г. Тюмень |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А03-3792/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на постановление от 09.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-3792/2022 по заявлению некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (656031, Алтайский край, город Барнаул, проспект Строителей, дом 34, ОГРН 1142225900574, ИНН 2225996465) к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, дом 9, ОГРН 1022201761592, ИНН 2225026971) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ОГРН 1132225020377, ИНН 2225145249).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Смотрова Е.Д.) в заседании участвовали представители:
от некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - Соловьев А.С. по доверенности от 29.06.2022,
от Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - Зарва И.И. по доверенность от 30.12.2021.
Суд установил:
некоммерческая организация "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - региональный оператор, фонд) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 7 представления Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - управление) от 29.12.2021 N 17-84-24/10770.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее - министерство).
постановлением 09.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, фонд просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что реализация положений пунктов 2 и 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) происходит на стадии разработки краевой программы капитального ремонта и не относится к зоне ответственности регионального оператора; в краевую программу 30.06.2020 внесены изменения в части включения в нее многоквартирных домов, по которым капитальный ремонт проведен в соответствии с Краткосрочным планом Алтайского края на 2017-2019 годы; ремонт отмостки многоквартирного дома (далее - МКД) может производиться как в рамках капитального, так и текущего ремонта при выполнении работ по содержанию общего имущества дома; региональная программа рассчитана до 2043 года, соответственно говорить об исполнении либо неисполнении критерия возвратности заимствованных денежных средств преждевременно; судами не исследовался вопрос необходимости оказания услуг по разработке проектной документации, проверке достоверности определения сметной стоимости работ по капитальному ремонту, проведению государственной экспертизы проектной документации, осуществлению строительного контроля выполненных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управлением на основании приказа от 16.08.2021 N 455 в отношении регионального оператора проведена плановая проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, в ходе которой установлено следующее:
- в нарушение части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор направил средства фонда капитального ремонта на финансирование услуг по разработке проектной документации, проверке достоверности определения сметной стоимости работ по капитальному ремонту, проведению государственной экспертизы проектной документации, осуществлению строительного контроля выполненных работ, которые отсутствуют в перечне МКД, включенных в Краевую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы", утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 N 146 (далее - Программа), и по которым Программой не предусмотрены сроки их выполнения по конкретным МКД в количестве 549 МКД, в том числе в 2019 году - 306, в 2020 году - 243;
- в нарушение части 1 статьи 182 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта по 7 МКД направлены на выполнение работ, предусмотренных Краткосрочным планом реализации в 2017-2019 годах Программы в редакции, действовавшей на 31.12.2019;
- в нарушение частей 1, 2 статьи 166, части 1 статьи 174 ЖК РФ, части 2 статьи 5 Закона Алтайского края от 28.06.2013 N 37-3C "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" (далее - Закон N 37-3С), допущено нецелевое использование средств фонда капитального ремонта в сумме 11 444 рублей (оплата работ по установке унитаза с бачком в количестве двух комплектов в МКД по адресу: город Барнаул, проспект Ленина, 82, не являющихся общим имуществом) и в сумме 2 573 174,30 рублей (оплата работ по ремонту отмостки в 12 МКД и приямка в 1 МКД, не относящихся к работам по капитальному ремонту фасадов);
- в нарушение части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, пунктов 237, 238 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, в целях размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд региональным оператором не направлены в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, документы о приемке выполненной работы, оказанной услуги по 64 договорам за период 2019-2020 годов;
- в нарушение статьи 309, пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.7 договора от 16.08.2019 N ЭА81/09КР/2020-22 приняты к оплате и оплачены фактически невыполненные подрядчиком - обществом с ограниченной ответственностью "Трио" работы по капитальному ремонту кровли МКД по адресу: город Рубцовск, улица Северная, 28, в сумме 1 772 рублей;
- в нарушение части 4 статьи 179 ЖК РФ, части 3 статьи 13 Закона N 37-ЗС региональным оператором не обеспечен принцип возвратности задолженности собственников, а именно, по состоянию на 31.12.2020 размер средств, заимствованных со счета регионального оператора для финансирования капитального ремонта общего имущества 302 МКД перед собственниками других МКД на момент окончания реализации Программы составит 203 902 272, 38 рублей (невозвратная задолженность);
