город Томск |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А45-31406/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская городская сетевая компания" (N 07АП-2688/2022(2)) на решение от 29.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-31406/2021 (судья Нахимович Е.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская городская сетевая компания" (ОГРН: 1165476204420), г. Новосибирск о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2021 N141-14.6/2-ЮЛ/2021, административный орган: департамент по тарифам Новосибирской области (ОГРН: 1055406142208), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Новосибирский квартал" (ОГРН: 1082221007153),
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Флаксман В.П., представитель по доверенности от 01.07.2022, паспорт;
от заинтересованного лица: Андреева Т.В., представитель по доверенности от 10.08.2022, паспорт;
от третьего лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская городская сетевая компания" (далее - заявитель, Общество, ООО "НГСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2021 N 141- 14.6/2-ЮЛ/2021, административный орган: департамент по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Новосибирский квартал".
Решением от 25.02.2022 постановление Департамента по тарифам от 29.10.2021 N 141-14.6/2-ЮЛ/2021 о привлечении ООО "НГСК" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100000 рублей признано незаконным и отменено.
Постановлением Арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 13.09.2022, решение от 25.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 11.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-31406/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
При новом рассмотрении решением суда от 29.11.2022 суд признал не подлежащим исполнению постановление об административном правонарушении от 29.10.2021 N 141-14.6/2-ЮЛ/2021, вынесенное Департаментом по тарифам Новосибирской области, в части взыскания административного штрафа в размере, превышающем 50000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Департамент в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в представленном отзыве доводы апелляционной жалобы поддержало.
В судебном заседании представили поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей заявителя и административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.10.2021 в департамент по тарифам Новосибирской области из прокуратуры Калининского района г. Новосибирска поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (вх. 2128/33), вынесенное 07.10.2021 прокурором Калининского района г. Новосибирска старшим советником юстиции Земеровым Н.Н. в отношении ООО "НГСК", по признакам состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ выражающиеся в нарушении порядка ценообразования в сфере электроэнергетики, при установлении платы по договору об осуществлении технологического присоединения N 377-1361/ТП. Между ООО "НГСК" и ООО Специализированный застройщик "Новосибирский квартал" (далее - ООО СЗ "Новосибирский квартал") был заключен договор об осуществлении технологического присоединения N377- 1361/ТП от 05.02.2021 (далее - договор N377-1361/ТП), в целях технологического присоединения объекта: "Строительные механизмы объекта: ""Многоквартирный дом N 10а (по генплану) в микрорайоне N 3 р. п. Краснообск Новосибирского района НСО I этап строительства" ООО Специализированный застройщик "Новосибирский квартал". Размер платы за технологическое присоединение по договору (пункт 10) был определен ООО "НГСК" в сумме 1 200 019,80 руб.
14.05.2021 ООО "НГСК" направило ООО СЗ "Новосибирский квартал" сопроводительное письмо по факту направления на подпись дополнительного соглашения к договору N 377-1361/ТП (исх. N 1553.2 от 14.05.2021; вх. ООО СЗ "Новосибирский квартал" N б/н от 14.05.2021) (далее - дополнительное соглашение к договору).
Согласно дополнительному соглашению к договору размер платы был определен ООО "НГСК" в сумме 719 147 руб. 52 копеек (с учетом НДС) (расчет произведен в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - Методические указания N 1135/17); исходя из действующих на момент заключения договора ставок платы за технологическое присоединение, утвержденных приказом департамента от 29.12.2020 N 666-ЭЭ (далее - Приказ N 666-ЭЭ).
Расчет произведен исходя из ставок за единицу максимальной мощности в соответствии с разделом III Методических указаний, на основании п/п 2.1 Приложения N 1 Приказа N 666-ЭЭ, которая составляет: 1311 руб./кВт за организационные мероприятия; п/п 1.3 Приложения N6 Приказа N 666-ЭЭ, которая составляет: 545 руб./кВт за обеспечение прибором учета эл. энергии (мощности) трехфазным полукосвенного включения с учетом двух источников энергоснабжения.
Птп=(1311*249,6+545*249,6*2)*1,2=719 147,52 руб. (с учетом НДС -20%).
