г. Тюмень |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А67-3474/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции при протоколировании помощником судьи Шимпф Е.В. кассационные жалобы Департамента городского хозяйства администрации города Томска и общества с ограниченной ответственностью "Восточная инвестиционная газовая компания" на постановление от 19.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А67-3474/2022 по заявлению Департамента городского хозяйства администрации города Томска (634050, г. Томск, Московский тракт, д.19/1, ИНН 7017001911, ОГРН 1027000908440) к Департаменту финансов администрации города Томска (634050, г. Томск, ул. Гагарина, д.49, ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511) о признании недействительным представления.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Восточная инвестиционная газовая компания" (634505, Томская область, Томский район, п. Молодежный, стр. 146, ИНН 7014048076, ОГРН 1077014003000).
В судебном заседании посредством использованием средств веб-конференции участвовали представители:
от Департамента городского хозяйства администрации города Томска - Белоусов А.В. по доверенности от 09.01.2023,
от общества с ограниченной ответственностью "Восточная инвестиционная газовая компания" - Епанчинцева А.В. по доверенности от 05.04.2023,
от Департамента финансов администрации города Томска - Мазур В.В. по доверенности от 01.01.2023.
Суд установил:
Департамент городского хозяйства администрации города Томска (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту финансов администрации города Томска (далее - Департамент финансов), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Восточная инвестиционная газовая компания" (далее - Общество), о признании недействительным представления от 29.03.2022 N 06-07/852 в части подпунктов 2.1, 2.2, 2.3 пункта 2.
постановлением от 19.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования отказано.
В кассационных жалобах (с учетом письменных пояснений) Департамент и Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просят отменить принятые по делу судебные акты, вынести новое решение.
Департамент, в частности, отмечает следующее: согласно представленной Обществом справке его видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (ОКВЭД 35.30.14); для данного вида деятельности не предусмотрено получение каких-либо специальных разрешений; деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными и деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, не являются тождественными в порядке, придаваемом действующим законодательством; перечисление субсидии произведено на условиях, предусмотренных заключенным договором; судами неправомерно применены положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Общество поддерживает доводы кассационной жалобы Департамента согласно отзыву.
В кассационной жалобе Общество также указывает на то, что проверяющие вышли за пределы своих полномочий при проведении проверки, при подаче заявления на получение субсидии были представлены все предусмотренные действующим законодательством документы; замечания Департамента финансов носят исключительно формальный характер.
Департамент финансов возражает против удовлетворения кассационных жалоб по доводам, изложенным в отзыве (дополнениям к нему). Отмечает, что вид деятельности ОКВЭД 35.30.14 производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными может осуществляться как неопасными производственными объектами, так и опасными производственными объектами; вид деятельности по ОКВЭД 35.30.14 может одновременно являться и лицензируемым видом деятельности; при этом в 2018-2020 годах лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности по месту осуществления лицензируемого вида деятельности - п. Светлый до июня 2021 года у Общества отсутствовала и не была представлена для получения субсидии.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами подтверждено следующее.
27.12.2021 постановлением администрации г. Томска N 1084 утвержден Порядок предоставления субсидии ресурсоснабжающим организациям на компенсацию сверхнормативных расходов и выпадающих доходов на 2021 год (возмещение затрат) (далее - Порядок N 1084). Согласно пункту 5 названного постановления оно вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования; опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск", 27.12.2021, N 61.
28.12.2021 Обществом было подано заявление о предоставлении субсидии на компенсацию сверхнормативных расходов и выпадающих доходов на 2021 год с приложением документов согласно описи на 287 листах, в том числе документов, обосновывающих размер потребности на компенсацию сверхнормативных затрат за 2018-2020 годы.
28.12.2021 распоряжением Департамента N 79 на основании протокола заседания комиссии было принято решение о предоставлении Обществу субсидии в сумме 10 304 786,17 руб.
