город Томск |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А27-3540/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро" (N 07АП-9271/2022) на решение от 12.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3540/2022 (судья Гисич С.В.), по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, город Москва (ОГРН 1047796323123, ИНН 7705596339) к обществу с ограниченной ответственностью "Агро", город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1034205030749, ИНН 4205046162) о взыскании 14 411 137 руб. 01 коп.,
третье лицо - Управление Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (г. Кемерово, ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574).
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя (истца): без участия (извещен),
от заинтересованного лица (ответчика): Дорошенко А.Г. по доверенности от 06.05.2022, паспорт; Володченко А.С. по доверенности от 25.09.2022, паспорт,
от третьего лица: Дебус А.И. по доверенности от 15.06.2020, диплом, паспорт (онлайн),
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - истец, Министерство, Минпромторг России) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агро" (далее - ответчик, ООО "Агро", общество) о взыскании 14 411 137 руб. 01 коп. (в том числе 13 636 344 руб. 70 коп. субсидии, предоставленной по соглашению от 26.06.2020 N 020-11-2020-369, 774 792 руб. 31 коп. штрафа).
Определение суда от 07.04.2022 Управление Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (далее - третье лицо, Казначейство, УФК по Кемеровской области - Кузбассу) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.08.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Агро" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что судом первой инстанции не дана оценка показателей выручки реализации продукции по договорам, заключенным в 2019 году, поставка по которым была осуществлена не позднее 31.12.2019 года, субсидия на которую не предоставлялась производителю в 2019 году, страница 62 акта проверки столбец 3, в которой отражена сумма выручки по договорам купли-продажи (лизинга), заключенным в 2019 году, поставка продукции по которым была осуществлена не позднее 31 декабря 2019 года, субсидия на которую не предоставлялась производителю в 2019 году (цена договора) составляет 421 677 847,46 рублей. При этом для исчисления суммы возврата субсидии используется указанный показатель без учета суммы НДС, который в таблице указан в размере 357 354 108,02 рублей, что составляет сумму договоров без суммы НДС в размере 18%. При этом, Федеральным законом N 303-ФЗ от 03.08.2018 года установлена ставка НДС в размере 20%, и указанная ставка применяется к договорам поставки с 01.01.2029 года, а, следовательно, в расчете контрольных показателей проверки Управления Федерального казначейства РФ деятельности ООО "Агро" по исполнению соглашения не могут. Кроме этого, из материалов дела следует, что субсидия была предоставлена после предоставления скидки и при наличии полного пакета обосновывающих документов. Заявления и документы проверены уполномоченными органами без возражений и замечаний. Таким образом, судом не дана оценка соразмерности штрафных санкций в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В дополнениях к апелляционной жалобе общество указывает на отсутствие со стороны ответчика вины, а, следовательно, наличия оснований для его привлечения к гражданско-правовой ответственности.
В отзывах на апелляционную жалобу Минпромторг России и УФК по Кемеровской области - Кузбассу просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Во исполнение требований суда апелляционной инстанции УФК по Кемеровской области - Кузбассу и Министерство представили дополнительный отзыв и объяснения.
В порядке статей 81, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы и дополнительные пояснения приобщены к материалам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием систем веб-конференции, представители ответчика и третьего лица свои позиции поддержали в полном объеме. Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился в судебное заседание суда апелляционной инстанции. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 26.06.2020 между Минпромторгом России и ООО "Агро" (получатель) заключено соглашение N 020-11-2020-369 о предоставлении субсидий производителям сельскохозяйственной техники в отношении договоров о реализации, заключенных в 2019 году, поставка продукции по которым была осуществлена не позднее 31 декабря 2019 года, субсидия на которую не предоставлялась производителю в 2019 году, с учетом дополнительных соглашений на сумму 77 479 231, 24 руб.
Предметом соглашения от 26.06.2020 N 020-11-2020-369 является предоставление из федерального бюджета в 2020 году субсидии: в целях возмещения недополученных доходов получателя, возникших вследствие реализации сельскохозяйственной техники, предусмотренной приложением N 1 к Правилам N 1432, по договорам о реализации, заключенным в 2019 году, поставка которой была осуществлена не позднее 31 декабря 2019 г., субсидия на которую не предоставлялась получателю в 2019 году (пункт 1.1.1. соглашения); в целях достижения установленного государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" индекса производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства) (пункт 1.1.2. соглашения).
Из пунктов 3.1.1, 3.1.2 соглашения следует, что субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе 1 соглашения от 26.06.2020 N 020-11-2020-369, при представлении получателем в Минпромторг документов, подтверждающих факт произведенных получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Правилами N 1432 и соглашением, а также иных документов, определенных в приложении N 1 к соглашению и при соблюдении иных условий.