Согласно пункту 7 Методических указаний N 1135/17 заявитель вправе выбрать ставку платы на стадии заключения договора (то есть, как следует из пункта 15 Правил технологического присоединения N 861, на стадии подписания составленного сетевой организацией проекта договора); исходя из системного толкования вышеуказанных норм законодательства можно сделать вывод, что сетевая организация должна предложить заявителю два варианта расчета размера платы за технологическое присоединение - на основании ставок платы за единицу максимальной мощности и на основании стандартизированных тарифных ставок, предоставив ему право выбора того или иного вида ставок.
Из материалов дела следует, что 04.02.2021 ООО СЗ "Новосибирский квартал" обратилось в ООО "НГСК" с заявкой на подключение (исх. 3; вх. ООО "НГСК"N 1361 от 04.02.2021).
ООО "НГСК" выдало ООО СЗ "Новосибирский квартал" технические условия N 377-1361 и предоставило для подписания договор N 377-1361/ТП от 05.02.2020.
Согласно пункту 10 договора N 377-1361/ТП размер платы составил в сумме 1 200 019,80 руб.
С учетом дополнительного соглашения к договору размер платы составил 719 147 руб. 52 коп. (размер платы определен в соответствии с Методическими указаниями N 1135/17, исходя из ставок за единицу максимальной мощности в соответствии с разделом III Методических указаний, на основании п/п 2.1 Приложения N1 Приказа N 666-ЭЭ, которая составляет: 1311 руб./кВт за организационные мероприятия; п/п 1.3 Приложения N6 Приказа N 666-ЭЭ, которая составляет: 545 руб./кВт за обеспечение прибором учета эл. энергии (мощности) трехфазным полукосвенного включения с учетом двух источников энергоснабжения.
Птп=(1311*249,6+545*249,6*2)*1,2=719 147,52 руб. с учетом ставки НДС - 20%).
Сведений о том, что заявителю вместе с данным расчетом был предоставлен расчет платы с применением стандартизированных тарифных ставок (альтернативным методом), установленных приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2020 N 666-ЭЭ (далее - Приказ N 666-ЭЭ), в соответствии с Разделом II Методических указаний N 1135/17, ни в договоре N 377-1361/ТП, ни в дополнительном соглашении к договору не содержится, какихлибо приложений к данному договору с альтернативным расчетом нет.
Расчет в соответствии с разделом II Методических указаний, на основании утвержденной пунктом 8 Приказа N 666-ЭЭ от 29.12.2020 формулы платы за технологическое присоединение.
Птп=(84796+56745*2)*1,2=237 943,2 руб. с учетом ставки НДС - 20%.
Где: 1,2 - ставка НДС;
84796 рублей за 1 присоединение - стандартизированная ставка d, утвержденная п/п 2.1 Приложения N 7 Приказа N 666-ЭЭ;
56745 рублей за точку учета - стандартизированная ставка С%, утвержденная п/п 1.3 Приложения N 12 Приказа N 666-ЭЭ с учетом двух точек учета.
Таким образом, превышение размера платы за технологическое присоединение относительно расчета по альтернативному методу составило: 719 147,52 - 237 943,2 = 481 204,32 руб.
В случае применения расчета с применением стандартизированных тарифных ставок размер платы за технологическое присоединение для заявителя составил бы 237 943,2 руб. (с учетом НДС), что на 481 204,32 руб. меньше платы, установленной ООО "НГСК" (719 147,52 - 237 943,2 = 481 204,32 руб.).
В договоре N 377-1361/ТП и дополнительном соглашении к договору отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие заявителю (ООО СЗ "Новосибирский квартал") определить размер платы за технологическое присоединение путем выбора вида стандартизированной ставки, утвержденных приказом N 770-ЭЭ.
Согласно пункту 11 договора N 377-1361/ТП внесение оплаты осуществляется в течение определенного срока со дня заключения договора и до истечения 10 дней после подписания акта об осуществлении технологического присоединения.
ООО СЗ "Новосибирский квартал" произвело оплату по договору N 377- 1361/ТП согласно платежным документам 30.03.2021, 30.07.2021.
Акт об осуществлении технологического присоединения отсутствует.
