г. Тюмень |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А75-18151/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, веб-конференции и аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А. при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Горобчук Н.А.) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 07.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А75-18151/2022 по заявлениям акционерного общества "Дорожно-строительная компания "Автобан" (119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 92, корпус 1, этаж/помещение 1, 2/XIV, XXXII, ИНН 7725104641, ОГРН 1027739058258), Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628012, город Ханты-Мансийск, улица Ленина, дом 54, корпус 1, ИНН 8601003917, ОГРН 1038600002275), Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628012, город Ханты-Мансийск, улица Чехова, здание 12, ИНН 8601009482, ОГРН 1028600515900), Администрации города Пыть-Ях (628380, город Пыть-Ях, микрорайон 1, дом 18а) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) об оспаривании решения.
В заседании приняли участие представители:
от акционерного общества "Дорожно-строительная компания "Автобан" - Гукасян К.Р. по доверенности от 03.10.2022, Закатаев А.О. по доверенности от 03.10.2022 (в режиме веб-конференции);
от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Дорохин А.В. по доверенности от 16.11.2021 (в режиме видеоконференц-связи);
от Администрации города Пыть-Ях - Медведева О.Н. по доверенности от 09.01.2023 (в режиме видеоконференц-связи);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Джаркенова А.А. по доверенности от 22.05.2023 (в режиме видеоконференц-связи).
Суд установил:
акционерное общество "Дорожно-строительная компания "Автобан" (далее - общество), Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент имущества), Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент образования), Администрация города Пыть-Яха (далее - администрация) обратились в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлениями о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) от 07.07.2022 N 086/01/16-1284/2020.
Принятые к производству по указанным заявлениям дела в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А75-18151/2022.
постановлением от 07.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что действия органов государственной власти, местного самоуправления и общества фактически были направлены на строительство здания образовательного учреждения в обход конкурентных процедур по выбору подрядчика и привели к ограничению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий; обществу были созданы необоснованные и незаконные преимущества, при которых оно поставлено в более выгодные условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.
В отзывах на кассационную жалобу общество, администрация и департамент имущества просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Департамент образования отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившей от прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информации о заключении в 2019 году между органами государственной власти, местного самоуправления и обществом контракта на приобретении объекта недвижимого имущества (комплекс "школа-детский сад" на 550 мест) без торгов управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 086/01-16-1284/2020 (приказ от 28.07.2020 N 199).
В ходе рассмотрения указанного дела антимонопольным органом установлено, что администрация в 2015 году предоставила в аренду обществу земельный участок площадью 56 850 кв. м, относящийся к категории земель поселений, расположенный в микрорайоне N 1 "Центральный" города Пыть-Яха, для строительства объектов жилья и соцкультбыта, в том числе детского сада с возможностью трансформации групп под начальную школу на 260 мест (договоры аренды земельного участка от 16.09.2015 и комплексного освоения территории от 28.09.2015); впоследствии были проведены работы по разделу земельного участка, межеванию территории и обществом 26.09.2017 получено разрешение N 86-15-58-2017 на строительство объекта - комплекс "школа-детский сад" на 550 мест.
При этом по предложению администрации (письма от 23.10.2015, 29.12.2015) объект - комплекс "школа-детский сад" на 550 мест на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.01.2016 N 11-п был включен в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 413-п (далее - государственная программа "Развитие образования").
Департаментом образования 02.03.2017 было утверждено техническое задание по данному объекту; администрацией внесена корректировка проекта планировки и межевания микрорайона N 1 "Центральный" города Пыть-Яха, согласно которой планировалось строительство объекта комплекс "школа-детский сад" на 550 мест.
В соответствии с Планом мероприятий по повышению эффективности действующей сети муниципальных учреждений по муниципальному образованию городской округ город Пыть-Ях на 2019-2021 годы, утвержденным распоряжением администрации от 29.10.2018, предусмотрено слияние муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад "Улыбка" (далее - МДОАУ д/с "Улыбка") с вновь строящейся школой-детским садом на 550 мест.