Пунктом 4.3.2. соглашения от 26.06.2020 N 020-11-2020-369 установлено, что получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанных в приложении N 3 к соглашению: результат предоставления субсидии - 433 878 197,77 руб.; показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии - 6.
Пунктом 4.3.3.1 соглашения установлена обязанность представлять получателем субсидии в Минпромторг отчет о достижении результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанных в реестре получателей субсидии в отношении договоров о реализации, заключенных в 2019 году, и установленных в приложении N 3 к Соглашению, в срок не позднее 25 рабочего дня со дня окончания 2020 года по форме, установленной приложением N 4 к Соглашению.
В силу пунктов 4.1.7., 4.1.8. соглашения на Министерство возложена обязанность в случае установления им или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет, а также в случае недостижения получателем результата предоставления субсидии, указанного в приложении N 3 к соглашению, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в требовании.
В соответствии с пунктом 5.2. соглашения (пункт 5.3. в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2020), в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, получатель обязан возвратить полученную субсидию в доход федерального бюджета в размере выявленных нарушений.
Согласно пункту 5.3. соглашения (пункт 5.2.1. в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2020), в случае недостижения получателем показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанного в приложении N 3 к настоящему соглашению, получатель уплачивает штраф в размере 1 процента субсидии, полученной получателем, в доход федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования от Министерства.
Пунктом 5.4 соглашения (пункт 5.2.2. в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2020) определено, что в случае недостижения получателем результата предоставления субсидии, указанного в приложении N 3 к настоящему соглашению, средства субсидии в части, пропорциональной величине недостижения такого результата в стоимостном выражении, подлежат возврату в доход федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования от Министерства.
В 2020 году средства субсидии в размере 77 479 231,24 руб. перечислены Минпромторгом России на расчетный счет ООО "Агро".
УФК по Кемеровской области - Кузбассу в период с 25.01.2021 по 29.03.2021 на основании приказа от 20.01.2021 N 14 в отношении ООО "Агро" проведена проверка предоставления субсидий, в ходе которой установлено, что ООО "Агро" не достигнуты результат и показатель предоставления субсидии, а именно, результат предоставления субсидии "Стоимостный объем продукции, реализованной производителем на территории Российской Федерации в соответствующем финансовом году (без учета налога на добавленную стоимость)": план - 433 878,20 тыс. руб., факт - 357 354,11 тыс. руб., отклонение составило 76 524,09 тыс. руб. (или не исполнено на 17,6%); показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии "Отношение стоимостного объема продукции, реализованной производителем на территории Российской Федерации в соответствующем финансовом году (без учета налога на добавленную стоимость), к объему субсидии, предоставляемой производителю в соответствующем финансовом году": план - 6, факт - 4,6, отклонение составило 1,4 (или не исполнено на 23,3%).
Таким образом, ООО "Агро" по соглашению от 26.06.2020 N 020-11-2020-369 фактические значения результата и показателя использования субсидии не достигнуты, отклонение составляет 76 524 089,75 руб. и 1,4, соответственно.
Указанное послужило основанием для направления Министерством в адрес ООО "Агро" претензии от 08.06.2021 N 47382/07 с требованием уплатить штраф и возвратить частично сумму субсидии.
Неисполнение обществом претензионных требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку установлен факт нарушения ответчиком цели, условий и порядка предоставления субсидии.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Из указанного определения следует, что неэффективным (нерезультативным) использованием бюджетных средств является недостижение заданного результата (по объему и (или) качеству) при использовании запланированного объема средств, а также достижение результата с большими, чем это было возможно, затратами.
Статьей 162 БК РФ предусмотрена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Исходя из содержания заключенного Минпромторгом России и ООО "Агро" соглашения N 020-11-2020-369 от 26.06.2020 о предоставлении субсидий из федерального бюджета, результативность (эффективность) использования средств бюджета может быть достигнута только при достижении поименованных в этих соглашениях показателей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1432 утверждены Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники (далее - Правила N1432).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 1432 (в редакции от 08.05.2020), настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления субсидий из федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники. Субсидии предоставляются производителям на возмещение недополученных доходов, возникших вследствие реализации сельскохозяйственной техники в рамках подпрограммы "Развитие транспортного и специального машиностроения" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", в целях достижения индекса производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства) путем стимулирования реализации конкурентоспособной сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке.
Абзацем 2 пункта 1 Правил N 1432 предусмотрено, что субсидии предоставляются производителям в целях достижения индекса производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства) путем стимулирования реализации конкурентоспособной сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке.
