г. Тюмень |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А70-18081/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на постановление от 01.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А70-18081/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (625007, Тюменская область, город Тюмень, улица 30 лет Победы, дом 31, ИНН 7204095194, ОГРН 1057200947253) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789) об оспаривании приказа.
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" - Водовозова Ю.Б. на основании доверенности от 13.09.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал", общество) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным приказа Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) от 26.05.2022 N 1055 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
постановлением от 01.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование общества удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит указанные судебные акты отменить и отказать ООО "Тюмень Водоканал" в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что обществом некорректно заполнен раздел "Сводные данные по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение" Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), а именно в таблице указаны не все виды образуемых в результате его хозяйственной деятельности отходов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Тюмень Водоканал" просит судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 18.08.2021 общество обратилось в управление с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Приказом от 01.10.2021 N 1804 управление отказало обществу в их утверждении.
Решением от 21.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлениями от 20.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда и от 12.09.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, по делу N А70-25682/2021 приказ от 01.10.2021 N 1804 признан недействительным, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Тюмень Водоканал" путем принятия в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для площадки по адресу: Тюменская область, город Тюмень, поселок Копытово, улица Раневской, 16, код объекта 71-0172-000127-П, на основании заявления общества от 18.08.2021.
ООО "Тюмень Водоканал" обратилось в управление с заявлением от 26.05.2022, в котором просило выдать решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на основании вступившего в законную силу судебного акта по делу N А70-25682/2021 с учетом ранее поданного заявления от 18.08.2021.
В ответ на указанное обращение управлением вынесен приказ от 26.05.2022 N 1055 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с наличием логических ошибок при заполнении форм в составе ПНООЛР.
Не согласившись с данным приказом, ООО "Тюмень Водоканал" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого приказа управления.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства им потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества образования отходов, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2).
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (часть 3).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 7).
Согласно пунктам 3 и 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1029 (далее - Порядок N 1029), нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые: для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя; для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. В лимиты на размещение отходов не включается масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта общества явилось наличие недостоверной информации, связанной с наличием ошибок при заполнении форм в составе ПНООЛР, а именно в разделе "Сводные данные по образованию отходов производства и потребления и запрашиваемым лимитам на их размещение" указаны не все образуемые виды отходов; в графе 4 указываются нормативы образования отходов, в графах 9, 10, 11 указываются лимиты на их размещение; в ответ на обращение общества от 07.06.2022 управление в письме от 06.07.2022 N 06-14347 разъяснило, что в разделе "Сводные данные по образованию отходов производства и потребления и запрашиваемым лимитам на их размещение" ПНООЛР не указаны следующие виды отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства, картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы термометров ртутных, лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной.
Таким образом, управление на основании заявления ООО "Тюмень Водоканал" от 18.08.2021, решение по которому ранее было оформлено приказом от 01.10.2021 N 1804, приказом от 26.05.2022 N 1055 приняло новое решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Тюмень Водоканал", но с иной мотивировкой, направленной на игнорирование вступивших в законную силу судебных актов по делу N А70-25682/2021.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В рассматриваемом случае при повторном отказе обществу в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по причине наличия формальных и логических ошибок при заполнении форм ПНООЛР, со стороны управления усматривается нарушение принципа правовой определенности в отношениях государства и хозяйствующего субъекта, норм об обязательности исполнения судебных актов.
Кроме того, в силу пункта 22 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.12.2020 N 1021 (далее - Методические указания), в разделе "Сводные данные по образованию отходов производства и потребления и запрашиваемым лимитам на их размещение" ПHOOJIP для объектов HBOC I категории указываются перечень и количество видов отходов, планируемых к ежегодному размещению в конкретных объектах размещения отходов, в табличном виде (согласно рекомендуемому образцу, содержащемуся в приложении N 12 к настоящим Методическим указаниям). В графах 1 и 2 приложения 12 к настоящим Методическим указаниям указывается наименование вида отхода и код по федеральному классификационному каталогу отходов, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 (далее - Порядок N 792). В графах 6, 7, 17 и 18 приложения 12 к настоящим Методическим указаниям указывается наименование и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком N 792.
Из указанного пункта не следует, что в таблицу должны быть внесены все виды образуемых у общества отходов.
Согласно пункту 18 Методических указаний в разделе "Сведения об образуемых отходах" ПНООЛР для объектов НВОС I и II категорий в табличной форме приводится перечень образующихся видов отходов (согласно рекомендуемому образцу, содержащемуся в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям). Перечень всех образующихся видов отходов на объекте 71-0172-000127-П указан в разделе 5 "Расчет максимального образования отходов за год" (таблица "Сводные данные о нормативах образования отходов и максимальном годовом количестве образования отходов").
На основании пункта 21.2 Методических указаний в подразделе "Сведения о планируемой ежегодной обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживании отходов" приводится обоснование количества планируемой ежегодной обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания отходов. Перечень отходов, которые подлежат передаче другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания приведен в таблице 6.3 ПНООЛР, которая включает в себя и "спорные" отходы.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное ООО "Тюмень Водоканал" требование.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 01.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-18081/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 18 Методических указаний в разделе "Сведения об образуемых отходах" ПНООЛР для объектов НВОС I и II категорий в табличной форме приводится перечень образующихся видов отходов (согласно рекомендуемому образцу, содержащемуся в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям). Перечень всех образующихся видов отходов на объекте 71-0172-000127-П указан в разделе 5 "Расчет максимального образования отходов за год" (таблица "Сводные данные о нормативах образования отходов и максимальном годовом количестве образования отходов").
На основании пункта 21.2 Методических указаний в подразделе "Сведения о планируемой ежегодной обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживании отходов" приводится обоснование количества планируемой ежегодной обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания отходов. Перечень отходов, которые подлежат передаче другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания приведен в таблице 6.3 ПНООЛР, которая включает в себя и "спорные" отходы."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2023 г. N Ф04-2000/23 по делу N А70-18081/2022