Департамент образования письмом от 17.01.2019 сообщил департаменту имущества о планируемом приобретении объекта - комплекс "школа-детский сад" на 550 мест в 2019 году.
В течение 2019 года на основании предоставленных департаментом образования, администрацией субсидий МДОАУ д/с "Улыбка" проведены закупки товаров в целях оснащения объекта капитального строительства средствами обучения и воспитания (место поставки - комплекс "школа-детский сад" на 550 мест).
17.10.2019 администрация выдала обществу разрешение на ввод в эксплуатацию вышеназванного объекта N 86-ru86308000-13-2019.
На основании государственного муниципального контракта от 18.12.2019, заключенного между департаментом имущества и обществом, объект недвижимости - комплекс "школа-детский сад" на 550 мест был приобретен в государственную собственность и впоследствии передан в муниципальную собственность.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что вышеназванные действия органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта изначально были направлены на строительство объекта за счет бюджетных средств без проведения конкурентных процедур и свидетельствуют о заключении и реализации соглашения, которое привело, могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий.
Решением управления от 24.03.2021 N 086/01/16-1284/2020 действия департамента имущества, департамента образования, администрации и общества признаны нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Данное решение антимонопольного органа было отменено решением Федеральной антимонопольной службы от 27.07.2021, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением управления от 07.07.2022 N 086/01/16-1284/2020 департамент имущества, департамента образования, администрация и общество вновь признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, департамент имущества, департамент образования, администрация и общество обратились в арбитражный суд с самостоятельными заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о недоказанности управлением заключения между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующим субъектом антиконкурентного соглашения.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В рассматриваемом случае основанием для признания администрации, департамента имущества, департамента образования и общества нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции послужил вывод антимонопольного органа о заключении между ними соглашения по строительству комплекса "школа-детский сад" на 550 мест с последующим выкупом за счет бюджетных средств в целях удовлетворения муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий.
Порядок приобретения товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Использование заказчиками конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способствует развитию конкуренции при осуществлении закупок, а также обеспечивает соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг и, соответственно, эффективному использованию бюджетных средств.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является неконкурентным способом закупки, своеобразным исключением из общих правил Закона о контрактной системе, направленных на максимальное обеспечение конкуренции при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, и допускается лишь при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 93 данного Закона (законодательно установленные случаи ограничения конкуренции).
Так, в силу пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Как следует из материалов дела, между департаментом имущества и обществом по правилам пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен государственный контракт от 18.12.2019 N 219090443 на приобретение комплекса "школа-детский сад на 550 мест", который впоследствии был передан в муниципальную собственность (распоряжение администрации от 31.12.2019 N 3085-ра).
По мнению антимонопольного органа, удовлетворение муниципальной нужды в приобретении названного объекта должно было осуществляться посредством проведения конкурентных процедур по закупке работ по его строительству на основании положений Закона о контрактной системе; согласованные действия департамента имущества, департамента образования, администрации и общества свидетельствуют о фактическом заключении между ними соглашения о строительстве объекта недвижимости в обход конкурентных процедур и его дальнейшем выкупе в целях ликвидации муниципальной нужды, о предоставлении обществу преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности на рынке строительства нежилых зданий.
В подтверждение наличия антиконкурентного соглашения между указанными органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующим субъектом управление ссылается на предоставление администрацией обществу земельного участка под строительство детского дошкольного учреждения на 260 мест, последующее изменение администрацией объекта строительства (комплекс "школа-детский сад" на 550 мест); письма администрации, департамента образования и департамента имущества, свидетельствующие о возникновении потребности в приобретении спорного объекта и планировании его выкупа у общества на этапе строительства; предоставление МДОАУ д/с "Улыбка" бюджетных средств на закупки товаров для оснащения объекта - комплекс "школа-детский сад" на 550 мест до его приобретения в государственную (муниципальную) собственность.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что строительство спорного объекта недвижимости осуществлялось обществом на земельном участке, предоставленном администрацией на основании договоров аренды земельного участка от 16.09.2015 и комплексного освоения территории от 28.09.2015, заключенных по результатам конкурентной процедуры (аукцион) на основании статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В рамках комплексного освоения территории предусматривалось строительство детского дошкольного учреждения на 250 мест; впоследствии объект изменен на комплекс "школа-детский сад" на 550 мест. Возможность трансформации объекта образовательного учреждения была предусмотрена аукционной документацией и доступна любому лицу, реализующему проект комплексного освоения территории. В деле отсутствуют какие-либо сведения об ограничении доступа иных хозяйствующих субъектов к участию в вышеназванном аукционе.
