г. Тюмень |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А03-14913/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мальцева С.Д.,
судей Сергеевой Т.А.,
Туленковой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Штрек Е.В., рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "ЭКО-Комплекс" на постановление от 21.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Сорокина Е.А., Фертиков М.А.) по делу N А03-14913/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" (658087, Алтайский край, город Новоалтайск, улица Ударника, дом 1А, ОГРН 1062208031401, ИНН 2208014165) к акционерному обществу "ЭКО-Комплекс" (656063, Алтайский край, город Барнаул, проспект Космонавтов, дом 16, ОГРН 1132223004165, ИНН 2223592509) о взыскании задолженности.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (ОГРН 1102225002923, ИНН 2221177627), администрация Первомайского района Алтайского края (ОГРН 1022200768468, ИНН 2263003140).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Закакуев И.Н.) в судебном заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" - Болашов В.В. по доверенности от 30.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к акционерному обществу "ЭКО-Комплекс" (далее - компания, ответчик) о взыскании 3 292 315 руб. 32 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.04.2020 по 01.06.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, администрация Первомайского района Алтайского края.
постановлением от 21.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, компания обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С позиции заявителя, судами не учтено, что истцом завышен объем ТКО, предъявленный к оплате в исковой период; не дана надлежащая правовая оценка актам контроля объемов ТКО, составленным региональным оператором, а также представленному контррасчету ответчика, не исследованы обстоятельства несоблюдения истцом периодичности вывоза ТКО, подтвержденной результатами внеплановой выездной проверки; ведение маршрутного журнала о движении транспортного средства по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не подтверждает объемы транспортированных отходов.
В отзыве на кассационную жалобу, приобщенном судом округа к материалам дела (статья 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), истец возражает против доводов заявителя, просит оставить без изменения решение и постановление, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал правовую позицию, изложенную в письменном виде.
Учитывая надлежащее извещение ответчика и третьих лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы и представленного на нее отзыва, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, компания является региональным оператором по обращению с ТКО в Барнаульской зоне Алтайского края, осуществляющим свои обязательства на основании соглашения с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 01.06.2018 N 414/18-ДО.
Услуги оказываются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24.05.2019 N 880.
Для заключения договоров с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, компания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" провела электронные аукционы на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Между обществом (оператор) и компанией (региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по транспортированию ТКО в границах Первомайского района Алтайского края от 13.12.2019 N 2100600000119000008 (далее - договор), по условиям которого оператор принял на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО в пределах зоны деятельности регионального оператора, а региональный оператор обязался принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями договора.
В приложении N 1 к договору сторонами согласован планируемый объем образования ТКО в 2020 году - 63 194 руб. 11 коп., в 2021 году - 45 138 руб. 65 коп.
Общая цена договора равна стоимости услуг по транспортированию ТКО в зоне деятельности оператора за весь период действия договора и составляет 18 232 403 руб.
50 коп., налогом на добавленную стоимость не облагается, является твердой, определяется на весь срок исполнения договора (пункт 4.1 договора).
Стоимость услуги по транспортированию 1 куб. м ТКО определена по результатам электронного аукциона как отношение общей цены договора к планируемому количеству (объему или массе) ТКО, указанному в приложении N 1 к договору, и составляет 168 руб. 29 коп. за 1 куб. м (пункт 4.2 договора).
Согласно пункту 4.4 договора размер платы за услуги, оказанные по договору за расчетный период (календарный месяц), определяется сторонами как произведение стоимости услуг по транспортированию 1 куб. м ТКО и фактического объема образованных ТКО, транспортирование которых осуществлено.
Пунктом 4.5 договора определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В пункте 4.6 договора предусмотрено, что региональный оператор производит оплату услуг за фактически оказанные оператором услуги путем перечисления денежных средств на расчетный счет оператора в течение 15 рабочих дней с даты подписания актов оказанных услуг.
Стоимость услуг за соответствующий календарный год определяется как произведение стоимости услуг по транспортированию 1 куб. м ТКО, указанной в пункте 4.2 договора, и планируемого объема ТКО, указанного в приложении N 1 за соответствующий календарный год, и составляет на 2020 год - 10 634 936 руб. 77 коп., на 2021 год - 7 597 466 руб. 73 коп.