- в нарушение частей 1-5 статьи 8, части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 2.1 Положений об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2019 год и 2020 год, утвержденных приказами фонда от 03.04.2019 N 718 и от 30.12.2019 N 56-0, не соблюдаются требования к бухгалтерскому учету (акты комиссионной приемки выполненных работ по капитальному ремонту МКД на сумму 50 586 787,60 рублей (из них в 2019 году - 16 994 142,75 рублей, в 2020 году - 33 592 644,85 рублей) не отражены в регистрах бухгалтерского учета в отчетном периоде, в котором они имели место.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте выездной проверки от 08.11.2021 и послужили основанием для выдачи фонду представления от 29.12.2021 N 17-84-24/10770, согласно которому ему необходимо принять меры к возмещению в срок до 28.04.2022 на счет регионального оператора средств фонда капитального ремонта, использованных не по целевому назначению (на оплату работ по ремонту отмостки в 12 МКД и приямка в 1 МКД, не относящихся к работам по капитальному ремонту фасадов, в сумме 2 573 174, 30 рублей), а также до 28.04.2022 принять меры по устранению причин и условий по каждому нарушению, указанному в представлении.
Не согласившись с пунктами 1, 2, 4, 7 представления, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи фонду представления в оспариваемой части, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных им требований.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 2 статьи 168 ЖК РФ Программа сформирована на 30-летний срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории Алтайского края, и включает в себя: 1) перечень всех МКД, расположенных на территории Алтайского края (в том числе МКД, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением МКД, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) МКД, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в МКД, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную Правительством Алтайского края. В Программу не включаются также дома, в которых имеется менее чем пять квартир; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД. При выполнении мероприятия по определению приоритетных объектов общего имущества в МКД для проведения капитального ремонта Программой учтен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, определенный частью 1 статьи 166 ЖК РФ, а также учтена возможность включения в соответствии с частью 2 указанной статьи дополнительных работ. Указанный перечень включает в себя работы по капитальному ремонту; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в МКД по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости - оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 ЖК РФ, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в МКД, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.
Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
На основании статьи 20 Закона N 37-3C финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, в том числе в МКД, не подлежащих включению в Программу в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона N 37-ЗС, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами Алтайского края, муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Разделом 3 Программы предусмотрен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который включает в себя, в том числе виды работ по капитальному ремонту. Также, в разделе 3 Программы указано, что направляемые на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по строительному контролю, разработке проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) для капитального ремонта общего имущества в МКД, проверке достоверности сметной стоимости и проведению экспертизы проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе - установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а также на погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Между тем приложение N 3 к Программе не содержит информации о плановом периоде проведения капитального ремонта общего имущества в МКД по каждому виду услуг и (или) работ, а именно услуг и (или) работ по строительному контролю, разработке проектной документации для капитального ремонта общего имущества в МКД, проверке достоверности сметной стоимости и проведению экспертизы проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Принимая во внимание, что в 2019-2020 годах региональный оператор оплачивал услуги по разработке проектной документации, проверке достоверности определения сметной стоимости работ по капитальному ремонту, проведению государственной экспертизы проектной документации, осуществлению строительного контроля выполненных работ, которые отсутствуют в Перечне МКД, включенных в Программу, и по которым Программой не предусмотрены сроки их выполнения по конкретным МКД, суды обоснованно признали законным пункт 1 оспариваемого представления.
Частью 7 статьи 168 ЖК РФ установлено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Из материалов дела следует, что капитальный ремонт МКД в 2019 году был проведен в соответствии с краткосрочными планами реализации в 2017-2019 годах Программы; в рамках проведенной актуализации Программы по 7 МКД постановлением Правительства Алтайского края от 30.06.2020 N 285 были устранены несоответствия данных по включению МКД в 2017-2019 годы проведения капитального ремонта с данными по включению МКД в 2017-2019 годы краткосрочного плана, утвержденного приказом Минстройтранса Алтайского края от 19.10.2016 N 517.