Как следует из материалов дела, ООО "Агро" представлен в Министерство отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021 в соответствии с соглашением от 26.06.2020 N 020-11-2020-369, в котором указаны следующие значения:
- плановое значение показателя (результата предоставления субсидии) - 433 878 197,77 руб., достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату - 714 523 971,28 руб., процент выполнение плана (результата предоставления субсидии) - 165, т.е. по данным отчета выручка от реализации продукции за 2019 год составила 714 523 971,28 руб. (без учета НДС), данный показатель отражает выручку всех договоров купли-продажи продукции за 2019 год;
- плановое значение показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии - 6, достигнутое значение показателя на отчетную дату - 9,2, процент выполнения плана - 153 (индекс производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства 714 523 971,28/77 479 231,24=9,2).
Для проверки достоверности данных, указанных в отчете, были представлены все договоры купли-продажи сельскохозяйственной техники, заключенные ООО "Агро" в 2019 году, затем справки для получения субсидии, расчет размера субсидии из федерального бюджета за 2020 год и оборотно-сальдовая ведомость по счету 90.01.1 за 2019 год.
Путем анализа вышеуказанных документов было установлено, что ООО "Агро" в отчет по строке "результат предоставления субсидии" в графу "достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату", включили сумму выручки в размере 714 523 971,28 рублей, полученную от реализации объема продукции, по договорам, заключенным в 2019 году, поставка продукции по которым была осуществлена не позднее 31 декабря 2019 года. на возмещение затрат которых уже была предоставлена субсидия в 2019 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии производителям сельскохозяйственной техники на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией сельскохозяйственной техники от 10.04.2019 N 082-11-2019-083 (далее - Соглашение от 10.04.2019 N 082-11-2019-083), с учетом дополнительных соглашений от 13.05.2019 N 082-11-2019-083/1, от 11.12.2019 N 082-11-2019-083/2 в сумме 135 755 910, 98 руб.
Таким образом, указанный в отчете результат - 714 523 971.28 рублей отражает объем выручки по всем договорам купли-продажи сельскохозяйственной техники, которые заключены ООО "Агро" с сельскохозяйственными производителями в 2019 году в рамках Соглашения от 26.06.2020 N 020-11 -2020-369 и Соглашения от 10.04.2019 N 082-11 -2019-083.
Однако, согласно с абзаца 16 пункта 2 Правил N 1432 результатом предоставления субсидии в 2020 году для производителей, предоставивших скидку на продукцию в 2019 году, поставка которой осуществлена не позднее 31 декабря 2019 года. является стоимостный объем продукции, которая реализована производителем на территории Российской Федерации и субсидия на которую не предоставлялась производителю в 2019 году (без учета НДС).
Согласно анализу договоров купли-продажи сельскохозяйственной техники, заключенных ООО "АГРО" в 2019 году, и включенных в справки для получения субсидии в 2020 году, установлено, что выручка по указанным договорам составила в сумме 357 354 108.02 рублей (Соглашение от 26.06.2020 N 020-11-2020-369).
Следовательно, в Отчете ООО "Агро", завышено достигнутое значение показателей по состоянию на отчетную дату, а именно:
- результата предоставления субсидии на 357 169 863,26 рублей (714 523 971,28-357 354 108,02);
- показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии (индекс производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства) на 4.6 (9,2-4,6).
На основании изложенного, по состоянию на 01.01.2021 ООО "Агро" по соглашению от 26.06.2020 N 020-11-2020-369 фактические значения результата и показателя использования субсидии не достигнуты, отклонение составляет 76 524 089,75 рублей и 1,4 соответственно.
С учетом изложенного, в 2020 году результат предоставления субсидии и показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, фактически ООО "Агро" не достигнут, а соответственно и цели на которые предусмотрена предоставление субсидий в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил не постигнуты.
Согласно пункту 2 Правил N 1432 результат предоставления субсидии (далее -результат) и показатель, необходимый для результата предоставления субсидии (далее - показатель) указываются без учета налога на добавленную стоимость.
Справочная информация, предоставляемая ООО "Агро" для получения субсидии, по форме, определенной в приложении N 4 к Правилам, также предполагает стоимостные показатели без учета налога на добавленную стоимость.
По результатам проверки, на основании отчета ООО "Агро" от 11.02.2021 выявлено, что в 2020 году ООО "Агро" не достигнуты результат и показатель, установленные Соглашением.
ООО "Агро" предоставило в Минпромторг России недостоверные сведения, в том числе, и о величине налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 5.5. соглашения ООО "Агро" несет ответственность за достоверность сведений, представляемых в Минпромторг России, в соответствии с законодательством.
