г. Тюмень |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А27-3540/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Дружининой Ю.Ф.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро" на постановление от 18.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А27-3540/2022 по заявлению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН 1047796323123, ИНН 7705596339; 123317, г. Москва, ул. Пресненская набережная, 10, стр. 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Агро" (ОГРН 1034205030749, ИНН 4205046162; Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Пчелобаза, 15) о взыскании субсидии.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (650000, г. Кемерово, ул. Мичурина, 54; ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574).
Суд установил:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агро" (далее - Общество, ответчик), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление казначейства) о взыскании 14 411 137,01 руб., в том числе - 13 636 344,7 руб. субсидии и 774 792,31 руб. штрафа.
постановлением от 18.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Министерство и Управление казначейства возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзывам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
26.06.2020 между Министерством и Обществом (получатель) заключено соглашение N 020-11-2020-369 о предоставлении субсидий производителям сельскохозяйственной техники в отношении договоров о реализации, заключенных в 2019 году, поставка продукции по которым была осуществлена не позднее 31 декабря 2019 года, субсидия на которую не предоставлялась производителю в 2019 году (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя, возникших вследствие реализации сельскохозяйственной техники, предусмотренной приложением N 1 к Правилам предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1432, далее - Правила N 1432), по договорам о реализации, заключенным в 2019 году, поставка которой была осуществлена не позднее 31 декабря 2019 года, субсидия на которую не предоставлялась получателю в 2019 году; в целях достижения установленного государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" индекса производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства).
Из пунктов 3.1.1, 3.1.2 Соглашения следует, что субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе 1 Соглашения, при представлении получателем в Министерство документов, подтверждающих факт наличия у получателя субсидии недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Правилами N 1432 и Соглашением, а также иных документов, определенных в приложении N 1 к Соглашению и при соблюдении иных условий.
Пунктом 4.3.2 Соглашения установлено, что получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанных в приложении N 3 к Соглашению: результат предоставления субсидии - 433 878 197,77 руб.; показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии - 6.
Пунктом 4.3.3.1 Соглашения установлена обязанность представлять получателем субсидии в Министерство отчет о достижении результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанных в реестре получателей субсидии в отношении договоров о реализации, заключенных в 2019 году, и установленных в приложении N 3 к Соглашению, в срок не позднее 25 рабочего дня со дня окончания 2020 года по установленной форме.
В силу пунктов 4.1.7, 4.1.8 Соглашения на Министерство возложена обязанность в случае установления им или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами N 1432 и Соглашением, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет, а также в случае недостижения получателем результата предоставления субсидии, указанного в приложении N 3 к Соглашению, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в требовании.
В соответствии с пунктом 5.2 Соглашения (пункт 5.3. в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2020) в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, получатель обязан возвратить полученную субсидию в доход федерального бюджета в размере выявленных нарушений.
Согласно пункту 5.3 Соглашения (пункт 5.2.1 в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2020) в случае недостижения получателем показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанного в приложении N 3 к Соглашению, получатель уплачивает штраф в размере 1 процента субсидии, полученной получателем, в доход федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования от Министерства.
Пунктом 5.4 Соглашения (пункт 5.2.2. в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2020) определено, что в случае недостижения получателем результата предоставления субсидии, указанного в приложении N 3 к Соглашению, средства субсидии в части, пропорциональной величине недостижения такого результата в стоимостном выражении, подлежат возврату в доход федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования от Министерства.
В 2020 году средства субсидии в размере 77 479 231,24 руб. перечислены Министерством на расчетный счет Общества.
Управлением казначейства в период с 25.01.2021 по 29.03.2021 в отношении Общества проведена проверка, в ходе которой установлено, что ответчиком не достигнуты результат и показатель предоставления субсидии, а именно, результат предоставления субсидии "Стоимостной объем продукции, реализованной производителем на территории Российской Федерации в соответствующем финансовом году (без учета налога на добавленную стоимость, далее - НДС)": план - 433 878,20 тыс. руб., факт - 357 354,11 тыс. руб., отклонение составило 76 524,09 тыс. руб. (или не исполнено на 17,6%); показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии "Отношение стоимостного объема продукции, реализованной производителем на территории Российской Федерации в соответствующем финансовом году (без учета НДС), к объему субсидии, предоставляемой производителю в соответствующем финансовом году": план - 6, факт - 4,6, отклонение составило 1,4 (или не исполнено на 23,3%).
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Министерством в адрес Общества претензии от 08.06.2021 N 47382/07 с требованием уплатить штраф и возвратить часть субсидии.
Неисполнение Обществом претензионных требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд.
Кассационная инстанция полагает, что суды, руководствуясь статьями 28, 34, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правилами N 1432, условиями Соглашения (дополнительных соглашений к нему), с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пришли к верным выводам о правомерности исковых требований, о доказанности наличия оснований для взыскания заявленной суммы субсидии и штрафа в пользу Министерства.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и фактических обстоятельств дела.
Как установлено судами, Обществом представлен в Министерство отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021, в котором указаны следующие значения:
- плановое значение показателя (результата предоставления субсидии) - 433 878 197,77 руб., достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату - 714 523 971,28 руб., процент выполнения плана (результата предоставления субсидии) - 165%, то есть по данным отчета выручка от реализации продукции за 2019 год составила 714 523 971,28 руб. (без учета НДС), данный показатель отражает выручку всех договоров купли-продажи продукции за 2019 год;
- плановое значение показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии - 6, достигнутое значение показателя на отчетную дату - 9,2, процент выполнения плана - 153% (индекс производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства 714 523 971,28/77 479 231,24=9,2).
