город Тюмень |
|
4 мая 2023 г. |
Дело N А75-17251/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бедериной М.Ю.,
судей Ишутиной О.В.,
Лаптева Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу кредитного потребительского кооператива "Кредитный союз потребителей "ЭКПА" (ИНН 8606000099, ОГРН 1028601391180, далее - КСП "ЭКПА", кредитор, кооператив) на определение от 26.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Колесников С.А.) и постановление от 09.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Горбунова Е.А., Аристова Е.В., Брежнева О.Ю.) по делу N А75-17251/2021 о несостоятельности (банкротстве) Комкова Антона Вячеславовича (ИНН 860600981764, далее также должник), принятые по результатам рассмотрения отчета финансового управляющего имуществом должника Демидова Антона Викторовича (далее - управляющий) о результатах процедуры реструктуризации долгов гражданина, ходатайства должника и финансового управляющего об утверждении плана реструктуризации долгов.
Суд установил:
Комков А.В. 28.10.2021 обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением 10.02.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении Комкова А.В. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Демидов А.В.
Управляющим в арбитражный суд представлен отчет о результатах проведения процедуры банкротства, и заявлено ходатайство об утверждении плана реструктуризации долгов.
Определением суда первой инстанции от 26.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.02.2023, утвержден план реструктуризации долгов должника в редакции, предложенной последним, по условиям которого погашение задолженности в размере 2 239 482,42 руб. планируется ежемесячными платежами в размере 62 207,80 руб. в течение 36 месяцев.
Не согласившись с принятыми судебными актами, кооператив обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства об утверждении плана реструктуризации долгов должника.
В обоснование кассационной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом первой инстанции положений статей 9 - 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку он был лишен возможности направить в суд доводы относительно возможности утверждения судом плана реструктуризации долгов; утвержденный судом план реструктуризации долгов противоречит императивным требованиям части 2 статьи 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), поскольку утвержден в отсутствие утверждения его собранием кредиторов; утвержденный судом план реструктуризации долгов не соответствует требованиям Закона о банкротстве, ущемляет права КСП "ЭКПА" как залогового кредитора, поскольку не предусматривает реализации предмета залога.
С позиции кассатора, вывод суда апелляционной инстанции о недобросовестном поведении кредиторов по необеспечению явки представителей для участия в собрании кредиторов противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв финансового управляющего на кассационную жалобу не принят во внимание судом округа в отсутствие доказательств его заблаговременного направления в адрес заявителей жалоб в нарушение требований статьи 279 АПК РФ.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в рассмотрении обособленного спора, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалобы рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность определения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе процедуры реструктуризации долгов должника в реестр требований кредиторов должника включены требования семи кредиторов: КСП "ЭКПА", публичных акционерных обществ "Совкомбанк", "Сбербанк России", "МТС-Банк", Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, обществ с ограниченной ответственностью "Демокрит", "АйдиКоллект". Итоговая сумма задолженности должника составляет 2 239 482,42 руб.
Требования кредиторов первой и второй очереди не установлены.
Должник официально трудоустроен, имеет постоянный источник дохода в виде получаемой заработной платы и способен осуществлять погашение требований кредиторов в общем размере 62 207,80 руб. ежемесячно в период действия плана реструктуризации.
В адрес управляющего от должника 05.07.2022 поступил проект уточненного плана реструктуризации долгов гражданина Комкова А.В., сведения о порядке и месте ознакомления с уточненным проектом плана реструктуризации опубликованы управляющим на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве - сообщение от 06.07.2022 N 9157341.
Управляющий уведомил о проведении собрания кредиторов должника, в связи с получением плана реструктуризации долгов. Дата проведения собрания кредиторов (дата окончания приема бюллетеней для голосования) назначена на 08.08.2022. Бюллетени принимались с 06.07.2022, 20 час. 00 мин. по 08.08.2022, 20 час. 00 мин.
Повестка дня собрания кредиторов: 1) отчет финансового управляющего (голосование не проводится); 2) утверждение плана реструктуризации долгов Комкова А.В.
