г. Тюмень |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А45-12722/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гельцера Дмитрия Александровича на постановление от 22.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-12722/2022 по иску Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (ОГРН 1105476023234, ИНН 5406634656; 630102, г. Новосибирск, Красный проспект, 18) к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гельцеру Дмитрию Александровичу (ОГРНИП 319547600099631) о взыскании суммы гранта.
Суд установил:
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гельцеру Дмитрию Александровичу (далее - Предприниматель, ответчик) о взыскании 2 970 000 руб. гранта.
постановлением от 22.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено частично: с Предпринимателя в пользу Министерства взыскано 1 216 499 руб. гранта, в остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Министерство возражает против удовлетворения кассационной жалобы, просит оставить принятые по делу решение и постановление судов без изменения по доводам, отраженным в отзыве; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Порядок организации и проведения конкурсного отбора на право получения гранта в форме субсидии на поддержку начинающего фермера определен Положением о конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Новосибирской области на право получения гранта в форме субсидии на поддержку начинающего фермера, гранта в форме субсидии на развитие семейной животноводческой фермы, гранта в форме субсидии на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, гранта "Агростартап", утвержденным постановлением от 02.02.2015 N 37-п Правительства Новосибирской области (далее - Положение).
В соответствии с абзацем "е" подпункта 1 пункта 5 Положения заявители в целях получения гранта на поддержку начинающего фермера для участия в конкурсном отборе должны соответствовать следующим требованиям: заявитель обязуется оплачивать не менее 10% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, и начисленный налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в полном объеме за счет собственных средств.
В соответствии с заявкой на участие в конкурсном отборе на право получения гранта в форме субсидии на поддержку начинающего фермера Предприниматель в случае признания прошедшим конкурсный отбор и предоставления гранта обязался выполнять требования к заявителю, предусмотренные Положением.
Между Министерством и Предпринимателем заключено соглашение от 26.09.2019 N 9/1 о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление получателю из областного бюджета Новосибирской области в 2019 году гранта в форме субсидии на софинансирование соответствующих расходных обязательств в рамках государственной программы Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области" в рамках реализации мероприятия "поддержка начинающего фермера".
Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с планом расходов, направляемом для участия в конкурсном отборе на право получения гранта в форме субсидии (пункт 1.2 Соглашения).
Согласно пункту 2.1 Соглашения грант предоставляется в размере 2 970 000 руб. на цели, указанные в разделе I Соглашения.
В соответствии с планом расходов средства гранта планировалось направить на:
- приобретение сельхозживотных, в том числе коров (20 голов) - 900 000 руб., бычков (20 голов) - 207 000 руб.;
- приобретение сельхозтехники и инвентаря, в том числе МТЗ 82.1 - 1 350 000 руб., сенокоски- 81 000 руб., погрузчика - 126 000 руб., прицепа 2ПТС-5 - 270 000 руб., доильного аппарата - 22 500 руб., электрогенератора - 13 500 руб.
Согласно представленных отчетов (по состоянию на 12.01.2021, 04.07.2021, 11.01.2022) выделенные средства были израсходованы в полном объеме на:
- приобретение сельхозживотных, в том числе коров - 820 800 руб.; бычков - 270 000 руб.;
- приобретение сельхозтехники и инвентаря, в том числе: МТЗ 82.1 - 1 282 500 руб., сенокоски - 89 100 руб., погрузчика - 183 600 руб., прицепа 2ПТС-5 - 301 500 руб., доильного аппарата - 22 500 руб.
Постановлением от 02.02.2015 N 37-п Правительства Новосибирской области (приложение N 6) утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, на развитие семейной фермы, на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, гранта в форме субсидии "Агропрогресс" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 17 Порядка за нарушение условий, целей, порядка предоставления грантов к субъекту государственной поддержки применяются меры ответственности, в том числе в случае несоблюдения субъектом государственной поддержки условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, субъект государственной поддержки возвращает денежные средства, полученные в счет гранта, в полном объеме в областной бюджет Новосибирской области.
Контрольно-счетной платой Новосибирской области в рамках проверки законности и результативности использования средств областного бюджета на поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и развитие сельской кооперации в 2019 году и за текущий период 2020 года была проведена проверка использования средств гранта.
По результатам проверки составлен акт от 24.04.2020 N 60/09, которым установлено, что в нарушение абзаца "е" подпункта 1 пункта 5 Положения, пунктов 1.2, 4.3.4 Соглашения средства гранта использованы ответчиком на оплату НДС в общей сумме 309 499,49 руб. (договор купли-продажи от 14.11.2019 N 19-132П с ООО "Сибирская база" на приобретение трактора Беларус 82.1, НДС - 213 750 руб.; договор купли-продажи от 14.11.2019 N 19-133П с ООО "Сибирская база" на приобретение прицепа тракторного самосвала 2ПТС-6,5, НДС - 50 299,49 руб.; договор купли-продажи от 14.11.2019 N 19-134П с ООО "Сибирская база" на приобретение погрузчика универсального с/х назначения ПКУ-ОЯ и косилки роторной Z-178/2, НДС - 45 450 руб.).
