город Томск |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А45-11352/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "Аэропорт Абакан" (N 07АП-1569/2023) на решение от 19.01.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11352/2022 (судья Рубекина И.А.), по заявлению акционерного общества "Аэропорт Абакан" (ИНН 1900000196, ОГРН 1021900527770) к Межрегиональному территориальному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (ИНН: 5406827231, ОГРН: 1225400046960) о признании незаконным предписания от 12.10.2021 ЦС N 2021.65-АД,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: без участия,
От заинтересованного лица: Королева В. В. по дов. от 17.11.2022, диплом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аэропорт Абакан" (далее - заявитель, общество, АО "Аэропорт Абакан") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, Управление) о признании незаконным предписания от 12.10.2021 ЦС N 2021.65-АД (далее - оспариваемое предписание).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, АО "Аэропорт Абакан" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на незаконность и неисполнимость оспариваемого предписания.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами общества, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в период с 06.09.2021 по 12.10.2021 Управлением на основании решения N 134 от 03.09.2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Аэропорт Абакан".
Указанная документарная проверка проводилась в отношении деятельности оператора аэродромов, предназначенных для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и деятельности, связанной с выполнением условий, содержащихся в документах, выданных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации. Предметом проверки являлось исполнение АО "Аэропорт Абакан" предписания ЦС N 2021.12-АД от 05.02.2021, срок устранения которого истек 10.08.2021.
При проведении проверки были исследованы следующие документы: распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки АО "Аэропорт Абакан" от 21.01.2021 N 29-р; акт проверки от 05.02.2021 N 2021-29; предписание от 05.02.2021 ЦС N 2021.12-АД; письмо АО "Аэропорт Абакан" от 17.08.2021 Исх. N 862 с приложением (Заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме Абакан при наличии отступлений от требований Федеральных авиационных правил (в части радиотехнического оборудования), утверждённые генеральным директором АО "Аэропорт Абакан" от 29.04.2021; Заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме Абакан при наличии отступлений от требований Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 25.08.2021 N 262 (ФАП-262) (в части физических характеристик, препятствий и визуальных средств), утвержденное генеральным эректором АО "Аэропорт Абакан" от 29.04.2021); письмо АО "Аэропорт Абакан" от 14.09.2021 Исх. N 1082 с приложением (заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме Абакан при наличии отступлений от требований Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 25.08.2021 N 262 (ФАП-262) (в части физических характеристик, препятствий и визуальных средств), утвержденное генеральным директором АО "Аэропорт Абакан" от 29.04.2021); Заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов нa аэродроме Абакан при наличии отступлений от требований Федеральных авиационных правил (в части радиотехнического оборудования - отсутствие ДМРМ); письмо АО "Аэропорт Абакан" от 08.10.2021 с приложением (Заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме Абакан при наличии отступлений от требований Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 25.08.2021 N 262 (ФАП-262) (в части физических характеристик, препятствий и визуальных средств), утвержденное генеральным директором АО "Аэропорт Абакан" от 29.04.2021; Заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме Абакан при наличии отступлений от требований федеральных авиационных правил (в части радиотехнического оборудования), согласованное ЗС МТУ Росавиации от 01.09.2021; Заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме Абакан при наличии отступлений от требований Федеральных авиационных правил (в части радиотехнического оборудования - отсутствия ДМРМ).
По результатам документарной проверки установлено:
1. Неисполнение п.8 предписания от 05.02.2021 ЦС N 2021.12-АД, срок устранения которого истек 10.08.2021:
На перроне аэродрома "Абакан" не обеспечивается 2-х метровое расстояние от законцовки крыла рулящего по маршруту руления ВС с размахом крыла более 50,5 м до маркировки пути движения спецавтотранспорта, а именно на маршрутах руления D и Е ВС индекса 7 и ВС индекса 6 (B-747-400ERF, MD 11F); на маршруте руления ВС индекса 6, проходящем вдоль МС 2А с северной стороны; на маршруте руления F (напротив МС 8) ВС индекса 6 не обеспечивается 2-х метровое безопасное расстояние от законцовки крыла рулящих по маршрутам руления ВС до маркировки путей движения спецавтотранспорта.