Для проверки достоверности данных, указанных в отчете, также были представлены все договоры купли-продажи сельскохозяйственной техники, заключенные Обществом в 2019 году, справки для получения субсидии, расчет размера субсидии из федерального бюджета за 2020 год и оборотно-сальдовая ведомость по счету 90.01.1 за 2019 год.
Путем анализа вышеуказанных документов было установлено, что Обществом указанный в отчете результат (714 523 971,28 руб.) отражает объем выручки по всем договорам купли-продажи сельскохозяйственной техники, которые заключены Обществом с сельскохозяйственными производителями в 2019 году в рамках Соглашения от 26.06.2020 N 020-11-2020-369 и Соглашения от 10.04.2019 N 082-11-2019-083.
Однако, согласно абзацу 16 пункта 2 Правил N 1432 результатом предоставления субсидии в 2020 году для производителей, предоставивших скидку на продукцию в 2019 году, поставка которой осуществлена не позднее 31 декабря 2019 года, является стоимостный объем продукции, которая реализована производителем на территории Российской Федерации, и субсидия на которую не предоставлялась производителю в 2019 году.
Согласно пункту 2 Правил N 1432 результат предоставления субсидии и показатель, необходимый для результата предоставления субсидии, указываются без учета НДС.
Справочная информация, представляемая Обществом для получения субсидии по форме, определенной в приложении N 4 к Правилам N 1432, также предполагает стоимостные показатели без учета НДС.
По результатам анализа договоров купли-продажи сельскохозяйственной техники, заключенных Обществом в 2019 году и включенных в справки для получения субсидии в 2020 году, установлено, что выручка по указанным договорам составила - 357 354 108,02 руб. по Соглашению.
Таким образом, проверяющие пришли к обоснованному выводу, что в отчете Обществом завышено достигнутое значение показателей по состоянию на отчетную дату, а именно:
- результата предоставления субсидии на 357 169 863,26 руб. (714 523 971,28 - 357 354 108,02);
- показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии (индекс производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства) на 4,6 (9,2-4,6).
С учетом установленных обстоятельств, не опровергнутых Обществом, суды поддержали доводы истца о том, что по состоянию на 01.01.2021 Обществом по заключенному Соглашению фактические значения результата и показателя использования субсидии не достигнуты, соответственно, не достигнуты и цели ее предоставления.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 1432 и пунктом 5.4 Соглашения в случае недостижения результата предоставления субсидии, указанного в реестре получателей субсидии в отношении договоров о реализации продукции, заключенных в 2019 году, и (или) реестре получателей субсидии, средства субсидии в части, пропорциональной величине недостижения такого результата в стоимостном выражении, подлежат возврату в доход федерального бюджета.
Расчеты подлежащей возврату субсидии и штрафа судами проверены, признаны верными.
Кассационная инстанция полагает, что судами исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства применительно к статье 333 ГК РФ и сделан правильный вывод об отсутствии оснований для снижения размера неустойки, поскольку установленный Соглашением размер штрафа (1% от предоставленной субсидии) не свидетельствует о ее явной несоразмерности, соизмерим с общим размером предоставленной субсидии, а также с недостигнутым показателем в процентом соотношении, следовательно, не нарушает баланс интересов сторон. Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 284, статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не имеет полномочий для переоценки указанных выводов судов.
Доводы кассационной жалобы относительно разных редакций Соглашения в части установления ответственности получателей субсидии не могут быть приняты, учитывая, что данные условия соответствуют положениям бюджетного законодательства, Правилам N 1432; Соглашение и все дополнения к нему подписаны ответчиком.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 18.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3540/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Путем анализа вышеуказанных документов было установлено, что Обществом указанный в отчете результат (714 523 971,28 руб.) отражает объем выручки по всем договорам купли-продажи сельскохозяйственной техники, которые заключены Обществом с сельскохозяйственными производителями в 2019 году в рамках Соглашения от 26.06.2020 N 020-11-2020-369 и Соглашения от 10.04.2019 N 082-11-2019-083.
Однако, согласно абзацу 16 пункта 2 Правил N 1432 результатом предоставления субсидии в 2020 году для производителей, предоставивших скидку на продукцию в 2019 году, поставка которой осуществлена не позднее 31 декабря 2019 года, является стоимостный объем продукции, которая реализована производителем на территории Российской Федерации, и субсидия на которую не предоставлялась производителю в 2019 году.
Согласно пункту 2 Правил N 1432 результат предоставления субсидии и показатель, необходимый для результата предоставления субсидии, указываются без учета НДС.
...
В соответствии с пунктом 32 Правил N 1432 и пунктом 5.4 Соглашения в случае недостижения результата предоставления субсидии, указанного в реестре получателей субсидии в отношении договоров о реализации продукции, заключенных в 2019 году, и (или) реестре получателей субсидии, средства субсидии в части, пропорциональной величине недостижения такого результата в стоимостном выражении, подлежат возврату в доход федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 мая 2023 г. N Ф04-1514/23 по делу N А27-3540/2022