Также установлено использование ответчиком средств гранта с нарушением условий Соглашения при приобретении у супруги (Гельцер Т.Д.) коров в общем количестве 20 голов (договоры купли продажи от 10.10.2019 N 1, от 14.10.2019 N 2, от 27.11.2019 N 3, от 24.12.2019 N 4, от 30.04.2020 N 6, от 10.06.2020 N 7, от 23.11.2020 N 8) на общую сумму 820 800 руб.; приобретении телят (бычков) в количестве 20 голов (договор купли продажи от 25.03.2020 N 5) на сумму 270 000 руб.; а также при приобретении доильного аппарата (на сумму 22 500 руб.). Факт наличия у ответчика сельхозживотных, доильного аппарата, указанных в плане и отчете, Министерство не оспаривает. По мнению истца, представленные документы имеют признаки мнимой сделки.
Министерством были направлены ответчику уведомления о добровольном возврате бюджетных средств (от 27.03.2020, 12.05.2020, 11.08.2020, 31.03.2022), которые оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции считает, что суды, руководствуясь положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Положением, Порядком, условиями Соглашения, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами пришли к верному выводу о наличии оснований для возврата денежных средств в размере 1 216 499 руб.
Суды исходили из того, что частичное несоблюдение условия об оплате не менее 10% стоимости наименований приобретений, указанных в плане расходов за счет собственных средств, в случае отсутствия доказательств нецелевого использования средств субсидии, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств в полном объеме.
По эпизоду использования средств гранта на оплату НДС суды пришли к выводу, что поскольку за счет собственных средств ответчиком была частично произведена оплата оборудования, всего подлежит взысканию по эпизоду приобретения сельхозтехники 103 199 руб. Кассационная жалоба Предпринимателя не содержит доводов в отношении выводов судов по указанному эпизоду, в связи с чем кассационная инстанция лишена возможности в порядке статьи 286 АПК РФ проверить, каким именно обстоятельствам дела противоречат выводы судов в названной части.
По итогам рассмотрения дела суды согласились с выводами Министерства о том, что представленные Предпринимателем документы по приобретению сельхозживотных, доильного аппарата имеют признаки мнимой сделки, следовательно, сумма гранта 1 113 300 руб. использована в нарушение условий заключенного Соглашения (пункты 4.3.4, 4.3.11).
Судами учтено следующее:
- согласно представленным с заявкой документам Гельцер Т.Д. - член КФХ Предпринимателя, является супругой ответчика, который указал, что крупный рогатый скот (КРС) она приобретала на собственные и кредитные средства; после того, как ответчику выдан был грант, он купил коров, бычков у своей жены;
- пунктом 3 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589, установлено, что ветеринарные сопроводительные документы оформляются при переходе права собственности; согласно ответу Управления ветеринарии Новосибирской области (письмо от 25.04.2022 N 386/51-Вн) ветеринарных сопроводительных документов на бланках строгой отчетности на перемещение КРС по договорам, заключенным между Гельцер Т.Д. и ответчиком, не производилось, в связи с чем сделан вывод о том, что отчужденное имущество фактически не выбывало из владения.
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что Предприниматель приобрел у своей жены совместно нажитое имущество на сумму 1 090 800 руб. (коровы, бычки), а также доильный аппарат на сумму 22 500 руб. (всего 1 113 300 руб.) за счет гранта неправомерно; средства гранта использованы в нарушение условий заключенного Соглашения.
При этом судами отмечено, что обязательство представлять отчеты об исполнении Соглашения с подтверждающими документами возлагается на ответчика в соответствии с пунктами 4.3.3.1-4.3.3.2 Соглашения.
Оспаривая указанные выводы судов, Предприниматель в кассационной жалобе ссылается на то, что судами не были исследованы договоры купли-продажи животных Гельцер Т.Д. за наличный расчет, договоры займа между физическими лицами, подтверждающие, что сельхозживотные не являются совестно нажитым имуществом, что супруга являлась посредником между ответчиком и третьими лицами (собственниками КРС).
Между тем, из материалов дела следует, что данные документы были представлены ответчиком лишь в суде апелляционной инстанции (л.д. 105 том 1). Протокольным определением суд апелляционной инстанции определил отказать в их приобщении к материалам дела в силу статей 9, 41, 268 АПК РФ (л.д. 109 том 1).
Учитывая, что Предпринимателем не представлено доказательств невозможности направления поименованных выше документов в суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в их приобщении к материалам дела согласно части 2 статьи 268 АПК РФ.
Оставляя без изменения судебные акты, суд округа также принимает во внимание, что при рассмотрении дела в суде ответчику неоднократно указывалось на необходимость представления документальных доказательств надлежащего исполнения Соглашения.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Приложенные к кассационной жалобе документы (пункты 5-7 приложения) в силу статьи 286 АПК РФ не могут приобщены к материалам дела судом кассационной инстанции, в связи с чем подлежат возвращению кассатору; фактическому возврату документы не подлежат, поскольку поданы в электронном виде.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 22.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12722/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.