г. Тюмень |
|
8 июня 2023 г. |
Дело N А45-11352/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Аэропорт Абакан" на постановление от 22.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А45-11352/2022 по заявлению акционерного общества "Аэропорт Абакан" (655131, Республика Хакасия, город Абакан, проспект Дружбы Народов, дом 59, литера АА1А2А3, ИНН 1900000196, ОГРН 1021900527770) к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, дом 44, ИНН 5406827231, ОГРН 1225400046960) о признании недействительным предписания от 12.10.2021 ЦС N 2021.65-АД.
Суд установил:
акционерное общество "Аэропорт Абакан" (далее - общество, АО "Аэропорт Абакан") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административной орган) о признании недействительным предписания от 12.10.2021 ЦС N 2021.65-АД.
постановлением от 22.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, во исполнение ранее выданного предписания обществом были приняты меры по обеспечению эквивалентного уровня безопасности полетов; поскольку заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме не содержит срока действия, то выводы судов о том, что указанные меры носят временный характер, необоснованны; предписание является неисполнимым.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с истечением срока исполнения предписания от 05.02.2021 ЦС N 2021.12-АД на основании решения от 03.09.2021 N 134 в отношении АО "Аэропорт Абакан" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено частичное неисполнение предписания от 05.02.2021, а именно:
- пункта 8, выразившегося в отсутствии обеспечения на перроне аэродрома "Абакан" 2-х метрового расстояние от законцовки крыла рулящего по маршруту руления ВС с размахом крыла более 50,5 м до маркировки пути движения спецавтотранспорта, а именно на маршрутах руления D и Е 4 ВС индекса 7 и ВС индекса 6 (B-747-400ERF, MD 11F); на маршруте руления ВС индекса 6, проходящем вдоль МС 2А с северной стороны, на маршруте руления F (напротив МС 8) ВС индекса 6 не обеспечивается 2-х метровое безопасное расстояние от законцовки крыла рулящих по маршрутам руления ВС до маркировки путей движения спецавтотранспорта, что является нарушением пункта 4.38 Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.08.2015 N 262 (далее - ФАП N 262);
- пункта 9, выразившегося в размещении антенной системы ближнего маркерного радиомаяка (БМРМ-201) со смещением от оси ВПП аэродрома "Абакан" на 31 метр, что является нарушением пункта 5.2 ФАП N 262.
По результатам проверки управлением 12.10.2021 составлен акт и выдано предписание ЦС N 2021.65-АД, которым на общество возложена обязанность в срок до 01.12.2022 устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 28 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), статей 26, 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктов 1, 4, 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, пунктов 1, 2, 4, 6 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1051, пунктов 1.1, 3.1.4, 4.1.8 Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 N АК-806фс, функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) непосредственно или через свои территориальные органы; управление является территориальным органом Ространснадзора; в случае выявления при проведении государственного надзора в области гражданской авиации нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее - субъекты надзора) требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (далее - обязательные требования), должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать субъекту надзора предписание об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ФАП N 262 разработаны в соответствии со статьей 48 ВК РФ и устанавливают требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, обязательные для выполнения лицами, эксплуатирующими указанные аэродромы, а также лицами, эксплуатирующими светосигнальное, метеорологическое, радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, установленное на этих аэродромах (пункт 1.1).
Согласно пункту 2 статьи 49 ВК РФ эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество является оператором аэродрома гражданской авиации Абакан; при эксплуатации данного аэродрома не соблюдаются требования пунктов 4.38, 5.2 ФАП N 262 в части радиотехнического оборудования и визуальных средств.
Не оспаривая наличие указанных нарушений, общество ссылается на положения пункта 4.262 ФАП N 262, согласно которому в отдельных случаях допускается отступление от требований названных ФАП, если такие отступления компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов; эквивалентные меры разрабатываются лицом, эксплуатирующим аэродром, и согласовываются руководителем территориального органа Росавиации.
В подтверждение выполнения названного требования обществом представлены заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме Абакан от 29.04.2021 и 20.09.2021, согласованные с руководителем Красноярского МТУ Росавиации.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, пункт 4.262 ФАП N 262 включен в раздел IV данных ФАП "Визуальные средства", что исключает распространение его действия на требования, установленные в иных разделах ФАП N 262, и кроме того, само по себе наличие заключений об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов не исключает обязанности по приведению аэродрома в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к такого рода объектам.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения предписания от 12.11.2021 об устранении выявленных нарушений.
Вопреки доводам общества предписание является исполнимым, каких-либо неясностей или неточностей не содержит, в нем указаны выявленные нарушения, ссылки на нормы и правила, требования которых не соблюдены, установлен срок устранения нарушения. Решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания, в том числе посредством привлечения иных лиц, относится к компетенции лица, которому оно выдано.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 22.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11352/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не оспаривая наличие указанных нарушений, общество ссылается на положения пункта 4.262 ФАП N 262, согласно которому в отдельных случаях допускается отступление от требований названных ФАП, если такие отступления компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов; эквивалентные меры разрабатываются лицом, эксплуатирующим аэродром, и согласовываются руководителем территориального органа Росавиации.
В подтверждение выполнения названного требования обществом представлены заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме Абакан от 29.04.2021 и 20.09.2021, согласованные с руководителем Красноярского МТУ Росавиации.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, пункт 4.262 ФАП N 262 включен в раздел IV данных ФАП "Визуальные средства", что исключает распространение его действия на требования, установленные в иных разделах ФАП N 262, и кроме того, само по себе наличие заключений об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов не исключает обязанности по приведению аэродрома в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к такого рода объектам."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2023 г. N Ф04-2073/23 по делу N А45-11352/2022