Полагая, что ответчиком не приняты фактически оказанные оператором по договору услуги за период с 01.04.2020 по 01.06.2021, предварительно направив претензию от 21.06.2021 N 381, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 8, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 24.6, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 7 Правил N 505, пунктом 30 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Проанализировав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, исходя из доказанности факта оказания оператором по транспортированию услуг по вывозу отходов из расчета количества и объема контейнеров, заявленных в исковом требовании, приняв во внимание сведения маршрутных журналов, учтя обстоятельства ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по их оплате, выявив в действиях ответчика признаки недобросовестного поведения, суд пришел к выводу о правомерности заявленных исковых требований.
При этом судом отклонены доводы регионального оператора о необходимости расчета задолженности с применением порядка осуществления учета объема и (или) массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО со ссылкой на обстоятельства, установленные в рамках дел N А03-15999/2020, N А03-11811/2021, об ошибочном определении региональным оператором норматива накопления ТКО, так как фактическое число граждан, проживающих в населенных пунктах, превышает примененное им в расчетах количество.
Повторно рассматривая спор, апелляционная коллегия выводы суда первой инстанции поддержала, находя их законными и обоснованными.
Оснований для отмены или изменения судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает, исходя при этом из следующего.
Согласно статьям 307, 309, 310 ГК РФ обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьями 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, способным оказывать негативное воздействие на окружающую среду (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 02.12.2022 N 52-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978). Следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
По пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Так, согласно пунктам 23, 24 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по ТКО отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ и пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых ТКО, состав таких отходов; периодичность и время вывоза ТКО; места приема и передачи ТКО, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения ТКО; способ коммерческого учета количества ТКО; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами N 505, которые устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО (пункт 1).
В пункте 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления (подпункт "а"); исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения (подпункт "б").
В силу пункта 7 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Данный правовой подход отражен в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782, от 18.10.2022 N 301-ЭС22-12390.
Положения статьи 423 ГК РФ, определяющие существо принципа возмездности договорных отношений, предопределяют в том числе необходимость обеспечения эквивалентного обмена объектами гражданских прав. При этом пункт 3 статьи 307 ГК РФ предусматривает обязанность лица, участвующего в обязательстве, предоставлять своему контрагенту всю информацию, необходимую для его установления и исполнения. В этой связи отсутствие достоверных сведений о нормативах накопления ТКО, в отличие от регионального оператора не находящегося в непосредственных отношениях с собственниками ТКО, очевидно нарушает право оператора на получение эквивалентной оплаты за оказанные услуги транспортировки. При этом положения пункта 5 Правил N 505 содержат альтернативный порядок осуществления коммерческого учета ТКО, в равной степени обеспечивающий осуществление расчетов с операторами по обращению с ТКО за оказанные услуги.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в частности: маршрутные журналы, акты оказанных услуг, сведения о транспортировании отходов, учтя специфику сложившихся между сторонами правоотношений, установив факт оказания истцом ответчику услуг по транспортированию ТКО, исходя из которых стоимость оказанных услуг транспортируемой организацией определяется расчетным путем на основании количества и объема контейнеров для накопления ТКО, в объемах, зафиксированных маршрутными журналами, резюмировав несоблюдение ответчиком обязанности по оплате услуг, учтя, что представленный региональным оператором контррасчет не опровергает сведения об объеме и стоимости услуг, выявив в его действиях признаки недобросовестного поведения, суды обоснованно констатировали оказание оператором услуг региональному оператору на предъявленную в иске сумму.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Суждения кассатора, выражающие несогласие с объемом и стоимостью оказанных истцом услуг, подлежат отклонению окружным судом, поскольку являлись предметом надлежащей правовой оценки судов нижестоящих инстанций, исходивших из наличия в материалах дела достаточного объема доказательств, подтверждающих факт оказания транспортируещей организацией услуг по вывозу ТКО, принявших во внимание обстоятельства недостоверности использованных в расчетах величин, исчисленных с применением нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, сведения о количестве и объемах установленных контейнеров, а также представленные доказательства вывоза ТКО в соответствующих величинах, в отсутствие сведений об обратном (например, сведений об объемах отходов, образованных с учетом достоверной величины количества проживающих граждан и норматива накопления ТБО).