Порядок возврата субсидии установлен Правилами N 1432 в редакции от 8 мая 2020 года на момент заключения Соглашения и Соглашением.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 1432 и пунктом 5.4. соглашения в случае недостижения результата предоставления субсидии, указанного в реестре получателей субсидии в отношении договоров о реализации продукции, заключенных в 2019 году, и (или) реестре получателей субсидии, средства субсидии в части, пропорциональной величине недостижения такого результата в стоимостном выражении, подлежат возврату в доход федерального бюджета.
Сумма возврата средств субсидии по пункту 32 Правил N 1432 и пункту 5.4. соглашения составила 13 636 344 (77 479 231,24*17,6%) рублей 70 коп.
Сумма штрафа по пункту 31 Правил N 1432 и пункту 5.3. соглашения составила 774 792 (77 479 231,24* 1 %) рублей 31 коп.
Не имеет правого значения для данного дела соглашение от 10 апреля 2019 года N 082-11-2019-083, заключенное ООО "Агро" с Минсельхозом России по иному предмету, так как положения данного соглашения не распространяются на Минпромторг России, а предметом искового заявления является невыполнение обязательств ООО "Агро" именно по соглашению от 26.06.2020 N 020-11-2020-369.
Доводы апелляционной жалобы о расчете суммы выручки без учета ставки НДС 20% подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно Правил показатель, необходимый для результата предоставления субсидии указываются без учета налога на добавленную стоимость.
Информация, предоставленная ООО "Агро" для получения субсидии, по форме, определенной в приложении N 4 к Правилам, также предполагает стоимостные показатели без учета налога на добавленную стоимость.
По результатам проверки, на основании отчета ООО "Агро" от 11 февраля 2021 г. выявлено, что в 2020 году ООО "Агро" не достигнуты результат и показатель, установленные Соглашением и рассчитанные самим Обществом исходя из заявленной им выручки. Соглашение заключено на основании показателей предоставленных обществом. Минпромторг расчет выручки при заключении Соглашения не производил.
Следовательно, ООО "Агро" предоставило в Минпромторг России недостоверные сведения, в том числе, и о величине выручки без налога на добавленную стоимость. Согласно пункта 5.5. Соглашения ООО "Агро" несет ответственность за достоверность сведений, представляемых в Минпромторг России, в соответствии с законодательством.
Кроме того, документальных доказательств отражения выручки с учетом ошибочно примененной ставки НДС в Приложении N 4 общество в материалы дела не представило.
Доводы ответчик об отсутствии с его стороны вины, подлежат отклонению, поскольку на момент заключения соглашения от 26.06.2020 N 020-11- 2020-369и предоставления отчета ответчик уже знал сумму реализованной им продукции в 2019 году, на которую ранее не предоставлялась субсидия, при должной степени осмотрительности ответчик не мог не знать, что он не достиг установленных показателей, указанных в Соглашении и будет привлечен к гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с пунктом 5.3. соглашения и пунктом 31 Правил N 1432 в случае недостижения получателем показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанного в приложении N 3 к соглашению, получатель уплачивает штраф в размере 1 процента субсидии, полученной получателем.
По мнению ответчика, штрафные санкции на основании статьи 333 ГК РФ подлежали снижению.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ, если подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Относительно применения названной нормы права Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения в Постановлении от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), согласно пункту 69 которого подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ) (пункт 71 Постановления N 7).
Заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330, статья 387 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 АПК РФ) (пункт 72 Постановления N 7).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ) (пункт 73 Постановления N 7).
Снижение размера договорной неустойки (пени), подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ) (пункт 77 Постановления N 7).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Кодекса, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе и направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки. Данной правовой нормой предусмотрена обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О).
С учетом изложенного и по смыслу статьи 333 ГК РФ уменьшение неустойки (пени) возможно только в суде первой инстанции и только на основании заявления стороны. Кроме того, уменьшение размера неустойки (пени) является правом, а не обязанностью суда. Решение вопроса о явной несоразмерности неустойки (пени) последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов и конкретных обстоятельств дела. Для применения указанной нормы арбитражный суд должен располагать заявлением ответчика и данными, позволяющими достоверно установить явную несоразмерность неустойки (пени) последствиям нарушения обязательства. Все доказательства о наличии обстоятельств, позволяющих суду решить вопрос об уменьшении размера неустойки (пени), должны быть представлены заинтересованной стороной в суд первой инстанции.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для снижения размера неустойки, поскольку установленный соглашением размер штрафа (1% от предоставленной субсидии - 774 792 руб. 31 коп.) не свидетельствует о её явной несоразмерности, соизмерим с общим размером предоставленной субсидии (77 479 231,24 руб.), а также соизмерим с недостигнутым показателем в процентом соотношении (не достигнуто 23,3%), не нарушает баланс интересов сторон.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3540/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3540/2022
Истец: Минпромторг России
Ответчик: ООО "Агро"
Третье лицо: УФК по КО, Федеральное казначейство