Основание: нарушены требования: п. 4.38 Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 262 от 25.08.2015.
2. Неисполнение п.9 предписания от 05.02.2021 ЦС N 2021.12-АД, срок устранения которого истек 10.08.2021:
Антенная система ближнего маркерного радиомаяка (БМРМ-201) размещена со смещением от оси ВПП аэродрома "Абакан" на 31 метр, что не соответствует требованиям п.2.22 Федеральных авиационных правил Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная "электросвязь в гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 20.10.2014 N 297.
Основание: нарушены требования:
- п. 5.2 Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 262 от 25.08.2015.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте документарной проверки от 12.10.2021.
По результатам проверки АО "Аэропорт Абакан" выдано предписание ЦС N 2021.65-АД от 12.10.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание). Срок устранения нарушений по предписанию определен до 01.12.2022 (включительно).
Заявитель, считая, что оспариваемое предписание незаконно и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007 N 16- ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5); транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11).
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Воздушное законодательство Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ВК РФ, федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
На основании п.1 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1064 (далее - Положение), настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области у гражданской авиации.
В силу п.2 Положения, предметом федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, помимо прочего, является: соблюдение организациями при осуществлении деятельности в области гражданской авиации условий, содержащихся в сертификатах, выданных в соответствии с пунктом 1 статьи 8 ВК РФ и документах, выданных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 ВК РФ; соблюдение организациями при осуществлении деятельности в области гражданской авиации требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Положения, федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской авиации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
На основании п.8 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет государственный контроль (надзор), помимо прочего за следующими объектами: деятельность операторов аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов; деятельность, связанная с выполнением условий, содержащихся в документах, выданных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 ВК РФ.
В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно отметил, что оспариваемое предписание выдано надлежащим органом, в пределах своих полномочий.
На основании статьи 48 ВК РФ, требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Приказом Министерства транспорта РФ от 25.08.2015 N 262 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" (далее -ФАП-262), которые в силу п. 1.1. устанавливают требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и обязательны для выполнения лицами, эксплуатирующими указанные аэродромы.
В соответствии с п.4.38 ФАП-262, маркировочные знаки перрона и мест стоянок должны быть следующих цветов: желтого (оранжевого) - для осей руления ВС, Тобразных знаков места остановки ВС и номеров стоянок; красного - для линий контуров зон обслуживания ВС; белого - для путей движения и знаков остановки спецавтотранспорта. Пути движения спецавтотранспорта для аэродромов всех классов маркируются двумя сплошными линиями шириной 0,1 м, обозначающими ширину проезжей части равной 7,0 м - при двустороннем движении спецмашин и 3,5 м - при одностороннем движении. Двусторонние пути, маркируются разделительной пунктирной линией шириной 0,1 м и шагом 1,0 м. Односторонние и двусторонние пути движения спецавтотранспорта могут наноситься, как перед стоящими ВС, так и за ними, на расстоянии не менее 2,0 м от крайних точек эксплуатируемых ВС.
В местах разрешенного въезда спецавтотранспорта в промежуток между стоянками ВС сплошная линия прерывается и заменяется пунктирной. В промежутках между местами стоянок ВС маркируется Т-образный знак, обозначающий место остановки спецавтотранспорта перед подъездом к ВС для его обслуживания.
Знак "Т" располагается на расстоянии не ближе 10 м от крайних габаритных точек стоящих рядом ВС. Форма и размеры Т-образного знака места остановки спецавтотранспорта приведены на рисунке 1 приложения N 10 к настоящим Правилам.