Управляющим опубликовано сообщение от 06.07.2022 N 9150077 о проведении собрания кредиторов на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в котором предусмотрена возможность ознакомления с документами к собранию кредиторов. Так, ознакомление производилось с 25.07.2022 по письменному запросу кредитора, направленного на адрес электронной почты финансового управляющего: demidovv.anton57@gmail.com, запросы на ознакомление с документами от КСП "ЭКПА" не поступали.
Собрание кредиторов, назначенное на 08.08.2022 признано управляющим неправомочным в порядке пункта 4 статьи 12 Закона о банкротстве, так как сумма требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, принявших участие в собрании, составила 45,730 % от общей суммы требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Управляющим созвано повторное собрание кредиторов с аналогичной повесткой в связи с получением уточненного проекта плана реструктуризации должника Комкова А.В.
Дата проведения собрания кредиторов (дата окончания приема бюллетеней для голосования) назначена на 12.10.2022 (включительно). Бюллетени принимались с 09.09.2022 по 12.10.2022.
Сведения о порядке и месте ознакомления с уточненным проектом плана реструктуризации опубликованы управляющим на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве - сообщение от 09.09.2022 N 9601182, к сообщению прикреплен проект уточненного плана реструктуризации долгов, предложенный должником.
Собрание кредиторов, проведенное управляющим 12.10.2022, признано неправомочным.
Суд первой инстанции, приняв во внимание совокупный размер кредиторской задолженности, финансовую возможность Комкова А.В., утверждая план реструктуризации долгов гражданина в предложенной редакции, исходил из того, что он соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции, счел, что данный план предусматривает погашение задолженности всех кредиторов, то есть баланс интересов всех лиц, участвующих в деле, будет соблюден.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 213.2 Закона о банкротстве в деле о банкротстве гражданина применяются процедуры реструктуризации долгов, реализации имущества, а также мировое соглашение. По общему правилу по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом в качестве первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вводится процедура реструктуризации долгов гражданина.
Под реструктуризацией долгов понимается реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (абзац семнадцатый статьи 2 Закона о банкротстве).
План реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего требованиям пункта 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве, в частности при наличии у него источника дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года.
План реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально размеру требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица (пункт 5 статьи 213.14 Закона о банкротстве).
При составлении плана реструктуризации долгов должник исходил из наличия у него постоянного места работы, стабильного дохода, уровень которого позволяет осуществлять расчеты с кредиторами.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, руководствуясь указанными выше нормами и разъяснениями, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав предложенный должником проект плана, его финансовую возможность, пришли к правильному выводу о том, что план реструктуризации долгов соответствует положениям Закона о банкротстве, является исполнимым.
При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание, что данный план уже исполняется должником и в настоящее время поступили платежи за первые три месяца плана - ноябрь, декабрь 2022 и январь 2023 годов в соответствии с графиком погашения задолженности.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о невозможности направить в суд пояснения относительно утверждения плана реструктуризации долгов, являлись предметом надлежащей правовой оценки суда апелляционной инстанции, которые судом отклонены по причине их необоснованности, поскольку во время проведения процедуры реструктуризации долгов у конкурсного кредитора КСП "ЭКПА" была возможность ознакомиться со всеми документами, необходимыми для формирования своей позиции.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, по сути, выражают несогласие ее подателя с выводами судов об оценке установленных обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку целью института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по накопившимся обязательствам, которые он не в состоянии исполнять.
В силу Закона о банкротстве процедуры несостоятельности в отношении гражданина осуществляются под контролем суда, который последовательно принимает решения по всем ключевым вопросам, в том числе касающимся возбуждения дела, введения той или иной процедуры, утверждения арбитражного управляющего, установления требований кредиторов, разрешения возникающих в ходе процедур банкротства разногласий, освобождения гражданина от долговых обязательств и т.д.
В настоящем случае, когда план реструктуризации исполняется должником, и он не лишен финансовой возможности исполнять его впредь, такой план соответствует целям потребительского банкротства, не допуская нарушения конституционного права на жилище.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 26.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 09.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-17251/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
М.Ю. Бедерина |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года.
План реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально размеру требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица (пункт 5 статьи 213.14 Закона о банкротстве)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2023 г. N Ф04-1478/23 по делу N А75-17251/2021