При указанных обстоятельствах, возражения компании со ссылкой на наличие в материалах дела подписанных обществом актов, содержащих количественные показатели объема услуг, не исключает необходимости их оценки судом в совокупности с иными доказательствами по делу с учетом приводимых сторонами доводов и возражений (статьи 783, 711, 720 ГК РФ, рекомендации пункта 8 информационного письма от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", применяемые по аналогии).
Вопреки утверждению ответчика, суды признали, что потребительская ценность достигнута, ТКО вывозились, доказательств длительного неисполнения истцом обязанностей по вывозу ТКО в материалах дела не имеется. Также судами учтено поведение ответчика, ранее не заявлявшего о наличии нарушений, не инициировавшего составление актов, указывающих на конкретные обстоятельства ненадлежащего исполнения обязательств истцом.
С учетом изложенного суд отклоняет довод кассационной жалобы об отсутствии судебной оценки всех указанных ответчиком доказательств, так как оценка таковых судом не предполагает обязательного поименования каждого имеющегося в деле доказательства в судебном акте, и отсутствие такого перечисления не означает факта отсутствия оценки судом всех имеющихся в деле доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Правила оценки доказательств судами соблюдены, неустраненных судами противоречий в имеющихся в деле доказательствах суд кассационной инстанции не усматривает.
Доводы заявителя, по существу, не затрагивают вопросов правильности применения судами при рассмотрении спора норм материального права, а выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств и содержат его мнение относительно данных обстоятельств.
Оценка доказательственной базы по делу и установление на ее основании обстоятельств, имеющих значение для разрешения возникшего между сторонами спора по существу, отнесены действующим процессуальным законодательством к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной нормами статьями 286, 287 АПК РФ.
В этой связи доводы кассатора об обстоятельствах несоблюдения истцом периодичности вывоза ТКО признаются судом округа несостоятельными.
Аргументы компании о получении информации о наполняемости контейнеров, их отсутствии по отдельным адресам сопряжены с обращенным к суду округа требованием об иной оценке доказательств и установлении обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций. Между тем, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О, положения статей 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями АПК РФ, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду округа при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Суд округа полагает, что при принятии решения и постановления судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Иные доводы кассатора, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на выводы суда при рассмотрении настоящего дела, в целом сводятся к несогласию ее заявителя с выводами судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, оценка которых произведена судами по правилам статей 64 - 71 АПК РФ, в связи с этим не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно требованиям статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 21.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-14913/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Мальцев |
Судьи |
Т.А. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суждения кассатора, выражающие несогласие с объемом и стоимостью оказанных истцом услуг, подлежат отклонению окружным судом, поскольку являлись предметом надлежащей правовой оценки судов нижестоящих инстанций, исходивших из наличия в материалах дела достаточного объема доказательств, подтверждающих факт оказания транспортируещей организацией услуг по вывозу ТКО, принявших во внимание обстоятельства недостоверности использованных в расчетах величин, исчисленных с применением нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, сведения о количестве и объемах установленных контейнеров, а также представленные доказательства вывоза ТКО в соответствующих величинах, в отсутствие сведений об обратном (например, сведений об объемах отходов, образованных с учетом достоверной величины количества проживающих граждан и норматива накопления ТБО).
При указанных обстоятельствах, возражения компании со ссылкой на наличие в материалах дела подписанных обществом актов, содержащих количественные показатели объема услуг, не исключает необходимости их оценки судом в совокупности с иными доказательствами по делу с учетом приводимых сторонами доводов и возражений (статьи 783, 711, 720 ГК РФ, рекомендации пункта 8 информационного письма от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", применяемые по аналогии)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 мая 2023 г. N Ф04-188/23 по делу N А03-14913/2021