г. Тюмень |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А75-16292/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на постановление от 08.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А75-16292/2022 по заявлению акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети" (628011, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, дом 15, ИНН 8601033125, ОГРН 1078601003788) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 14а, ИНН 8601032989, ОГРН 1078601003678), муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (628401, город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, ИНН 8602003204, ОГРН 1028600584924).
Суд установил:
акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети" (далее - общество, АО "ЮТЭК-Региональные сети") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее - антимонопольный орган, управление) от 23.08.2022 N 086/06-48-1152/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент) и муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (далее - учреждение, МКУ "УКС").
постановлением от 08.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, решение управления от 23.08.2022 признано недействительным в части вывода об обоснованности отклонения второй части заявки АО "ЮТЭК-Региональные сети", в удовлетворении оставшейся части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит указанные судебные акты отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что при подаче заявки на участие в закупке общество представило недействующий документ о членстве в саморегулируемой организации (далее также - СРО); срок действия выписки из реестра членов СРО составляет один месяц с даты ее выдачи.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит удовлетворить кассационную жалобу департамента.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 19.07.2022 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0187200001722000646 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по проектированию и строительству объекта "Внутриквартальные сети электроснабжения "Научно-технологического центра в городе Сургуте"; заказчик - учреждение, уполномоченный орган - департамент; начальная (максимальная) цена контракта - 500 127 352 руб. 78 коп.; срок окончания подачи заявок - 04.08.2022.
В извещении установлены требования о том, что участник закупки должен быть членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос объектов капитального строительства, имеющий компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; о предоставлении в составе заявки копии или оригинала выписки из реестра членов СРО, выданной в соответствии со статьей 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 08.08.2022, заявка общества была отклонена на основании пункта "н" части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), поскольку приложенная копия выписки из реестра членов СРО N 0973/2022-ВР выдана участнику закупки 17.05.2022, а заявка на участие в закупке подана 03.08.2022 (с даты выдачи выписки до даты подачи заявки прошло более одного месяца).
Решением от 23.08.2022 N 086/06-48-1152/2022 антимонопольный орган признал жалобу АО "ЮТЭК-Региональные сети" необоснованной.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что представление обществом выписки, полученной за пределами месячного срока, не свидетельствует о его несоответствии предъявляемым к участникам конкурса дополнительным требованиям.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
На основании подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) реестр членов СРО представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ).
В силу частей 1 и 4 статьи 7 Закона N 315-ФЗ саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации. Перечень сведений, подлежащих размещению саморегулируемой организацией на официальном сайте определен в части 2 названной статьи. Любые изменения, внесенные в документы и информацию, указанные в пунктах 1-7 и 9-12 части 2 статьи 7 Закона N 315-ФЗ, должны быть размещены на официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем наступления события, повлекшего за собой такие изменения, если иной срок размещения таких изменений не установлен федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в составе второй части заявки АО "ЮТЭК-Региональные сети" представлена выписка из реестра членов СРО, выданная 17.05.2022, в силу чего принято решение об отклонении заявки общества по причине непредставления документа, подтверждающего соответствие участника дополнительным требованиям (срок действия выписки истек).
Проанализировав положения ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ, суды двух инстанций указали, что представленная обществом выписка из реестра членов СРО содержит информацию, которая доступна для ознакомления в официальных открытых источниках; Единый реестр членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ), размещен в сети "Интернет" по адресу: http://reest.nostroy.ru. и содержит информация о том, что АО "ЮТЭК-Региональные сети" является членом СРО с 14.05.2010; заказчик и уполномоченный орган на любом этапе процедуры закупки имеют возможность проверить соответствующие сведения, их достоверность, в том числе действующий характер членства участника закупки в СРО, сведения о выданных свидетельствах СРО участникам закупки; объективных и непреодолимых препятствий для получения сведений из открытого информационного ресурса не имелось.
Вопреки позиции подателя жалобы срок действия выписки из реестра членов СРО в один месяц с даты ее выдачи не влияет на права и обязанности члена СРО и не может гарантировать статус лица в качестве действующего участника СРО; актуальные сведения о члене СРО содержаться на официальном сайте такой организации.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу, что отклонение заявки общества по мотиву предоставления выписки из реестра членов СРО с истекшим сроком действия является излишне формальным, не соответствует принципам обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок, развитию конкуренции.
При таких обстоятельствах арбитражные суды обоснованно признали решение антимонопольного органа недействительным в части вывода о наличии оснований для отклонения заявки АО "ЮТЭК-Региональные сети".
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 08.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-16292/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу частей 1 и 4 статьи 7 Закона N 315-ФЗ саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации. Перечень сведений, подлежащих размещению саморегулируемой организацией на официальном сайте определен в части 2 названной статьи. Любые изменения, внесенные в документы и информацию, указанные в пунктах 1-7 и 9-12 части 2 статьи 7 Закона N 315-ФЗ, должны быть размещены на официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем наступления события, повлекшего за собой такие изменения, если иной срок размещения таких изменений не установлен федеральным законом.
...
Проанализировав положения ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ, суды двух инстанций указали, что представленная обществом выписка из реестра членов СРО содержит информацию, которая доступна для ознакомления в официальных открытых источниках; Единый реестр членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ), размещен в сети "Интернет" по адресу: http://reest.nostroy.ru. и содержит информация о том, что АО "ЮТЭК-Региональные сети" является членом СРО с 14.05.2010; заказчик и уполномоченный орган на любом этапе процедуры закупки имеют возможность проверить соответствующие сведения, их достоверность, в том числе действующий характер членства участника закупки в СРО, сведения о выданных свидетельствах СРО участникам закупки; объективных и непреодолимых препятствий для получения сведений из открытого информационного ресурса не имелось."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 мая 2023 г. N Ф04-2254/23 по делу N А75-16292/2022