г. Тюмень |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А70-19739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мальцева С.Д.,
судей Сергеевой Т.А.,
Туленковой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний и федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" на постановление от 21.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Грязникова А.С., Краецкая Е.Б.) по делу N А70-19739/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Харьковская, дом 75, корпус 1, офис 301, ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Ялуторовская, дом 46, квартира 3, ИНН 7204004687, ОГРН 1027200843999), Федеральной службе исполнения наказаний (ИНН 7706562710, ОГРН 1047797031479) о взыскании денежных средств.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском о взыскании с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (далее -учреждение, ответчик) и Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России, субсидиарный ответчик) задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января по июнь 2022 года в размере 221 726 руб. 87 коп., пени за период с 11.02.2022 по 15.09.2022 в размере 7 489 руб. 63 коп., с последующим начислением пени по день фактического исполнения обязательства с применением 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Решением от 10.10.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Лоскутов В.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 21.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда от 10.10.2022 изменено в части результатов рассмотрения требования о взыскании неустойки, иск удовлетворен. С учреждения, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с ФСИН России в пользу общества взыскано 221 726 руб. 87 коп., 7 489 руб. 63 коп. пени, а также пени в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, начиная с 16.09.2022 по 01.10.2022 на сумму 139 620 руб. 99 коп. и далее с 02.10.2022 по день полной оплаты задолженности на сумму 221 726 руб. 87 коп., разрешен вопрос о судебных расходах.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение и ФСИН России обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
С позиции кассаторов, выводы судов о привлечении к субсидиарной ответственности неправомерны, основаны на неправильном применении положений статей 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); предъявление требований к ФСИН России, которая не является участником спорных правоотношений, допустимо только при отсутствии реальной возможности взыскания долга, вместе с тем у учреждения имеются доходы от хозяйственной деятельности (статья 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ), за счет которых осуществляется погашение задолженности; ФСИН России является ненадлежащим ответчиком по делу.
В отзыве на кассационную жалобу, приобщенном судом округа к материалам дела (статья 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), истец возражает против доводов заявителей, просит оставить без изменения решение и постановление, жалобы - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в их отсутствие.
Несмотря на то, что учреждение и ФСИН России просят об отмене обоих судебных актов, предметом проверки суда округа фактически является апелляционное постановление, как итоговый судебный акт, в редакции которого завершено производство по исковым требованиям общества.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), учитывая, что судебный акт не обжалуется обществом, суд округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области, осуществляющим свою деятельность в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
По утверждению истца, в период с января по июнь 2022 года учреждению оказаны обществом услуги по обращению с ТКО, вывезенными с контейнерной площадки, расположенной по адресу: город Тюмень, улица Ялуторовская, дом 46, на сумму 221 726 руб. 87 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию, неисполнение требований которой послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 123.21, 399 ГК РФ, статьями 161, 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, формой типового договора на оказание услуги по обращению с ТКО, являющейся приложением к Правилам N 1156 (далее - типовой договор), пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13) и исходил из доказанности факта оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО в исковой период, неисполнения учреждением обязанности по их оплате, как следствие, наличия оснований для взыскания основного долга и законной неустойки, правомерности возложения на ФСИН России, как собственника имущества, субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения при недостаточности у последнего денежных средств.
Повторно рассматривая спор, апелляционная коллегия, дополнительно руководствуясь статьями 210, 296, 298, 329, 330 ГК РФ, статьей 158 БК РФ, статьями 9.1, 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), пунктом 19 Постановления N 13, сочла решение суда первой инстанции подлежащим изменению в связи с ошибочным начислением судом законной неустойки, начиная с 16.09.2022 и по день полной оплаты задолженности, на часть задолженности, возникшей до введения моратория, взыскала пени в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки с 16.09.2022 по 01.10.2022 на сумму 139 620 руб. 99 коп. и далее с 02.10.2022 по день полной оплаты задолженности на сумму 221 726 руб. 87 коп.
Суд округа не усматривает нарушений законности при вынесении обжалуемого постановления, полагает выводы суда апелляционной инстанции о применении материального и процессуального права соответствующими установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, при этом исходя из следующего.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, способным оказывать негативное воздействие на окружающую среду (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 02.12.2022 N 52-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978). Следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, сложившиеся между сторонами отношения в части оказания услуг по обращению с ТКО подпадают под правовое регулирование главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статья 779 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ определено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Пунктом 22 типового договора предусмотрена ответственность за несвоевременную оплату услуг регионального оператора в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно пункту 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные нормами статьи 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ).