Таким образом, суды обосновано поддержали выводы управления о том, что капитальный ремонт по 7 МКД проведен в соответствии с краткосрочным планом на 2017-2019 годы, но при этом выполненные виды работ отсутствовали в Программе в редакции, действовавшей на 31.12.2019.
Вопреки позиции подателя жалобы внесение изменений в Программу 30.06.2020 не свидетельствует об отсутствии нарушения, а требования оспариваемого представления заключаются в необходимости принятия мер по устранению причин и условий, которые способствовали совершению данного нарушения, в целях их недопущения в будущем.
С учетом изложенного суды правомерно отказали фонду в признании незаконным пункта 2 оспариваемого представления.
Согласно частям 1 и 2 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента МКД.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.
Статья 5 Закона N 37-ЗС и Программа содержат перечни работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в МКД, аналогичные закрепленному в части 1 статьи 166 ЖК РФ, а также дополнены следующими видами услуг (работ): переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; утепление фасада; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, проанализировав положения пунктов 1.1, 2.6.2, 4.1.5-4.1.7, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, приложений NN 4, 7 и 9 к ним, приложения N 2 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, СП 368.1325800.2017 "Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" (утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 924/пр), суды пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае фондом осуществлено финансирование работ по текущему ремонту отмосток и приямка в целях устранения последствий недолжной эксплуатации МКД.
Поскольку данные работы не относятся к видам работ по капитальному ремонту фасада МКД, включенных в Программу, суды правомерно поддержали позицию управления относительно нецелевого использования региональным оператором средств фонда капитального ремонта на общую сумму 2 573 174, 3 рублей.
Частью 4 статьи 179 ЖК РФ установлено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Аналогичное положение закреплено в части 3 статьи 13 Закона N 37-3C.
Управлением установлено, что суммарная задолженность собственников МКД, по которым осуществлялось финансирование работ (услуг) по капитальному ремонту на возвратной основе составляла по состоянию на 01.01.2019 - 2 558 686 147,36 руб.; по состоянию на 31.12.2019 - 3 058 355 271,64 руб.; по состоянию на 31.12.2020 - 3 624 141 445,24 руб.; срок окончания реализации Программы - 2043 год; размер "невозвратной" задолженности собственников МКД средств, заимствованных со счета регионального оператора, перед собственниками других МКД составит на момент окончания реализации Программы по состоянию: на 01.01.2019 - 161 668318,87 руб. (231 МКД); на 31.12.2019 - 178 933 692,83 руб. (262 МКД); на 31.12.2020 - 203 902 272,38 руб. (302 МКД); расчеты произведены при условии, что по МКД, которые заимствовали со счета регионального оператора средства, за период дальнейшей реализации Программы иных работ (услуг) по капитальному ремонту осуществляться не будет, а также исходя из 100 % собираемости взносов.
Принимая во внимание, что одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора, именно на региональном операторе лежит обязанность по обеспечению принципа возвратности образовавшейся задолженности, суды признали обоснованной позицию управления о том, что региональным оператором не обеспечен принцип возвратности задолженности собственников.
При этом суды обоснованно отметили, что в представлении управление не оспаривает право регионального оператора на возможность использования средств в порядке их заимствования с других МКД, а требует принять меры на сокращение существующей задолженности и недопущение в дальнейшем ее увеличения.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о наличии у управления оснований для выдачи фонду представления в оспариваемой части.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию регионального оператора по делу, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 09.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3792/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 4 статьи 179 ЖК РФ установлено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
...
Принимая во внимание, что одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора, именно на региональном операторе лежит обязанность по обеспечению принципа возвратности образовавшейся задолженности, суды признали обоснованной позицию управления о том, что региональным оператором не обеспечен принцип возвратности задолженности собственников."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 мая 2023 г. N Ф04-2148/23 по делу N А03-3792/2022