объекта по производству электрической энергии (мощности) из эксплуатации и выданными на его основании сетевой организацией техническими условиями вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) установлена необходимость осуществления мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации.
В случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные настоящим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 настоящих Правил, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
Согласно пункта 42 Правил N 861 при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения.
При присоединении объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, имеющим такой же класс напряжения, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, которой требуется увеличение перетока электрической энергии (мощности).
При наличии оснований, предусмотренных абз. 3 пункта 41 настоящих Правил, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединяются объекты заявителя.
Помимо этого, согласно абз. 6 пункта 43 Правил N 861, в случае если сетевая организация, обязанная в соответствии с данными Правилами подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе запросить у нее информацию и документы, указанные в пункте 13 (1) Правил, а также направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана представить сведения и документы, указанные в пункте 13 (1) Правил, в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса смежной сетевой организации и заключить договор в соответствии с настоящими Правилами.
Однако доказательства предоставления ПАО "Россети Сибирь" сведений и документов, поименованных в пункте 13(1) Правил N 861, ООО "ГЭС" в материалы дела не представило.
При этом непредставление указанных в пункте 13(1) документов и сведений влечет для сетевой организации, обратившейся с заявкой на технологическое присоединение, непредставление договора на технологические присоединение и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
При указанных обстоятельствах Кемеровским УФАС России принято верное решение о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с тем, что не установлено нарушений ПАО "Россети Сибирь" Правил N 861, отсутствием достаточных данных, указывающих на наличие в действиях Общества события административного правонарушения. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.10.2022 по делу N А27-12439/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12439/2022
Истец: ООО "Горэлектросеть"
Ответчик: УФАС по Кемеровской области-Кузбассу
Третье лицо: ПАО "Россети Сибирь"