В течение срока действия договорных обязательств ООО "НГСК" имело возможность принять меры по соблюдению требования законодательства, в части урегулирования вопроса о размере платы за технологическое присоединение, с учетом права заявителя на выбор вида ставки платы за технологическое присоединение.
ООО "НГСК" имело возможность предоставить ООО СЗ "Новосибирский квартал" право выбора наиболее предпочтительной для заявителя ставки платы за технологическое присоединение по договору, исходя из ставок, утвержденных приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2020 N 666- ЭЭ, и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение по договору N 377-1361/ТП с учетом выбранной заявителем, однако не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленного порядка ценообразования.
Таким образом, ООО "НГСК" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением от 29.10.2021 N 141-14.6/2-ЮЛ/2021 ООО "НГСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции, исходил из доказанности наличия вменяемого состава правонарушения в действиях общества, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, при этом пришел к выводу о возможности снижения размера штрафа. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, при этом исходит из следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде административного штрафа для юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами. В силу части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Указанный порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям. Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию (часть 2 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, включая набор стандартизированных тарифных ставок для определения такой платы, и порядок определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической энергии (пункт 2 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с Постановлением Новосибирской области от 25.02.2013 N 74-п является органом, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования на территории Новосибирской области.
ООО "НГСК" указывает на отсутствие в его действиях факта нарушения порядка ценообразования, поскольку полагает, что уведомило заявителя (ООО СЗ "Новосибирский квартал") о наличии у него права на выбор ставки платы; до подписания договора заявитель владел информацией о вариантах расчета ставок платы; со стороны ООО "НГСК" заявителю было предоставлено право выбора ставки платы; заявитель самостоятельно осуществил выбор ставки платы; имущественные права и интересы заявителя нарушены не были.
Коллегия суда, поддерживая выводы суда первой инстанции, полагает доводы необоснованными, при этом руководствуется следующим.
Основы ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.
В пункте 87 Основ N 1178 установлено, что размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (в том числе, величина стандартизированных тарифных ставок) и состав расходов, включаемых в указанную плату, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждены приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний N 1135/17 органами Исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются на период регулирования: - стандартизированные тарифные ставки согласно главе II Методических указаний - ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с главой III Методических указаний; - формула платы за технологическое присоединение.
В соответствии с абз. 7 пункта 87 Основ ценообразования N 1178: "Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям".
Согласно пункту 7 Методических указаний N 1135/17: "Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения. В случае, если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение."
Порядок заключения договора технологического присоединения регламентирован пунктами 8-18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861).
Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения N 861 для заключения договора заявитель направляет в сетевую организацию заявку, требования к содержанию которой определены пунктами 8(3)-14(2) указанных Правил; по результатам рассмотрения которой сетевая организация направляет в адрес заявителя для подписания подготовленный ею и подписанный со стороны сетевой организации проект договора технологического присоединения (пункт 15 Правил технологического присоединения N 861).
При этом согласно пункту 15 Правил технологического присоединения N 861: "Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
В соответствии с подпунктом д) пункта 16 Правил технологического присоединения N 861 размер платы за технологическое присоединение является существенным условием договора технологического присоединения.
В соответствии с Методическими указаниями N 1135/17 расчет размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется сетевой организацией, как в случае применения ставок за единицу максимальной мощности, так и в случае применения стандартизированных тарифных ставок, исходя из мероприятий, реализуемых сетевой организацией для подключения энергопринимающих устройств заявителя, в соответствии с подготовленными сетевой организацией на основании заявки заявителя техническими условиями.
Таким образом, на стадии подачи заявки заявитель не может реализовать свое право на выбор вида ставки платы, поскольку на этот момент заявитель не располагает необходимой для этого выбора информацией, исходя из которой осуществляется расчет размера платы, то есть информацией о конкретных мероприятиях технологического присоединения, которые будет выполнять сетевая организация в целях осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя. И, соответственно, заявитель на стадии подачи заявки не может оценить, какой вид ставки для него будет наиболее выгодным (не может сравнить расчеты размера платы с применением разных видов ставки платы).