Из пункта 3 статьи 158 БК РФ следует, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив наличие у истца статуса регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам, факт оказания им в спорный период указанной услуги, наличие у учреждения задолженности по ее оплате, исходя из отсутствия в материалах дела доказательств того, что учреждение осуществляло сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением третьих лиц, приняв во внимание статус ФСИН России, уполномочивающей ее выступать от имени собственника имущества учреждения, апелляционный суд правомерно счел иск подлежащим удовлетворению к учреждению, а при недостаточности у него денежных средств - субсидиарном взыскании задолженности и неустойки с ФСИН России, скорректировав дальнейшее начисление законной неустойки по день фактического исполнения обязательства с учетом разъяснений Постановления N 497.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой суда апелляционной инстанции, который в силу присущих ему дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Довод заявителей жалоб о неправомерном привлечении ФСИН России к субсидиарной ответственности ранее являлся предметом исследования и оценки апелляционного суда, обоснованно его отклонившего со ссылками на пункты 3, 4 статьи 123.21, пункт 1 статьи 399 ГК РФ, пункт 20 Постановления N 13.
Поскольку ФСИН России является учредителем и собственником имущества учреждения, суд второй инстанции обоснованно в случае недостаточности средств у основного должника возложил ответственность на него как на субсидиарного должника.
Поскольку нормами действующего процессуального законодательства допускается одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам, предъявление подобных требований в различных процессах в условиях констатации неисправности основного должника является допустимым, а субсидиарная ответственность наступит лишь в случае установления в предусмотренном законом порядке при исполнении судебного акта о взыскании долга с основного должника факта недостаточности у него денежных средств.
Положения статьи 125 ГК РФ регламентируют участие публичных образований в гражданских правоотношениях через соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из буквального толкования статей 214, 215 ГК РФ следует, что права публичного образования как собственника имущества осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в собственности публичного образования, включает в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публичного образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Следовательно, в ситуации, когда имущество публичного образования закреплено за определенным государственным (муниципальным) предприятием или учреждением на ограниченном вещном праве, бремя содержания данного имущества возлагается на указанное юридическое лицо.
Финансовое обеспечение указанных субъектов осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (статья 6, пункт 2 статьи 161 БК РФ). Поэтому, являясь самостоятельными участниками гражданских правоотношений, казенные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, в том числе выступая в суде в качестве ответчиков (пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункт 8 статьи 161 БК РФ).
При этом, поскольку недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения, допускает возможность привлечения в порядке субсидиарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (статья 399 ГК РФ), то в силу пункта 20 Постановления N 13 кредитор вправе одновременно (а равно последовательно) предъявить иск к основному должнику (казенному учреждению) и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному распорядителю, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ФСИН России в пределах своей компетенции осуществляет полномочия собственника имущества исполнительной системы наказаний и является главным распорядителем средств федерального бюджета (подпункт 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314), последующее взыскание с него задолженности в субсидиарном порядке является верным. Нормы материального и процессуального права применены апелляционной коллегией правильно.
По смыслу пункта 1 статьи 399 ГК РФ не допускается предъявление требования к лицу, которое несет субсидиарную ответственность по обязательству, ранее, чем к основному должнику, поскольку по своей правовой природе такая ответственность носит дополнительный характер.
Вместе с тем, предъявление в настоящем деле иска является допустимым, поскольку взыскание с ФСИН России должно производиться лишь в случае недостаточности лимита бюджетных средств у основного должника, что соответствует характеру субсидиарной ответственности.
В целом доводы кассационных жалоб направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств, что является недопустимым в силу статьи 286 АПК РФ.
Выводы апелляционного суда об удовлетворении иска основаны на материалах дела и мотивированы. Оснований для иных выводов суд округа не имеет.
Аргументы, приведенные учреждением и ФСИН России в кассационных жалобах, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что учреждение и ФСИН России освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу кассационных жалоб, оснований для распределения судебных расходов в данной части не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 21.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-19739/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Мальцев |
Судьи |
Т.А. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ФСИН России в пределах своей компетенции осуществляет полномочия собственника имущества исполнительной системы наказаний и является главным распорядителем средств федерального бюджета (подпункт 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314), последующее взыскание с него задолженности в субсидиарном порядке является верным. Нормы материального и процессуального права применены апелляционной коллегией правильно.
По смыслу пункта 1 статьи 399 ГК РФ не допускается предъявление требования к лицу, которое несет субсидиарную ответственность по обязательству, ранее, чем к основному должнику, поскольку по своей правовой природе такая ответственность носит дополнительный характер."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2023 г. N Ф04-1063/23 по делу N А70-19739/2022