Действия общества и администрации по заключению договора комплексного освоения территории, изменению его условий в части параметров возводимого объекта образования были предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 086/01/16-381/2019; управление пришло к выводу о наличии между названными субъектами антиконкурентного соглашения (решение от 29.06.2020). Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А75-15239/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение антимонопольного органа по данному делу было признано недействительным.
Доказательств того, что на момент заключения договора комплексного освоения территории у государственных (муниципальных) органов имелись какие-либо намерения и обязательства по выкупу в государственную (муниципальную) собственность возведенного в будущем здания образовательного учреждения конкретным хозяйствующим субъектом (обществом), антимонопольным органом не представлено.
Вопреки позиции управления выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций в области земельного и градостроительного законодательства (корректировка проекта планировки и межевания территории, образование новых земельных участков, выдача разрешения на строительство) не свидетельствуют о предоставлении обществу условий для строительства объекта для государственных (муниципальных) нужд в обход конкурентных процедур в целях исключения из конкурентной борьбы иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке строительства объектов капитального строительства.
Последующая заинтересованность департамента образования, департамента имущества и администрации в завершении строительства и вводе в эксплуатацию объекта социальной инфраструктуры в 2019 году, предложение застройщику в период осуществления строительства выкупить возведенный им объект, подготовка к оснащению здания необходимыми средствами за счет бюджетных средств обусловлены необходимостью своевременного выполнения положений вышеназванной государственной программы в целях обеспечения населения достаточным количеством мест в образовательных учреждениях, отсутствием на спорной территории иных объектов недвижимости, подходящих под размещение образовательного учреждения, и не противоречат рекомендациям пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 265 "Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства".
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств наличия волеизъявления всех сторон на заключение антиконкурентного соглашения, негативных последствий для конкуренции от рассматриваемых действий, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное требование, признав недействительным оспариваемое решение управления.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о неправильном применении норм права, не опровергают выводы судов и по существу направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 07.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-18151/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что строительство спорного объекта недвижимости осуществлялось обществом на земельном участке, предоставленном администрацией на основании договоров аренды земельного участка от 16.09.2015 и комплексного освоения территории от 28.09.2015, заключенных по результатам конкурентной процедуры (аукцион) на основании статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В рамках комплексного освоения территории предусматривалось строительство детского дошкольного учреждения на 250 мест; впоследствии объект изменен на комплекс "школа-детский сад" на 550 мест. Возможность трансформации объекта образовательного учреждения была предусмотрена аукционной документацией и доступна любому лицу, реализующему проект комплексного освоения территории. В деле отсутствуют какие-либо сведения об ограничении доступа иных хозяйствующих субъектов к участию в вышеназванном аукционе.
...
Последующая заинтересованность департамента образования, департамента имущества и администрации в завершении строительства и вводе в эксплуатацию объекта социальной инфраструктуры в 2019 году, предложение застройщику в период осуществления строительства выкупить возведенный им объект, подготовка к оснащению здания необходимыми средствами за счет бюджетных средств обусловлены необходимостью своевременного выполнения положений вышеназванной государственной программы в целях обеспечения населения достаточным количеством мест в образовательных учреждениях, отсутствием на спорной территории иных объектов недвижимости, подходящих под размещение образовательного учреждения, и не противоречат рекомендациям пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 265 "Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2023 г. N Ф04-1798/23 по делу N А75-18151/2022