Информация, необходимая для расчета размера платы, может стать известной заявителю только после получения им подготовленных сетевой организацией технических условий, в которых согласно пункту 16 Правил технологического присоединения N 861 указывается перечень мероприятий по технологическому присоединению
Учитывая то обстоятельство, что технические условия согласно пункту 15 Правил технологического присоединения N 861 являются неотъемлемой частью договора технологического присоединения, то заявитель сможет оценить какой из видов ставки платы будет выгоден для него (реализовать свое право на выбор вида ставки платы) только на стадии подписания заявителем подготовленного сетевой организацией, подписанного ею и направленного для подписания заявителю проекта договора технологического присоединения с прилагаемыми техническими условиями.
Таким образом, в силу следующих положений законодательства, регламентирующих порядок заключения договора технологического присоединения: - пункта 7 Методических указаний N 1135/17, согласно которому заявитель должен выбрать ставку платы на стадии заключения договора (то есть, как следует из пункта 15 Правил технологического присоединения N861, - на стадии подписания заявителем подготовленного сетевой организацией и подписанного ей проекта договора); - пункта 15 Правил технологического присоединения N 861, согласно которому на сетевую организацию возложена обязанность по подготовке и направлению для подписания заявителю подписанного с ее стороны проекта договора технологического присоединения; а заявитель может отказаться от подписания договора с сохранением условий поданной заявки только в случае, если договор не соответствует законодательству; - пункта 16 Правил технологического присоединения N861, согласно которому размер платы за технологическое присоединение является существенным условием договора технологического присоединения; из их системного толкования однозначно следует, что поскольку право выбора порядка расчета размера платы за технологическое присоединение (исходя из ставок платы за единицу присоединяемой мощности или исходя из стандартизированных тарифных ставок) реализуется заявителем именно на стадии подписания подготовленного сетевой организацией проекта договора; сетевая организация обязана подготовить и направить заявителю на выбор для подписания два варианта проекта договора технологического присоединения, предусматривающих два варианта существенного условия договора технологического присоединения - размера платы за технологическое присоединение, определенного на основании ставок платы за единицу максимальной мощности, и размера платы за технологическое присоединение, определенного на основании стандартизированных тарифных ставок.
При этом подготовка сетевой организацией только одного варианта расчета размера платы за технологическое присоединение (с одним видом ставки платы) и направление на подписание только одного проекта договора, свидетельствует о нарушении сетевой организацией положений пункта 7 Методических указаний N 1135/17, так как в таком случае сетевая организация самостоятельно определяет вид ставки платы до наступления того момента, когда у заявителя появляется законное право выбора ставки платы.
Правильность указанного толкования действующего законодательства в части регламентации предусмотренного абзацем 7 пункта 87 Основ ценообразования N 1178 и пунктом 7 Методических указаний N 1135/17 порядка реализации заявителем права выбора ставки платы за технологическое присоединение была подтверждена судами всех инстанций, включая кассационную инстанцию Верховного Суда РФ, по следующим делам: N А45-24142/2019 и N А45-12278/2020.
Из материалов дела следует, что ООО "НГСК" подготовило и направило для подписания в адрес ООО СЗ "Новосибирский квартал" только один вариант проекта договора об осуществлении технологического присоединения N 377- 1361/ТП, размер платы за подключение в котором был определен в размере 1200019 руб. 80 коп.; 14.05.2021 ООО "НГСК" направило заявителю дополнительное соглашение к договору, в котором размер платы за подключение был определен в сумме 719147 руб. 52 коп. (с учетом НДС), исходя из утвержденных приказом департамента от 30.12.2019 N 770-ЭЭ стандартизированных тарифных ставок и формулы платы за технологическое присоединение.
Соответственно, как верно установил суд первой инстанции, тем самым ООО "НГСК" нарушены положения пункта 7 Методических указаний N 1135/17. При этом при расчете платы за технологическое присоединение по ставкам за единицу максимальной мощности (альтернативным методом), установленных приказом департамента от 30.12.2019 N 770-ЭЭ, в соответствии с главой III Методических указаний N 1135/17 размер платы за технологическое присоединение по договору N 377-1361/ТП составил бы 237943 руб. 20 коп. (с учетом НДС), что меньше на 481204 руб. 32 коп. того размера платы (719147 руб. 52 коп (с учетом НДС)), который определило ООО "НГСК" заявителю в договоре N 377-1361/ТП.
