г. Тюмень |
|
5 июня 2023 г. |
Дело N А45-31406/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская городская сетевая компания" на постановление от 28.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А45-31406/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская городская сетевая компания" (630075, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Богдана Хмельницкого, дом 11/3, этаж 1, ОГРН 1165476204420, ИНН 5405990884) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Некрасова, дом 54, ОГРН 1055406142208, ИНН 5406312137) о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2021 N 141-14.6/2-ЮЛ/2021.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Новосибирский квартал" (630082, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Дачная, дом 42/1, офис 2, ОГРН 1082221007153, ИНН 2221136980).
В судебном заседании приняла участие представитель Департамента по тарифам Новосибирской области Андреева Т.В. по доверенности от 10.08.2022;
в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) - представитель общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская городская сетевая компания" - Флаксман В.П. по доверенности от 01.07.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская городская сетевая компания" (далее - общество, ООО "НГСК") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - административный орган, департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2021 N 141-14.6/2-ЮЛ/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Новосибирский квартал" (далее - ООО СЗ "Новосибирский квартал").
постановлением от 11.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 13.09.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении постановлением от 28.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано; постановление департамента от 29.10.2021 N 141-14.6/2-ЮЛ/2021 признано неподлежащим исполнению в части размера административного штрафа, превышающего 50 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, ставка, предусмотренная договором об осуществлении технологического присоединения, является следствием выбора самого ООО СЗ "Новосибирский квартал"; вменяемое правонарушение подлежало квалификации по статье 9.21 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
ООО СЗ "Новосибирский квартал" в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию подателя кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствовавших в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении и вынесения департаментом оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ послужил факт несоблюдения порядка определения платы за технологическое присоединение объекта "Многоквартирный дом N 10а (по генплану) в микрорайоне N 3 р.п. Краснообск Новосибирского района НСО I этап строительства" (далее - объект) с запрашиваемой максимальной мощностью 249,6 кВт при заключении с ООО СЗ "Новосибирский квартал" договора об осуществлении технологического присоединения от 05.02.2021 N 377-1361/ТП (далее - договор).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении дела, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды сочли доказанным наличие в деянии общества состава вменяемого правонарушения и не усмотрели существенных нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности.
При этом суд первой инстанции учел положения статьи 1.7 КоАП РФ, пунктов 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - Постановление N 37) и признал не подлежащим исполнению оспариваемое постановление в части размера штрафа, превышающего 50 000 руб.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Департамент в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 N 74-п является органом, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования на территории Новосибирской области, а также, в силу статьи 23.51 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Согласно части 2 статьи 24 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, включая набор стандартизированных тарифных ставок для определения такой платы, и порядок определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической энергии.
В силу абзаца 7 пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Основы ценообразования), пункта 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (действовавших в спорный период, далее - Методические указания), лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения. В случае, если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на основании поданной заявки на технологическое присоединение объекта, принадлежащего ООО СЗ "Новосибирский квартал", обществом были выданы технические условия, а также представлен для подписания проект договора об осуществлении технологического присоединения; размер платы по договору определен в соответствии с Главой III Методических указаний исходя из ставок за единицу максимальной мощности и составил 719 147,52 руб. (с учетом дополнительного соглашения); доказательств предоставления ООО СЗ "Новосибирский квартал" совместно с проектом договора от 05.02.2020 или дополнительным соглашением расчета платы альтернативным методом (с применением стандартизированных тарифных ставок) не представлено.
Однако при расчете платы за технологическое присоединение на основании стандартизированных ставок (альтернативным методом) в соответствии с Разделом II Методических указаний размер платы за технологическое присоединение по договору составил бы 237 943,20 руб., следовательно, превышение размера платы за технологическое присоединение по договору относительно альтернативного метода расчета составило 481 204, 32 руб.
Судами обоснованно отклонена ссылка общества на предоставление ООО СЗ "Новосибирский квартал" на момент заключения договора двух вариантов расчета платы, как не подтвержденная имеющимися в материалах дела доказательствами. Кроме того, проведение переговоров с лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, относительно условий договора равно как и последующее одобрение данным лицом произведенного расчета не исключают обязанность общества подготовить и предоставить два варианта расчета цены договора на стадии его подписания, что в настоящем случае не было сделано.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований установленного порядка ценообразования при расчете платы за технологическое присоединение, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Вопреки позиции общества вмененное ему административное правонарушение посягает не только на общественные отношения, возникающие в сфере порядка обеспечения субъектом естественной монополии недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, но и на установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, что не исключат возможности его квалификации как по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Судами не выявлены основания для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ. Вместе с тем, установив, что общество включено в реестр субъектов малого предпринимательства (категория "малое предприятие"), суды, применив положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, признали не подлежащим исполнению оспариваемое постановление административного органа в части размера штрафа, превышающего 50 000 руб.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления департамента.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 28.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-31406/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки позиции общества вмененное ему административное правонарушение посягает не только на общественные отношения, возникающие в сфере порядка обеспечения субъектом естественной монополии недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, но и на установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, что не исключат возможности его квалификации как по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Судами не выявлены основания для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ. Вместе с тем, установив, что общество включено в реестр субъектов малого предпринимательства (категория "малое предприятие"), суды, применив положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, признали не подлежащим исполнению оспариваемое постановление административного органа в части размера штрафа, превышающего 50 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июня 2023 г. N Ф04-3573/22 по делу N А45-31406/2021
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3573/2022
28.02.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2688/2022
29.11.2022 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-31406/2021
13.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3573/2022
11.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2688/2022
25.02.2022 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-31406/2021