28.12.2021 между Департаментом и Обществом заключен договор N 1 о предоставлении субсидии ресурсоснабжающей организации на компенсацию сверхнормативных расходов и выпадающих доходов на 2021 год (возмещение затрат). Предмет договора - предоставление Обществу из бюджета муниципального образования "Город Томск" в 2021 году субсидии на компенсацию сверхнормативных расходов и выпадающих доходов на 2021 год (возмещение затрат).
29.12.2021 платежными поручениями N 481408 на сумму 7 213 350,32 руб. и N 481409 на сумму 3 091 435,85 руб. субсидия в общем размере 10 304 786,17 руб. перечислена Обществу.
Департаментом финансов в период с 13.01.2022 по 28.01.2022 в отношении заявителя проведена выездная проверка по вопросу предоставления в 2021 году субсидии ресурсоснабжающим организациям на компенсацию сверхнормативных расходов и выпадающих доходов на 2021 год (возмещение затрат) и соблюдения условий соглашений (договоров) о предоставлении субсидии, по результатам которой составлен акт от 18.02.2022.
Пунктом 2 акта от 18.02.2022 установлено, что в нарушение подпункта 5 пункта 14 Порядка N 1084 Департамент неправомерно принял решение и предоставил субсидию Обществу при несоответствии организации условиям ее предоставления (Обществом не исполнен подпункт 4 пункта 6 Порядка N 1084, поскольку не представлена копия лицензии, подтверждавшая право на осуществление деятельности по адресу: "п. Светлый городской округ Томск" в период 3-летнего срока (2018-2020 годы), за который представлены документы, обосновывающие размер потребности на компенсацию сверхнормативных затрат).
Департамент финансов направил в адрес заявителя представление от 29.03.2022 N 06-07/852, пунктом 2 которого предписано: направить Обществу уведомление о возврате в бюджет муниципального образования "Город Томск" неправомерно предоставленной субсидии в сумме 10 304 786,17 руб. (2.1); в случае отказа возвратить сумму неправомерно предоставленной субсидии в добровольном порядке взыскать в судебном порядке с Общества субсидию в сумме 10 304 786,17 руб. (2.2); разработать план мероприятий по установлению причин и условий выявленного проверкой нарушения и разработке мер, направленных на устранение причин и условий возникновения выявленного проверкой нарушения для недопущения его в дальнейшей работе (2.3). Срок исполнения требования - не позднее десяти месяцев с даты получения представления.
Полагая, что представление Департамента финансов от 29.03.2022 N 06-07/852 в части подпунктов 2.1, 2.2, 2.3 пункта 2 не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями статей 1, 28, 34, 265, 269.2, 270.2, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Порядком N 1084, пришли к выводу о законности представления в оспариваемой части.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, дополнений, пояснений, отзывов, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Порядка N 1084 для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии ресурсоснабжающая организация представляет в Департамент лично или почтовой связью (по своему выбору) следующие документы: подписанная руководителем и скрепленная печатью (при наличии печати) справка, содержащая перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся ресурсоснабжающей организацией в течение 3-х лет, предшествующих текущему финансовому году, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем 3 года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судов, что соответствие организации условиям предоставления субсидии предусматривает исполнение пункта 6 Порядка N 1084 в полном объеме.
Действительно, как верно указал кассатор, деятельность "производство пара и горячей воды (тепловой энергии)" не относится к лицензируемым видам деятельности.
В то же время согласно подпункту 4 пункта 6 Порядка N 1084 для получения субсидии требовалось представление специальных разрешений, действующих в 2018-2020 годах (период, за который запрашивалась субсидия) и необходимых для осуществления указанного вида деятельности, к которым (разрешениям), в частности, относится лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, поскольку без эксплуатации котельной осуществление заявленного Обществом вида деятельности "производство пара и горячей воды (тепловой энергии)" в рассматриваемом случае невозможно. Обратное не доказано.