Довод заявителя в обоснование своего заявления со ссылкой на памятку и пояснения ООО СЗ "Новосибирский квартал", судом рассмотрен и отклонен ввиду следующего.
Памятка не содержит каких-либо сведений о способах расчетов и размерах платы, рассчитанных разными способами; не содержит сведений о том, что она имеет отношение к факту технологического присоединения объекта именно ООО СЗ "Новосибирский квартал", подписана неустановленным лицом.
При этом, последующее одобрение заявителем расчета платы, произведенного исполнителем (ООО "НГСК") самостоятельно, без предоставления изначально заявителю права выбора (изначальная подготовка только одного варианта расчета платы и направление на подписание только одного проекта договора (дополнительного соглашения к нему)), даже исходя из взаимных интересов, никоим образом не отменяет факт несоблюдения исполнителем порядка определения платы с предоставлением заявителю права выбора вида ставки, т.е. права выбора расчёта такой платы.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
При этом, коллегия суда отклоняет доводы ООО "НГСК" о неверной квалификации департаментом вменяемого обществу правонарушения; по мнению апеллянта, выявленное правонарушение необходимо квалифицировать по статье 9.21 КоАП РФ.
В настоящем случае вопрос о квалификации выявленного правонарушения должен решаться по правилам конкуренции общей и специальной нормы, в соответствии с которыми статья 14.6 КоАП РФ - это специальная норма со специальной объективной стороной по отношению к статье 9.21 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственностью за нарушение порядка подключения (технологического присоединения).
Таким образом, ООО "НГСК" вменяется именно нарушение порядка ценообразования при определении размера платы за технологическое присоединение, а не нарушение порядка исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; поскольку объективную сторону вменяемого ей правонарушения составляет нарушение вышеуказанных положений законодательства, выразившееся в не предоставлении ООО "НГСК" заявителю предусмотренной законодательством о ценообразовании возможности выбора способа расчета размера платы за технологическое присоединение (на основании ставок платы за единицу максимальной мощности либо на Основании стандартизированных тарифных ставок).
ООО "НГСК" самостоятельно применило при расчете платы за технологическое присоединение экономически невыгодную для заявителя ставку за единицу максимальной мощности, то есть совершило административное правонарушение, состав которого предусмотрен частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ: "иное нарушение установленного порядка ценообразования".
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем считает, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и др.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным органом с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем приведены описание события и основания привлечения к ответственности.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, надлежащим образом извещено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности общества на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Коллегией суда также не установлено оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения как малозначительного.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности суд апелляционной инстанции не находит оснований для квалификации допущенного обществом правонарушения в качестве малозначительного.
Ссылки общества на судебную практику в рассматриваемом случае не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Вопреки доводам жалобы, в рассматриваемом случае, доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения требований закона, а также доказательства объективной невозможности исполнения действующего законодательства обществом не представлены, данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом первой инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все аргументы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Вступившим с 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, которой предусмотрены особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Часть 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ устанавливает, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно сведениям из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская городская сетевая компания" (ОГРН: 1165476204420 относится к категории субъектов "Малое предприятие" (включено в реестр 10.12.2016).
Таким образом, внесенные федеральным законом в КоАП РФ изменения смягчают административную ответственность за вменяемое обществу правонарушение.
В рассматриваемом случае, как верно указал суд первой инстанции постановление административного органа о назначении обществу административного наказания в виде наложения штрафа следует признать не подлежащим исполнению в части взыскания с общества штрафа в размере 100 000 рублей, поскольку закон, который смягчил административную ответственность за вменяемое обществу правонарушение, установил минимальный штраф в размере 50 000 рублей. В связи с изложенным, требования Общества удовлетворению не подлежат, однако, санкция подлежит уменьшению и постановление не подлежит исполнению в части штрафа в размере 50 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-31406/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская городская сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-31406/2021
Истец: ООО "Новосибирская Городская Сетевая Компания"
Ответчик: Департамент по Тарифам Новосибирской Области
Третье лицо: ООО Специализированный застройщик "Новосибирский квартал", Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3573/2022
28.02.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2688/2022
29.11.2022 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-31406/2021
13.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3573/2022
11.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2688/2022
25.02.2022 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-31406/2021