г. Тюмень |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А81-9780/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шабановой Г.А. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на постановление от 10.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Котляров Н.Е.) по делу N А81-9780/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (629004, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600, ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153; 629850, город Тарко-Сале, улица Геологов, дом 7, корпус 1) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (629007, город Салехард, улица Карла Маркса, дом 11, ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - административный орган, департамент) от 25.07.2022 N 187/22 о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
постановлением от 10.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению подателя кассационной жалобы, обязанность по вводу в эксплуатацию прибора учета коммунального ресурса возлагается на управляющую компанию; судами необоснованно не применены положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ послужил выявленный департаментом факт нарушения требований частей 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ), пункта 59 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Ресурсоснабжающие организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1034 в случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что общество оказывает коммунальную услугу по отоплению потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, поселок Уренгой, микрорайон 3, дом 33 (далее - МКД); указанный МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который был введен в эксплуатацию 16.12.2021 с нарушением действующего законодательства (термопреобразователи на подающие и обратные трубопроводы установлены не в соответствии с проектной документацией и инструкцией по монтажу) и недостоверно отображал сведения о фактическом потреблении тепловой энергии, а потому не мог применяться в качестве расчетного.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией части 12 статьи 9.16 КоАП РФ. Оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выводы судов о невозможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 10.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-9780/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией части 12 статьи 9.16 КоАП РФ. Оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
...
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выводы судов о невозможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2023 г. N Ф04-2197/23 по делу N А81-9780/2022