В ходе осуществления контрольного мероприятия установлено, что Общество для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии и расчета сверхнормативных расходов представило в Департамент документы по осуществлению деятельности в 2018-2020 годах в п. Светлый, однако согласно представленной копии лицензии от 11.12.2008 N ВП-62-000570(КС) на осуществление деятельности "Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов" местом осуществления лицензируемой деятельности указан объект по адресу: Томская область, Томский район, с. Моряковка, ул. Советская, 2а, а не п.Светлый.
Как установлено судами, в целях выяснения причин такого несоответствия ревизором 28.01.2022 направлен запрос руководителю Департамента, на который получены пояснения, где указано, что опасный производственный объект (система теплоснабжения п. Светлый), эксплуатируемый Обществом, внесен в реестр Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 24.10.2016 под N А62-06277-001; в феврале 2021 года в связи со сменой юридического адреса и приведением в соответствие наименования видов деятельности "Эксплуатация взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности" внесены изменения в данные об эксплуатируемых объектах; системе теплоснабжения п. Светлый N А62-06277 от 25.02.2021 присвоен новый номер лицензии на осуществление данной деятельности - N ВХ62-003981 от 16.06.2021.
Обществом представлена копия лицензии от 11.12.2008 N ВП-62-000570(КС) на осуществление деятельности "Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов", выданная Ростехнадзором, в которой местом осуществления лицензируемой деятельности указан объект по адресу: Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, д.2а, с 01.06.2021 - Томская область, г.Томск, п.Светлый, 230Б.
Между тем, кассационная инстанция поддерживает верный вывод судов, что данная лицензия не является документом, подтверждавшим право на эксплуатацию опасного производственного объекта III класса в п. Светлый г. Томска в период 2018 - 2020 годов, в отношении которых были представлены документы, обосновывающие размер запрашиваемой субсидии.
Согласно пункту 19 Порядка N 1084 ресурсоснабжающая организация обязана возвратить средства перечисленной субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Департаментом и уполномоченным органом муниципального финансового контроля.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу, что оспариваемое в части подпунктов 2.1, 2.2, 2.3 пункта 2 представление Департамента финансов от 29.03.2022 N 06-07/852 соответствует действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы относительно "выхода" Департамента финансов за пределы полномочий при проведении муниципального контроля были обоснованно отклонены судами с учетом положений статьи 269.2 БК РФ, Положения о департаменте финансов администрации города Томска, утвержденного решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1001.
В целом доводы, изложенные в кассационных жалобах, выражают несогласие кассаторов с выводами судов, которые признали обоснованным вынесение Департаментом финансов представления (в обжалуемой части) по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконных судебных актов, не установлено.
Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы Общества государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 19.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-3474/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Кублинскому Андрею Сергеевичу из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы государственную пошлину в сумме 1 500 руб. согласно чеку-ордеру от 27.02.2023 (ПАО СБЕРБАНК Томское отделение 8616/236, операция 58).
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции при протоколировании помощником судьи Шимпф Е.В. кассационные жалобы Департамента городского хозяйства администрации города Томска и общества с ограниченной ответственностью "Восточная инвестиционная газовая компания" на постановление от 19.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А67-3474/2022 по заявлению Департамента городского хозяйства администрации города Томска (634050, г. Томск, Московский тракт, д.19/1, ИНН 7017001911, ОГРН 1027000908440) к Департаменту финансов администрации города Томска (634050, г. Томск, ул. Гагарина, д.49, ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511) о признании недействительным представления.
...
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями статей 1, 28, 34, 265, 269.2, 270.2, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Порядком N 1084, пришли к выводу о законности представления в оспариваемой части.
...
Доводы кассационной жалобы относительно "выхода" Департамента финансов за пределы полномочий при проведении муниципального контроля были обоснованно отклонены судами с учетом положений статьи 269.2 БК РФ, Положения о департаменте финансов администрации города Томска, утвержденного решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1001."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2023 г. N Ф04-685/23 по делу N А67-3474/2022