Якорные крепления на МС имеют маркировку в виде круга красного (оранжевого) цвета диаметром 0,5 м. Заземляющие устройства на МС имеют маркировку в виде круга красного (оранжевого) цвета диаметром 0,3 м с обводкой кольцом белого цвета шириной ОД м.
В соответствии с п.5.2 ФАП-262, объекты РТОП и связи на аэродроме размещаются в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 20 октября 2014 г. N 297 (далее - ФАП-297).
На основании п.2.22 ФАП-297, ближний (дальний) маркерный радиомаяк (далее - БМРМ, ДМРМ) представляет собой наземное радиотехническое устройство, передающее информацию экипажу воздушного судна о пролете МРМ, установленного в фиксированной точке на определенном расстоянии от порога ВПП. БМРМ располагается таким образом, чтобы в условиях плохой видимости обеспечивать экипаж воздушного судна информацией о близости начала использования визуальных средств захода на посадку. Антенну БМРМ рекомендуется размещать на расстоянии 850 - 1200 м от порога ВПП на продолжении осевой линии ВПП не более 15 м от нее.
Отклоняя доводы заявителя о том, что обществом получено заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме, согласованное с Федеральным агентством воздушного транспорта, согласно которому на аэродроме обеспечен эквивалентный уровень безопасности полетов, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 4.262 ФАП-262 в отдельных случаях допускается отступление от требований настоящих Правил, если такие отступления компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности.
Меры, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности полетов, должны носить временный характер по определению и устраняться в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов в кратчайшие сроки, а не применяться на постоянной основе длительное время. Кроме того, действие пункта 4.262 ФАП-262 распространяется на раздел IV Визуальные средства ФАП-262, а в оспариваемом предписании кроме прочих выявлены нарушения требований пунктов 5.2.,2.11, 2.28 ФАП-262.
Наличие указанных заключений не свидетельствует об отсутствии нарушений требований ФАП-262 и не освобождает общество от необходимости приведения аэродрома в соответствие с требованиями указанных правил.
Как верно указал суд первой инстанции, гражданская авиация, как любой вид транспорта, осуществляющий перевозку пассажиров, изначально является объектом повышенной опасности; любое несоответствие требованиям, предъявляемым к аэродромам, является причиной возникновения внештатных ситуаций, приводящей к авиационному событию, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажирам. Таким образом, выявленные управлением нарушения ФАП-262 касаются безопасности граждан. Приведение ранее введенных в эксплуатацию аэродромов в соответствие с актуальными требованиями безопасности полетов обусловлено уровнем современных рисков возникновения авиационных событий.
Доводу заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания со ссылкой на отсутствие полномочий по совершению каких-либо действий в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, также дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ВК РФ эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Согласно пункту 6 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 N 286 (далее - ФАП-286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает, в том числе комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта.
Таким образом, АО "Аэропорт Абакан", являясь оператором аэродрома Абакан, обязано обеспечивать соблюдение требований ФАП-262 при эксплуатации данного аэродрома.
При этом указанные обществом обстоятельства имеют устранимый характер (принадлежность имущества, финансирование мероприятий), обстоятельств указывающих на объективную невозможность исполнения требований оспариваемого предписания в ходе рассмотрения дела не установлено. Кроме того, заявителем не доказано возможности выполнения оспариваемого предписания только путем проведения капитального ремонта или реконструкции, поскольку доказательств, подтверждающих невозможность исполнения предписания иными способами, заявителем не представлено.
Оценивая доводы общества относительно неисполнимости предписания, суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемый ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
С учетом изложенного оспариваемое предписание содержит сведения о выявленных нарушениях и о мерах, которые следует принять обществу в целях их устранения, в связи с чем не усматривает оснований считать данное предписание неисполнимым.
При этом в случае неясности порядка исполнения предписания общество вправе было обратиться за разъяснениями в орган, выдавший предписание.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11352/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Аэропорт Абакан" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Аэропорт Абакан" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 09.02.2023 N 543.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11352/2022
Истец: АО "АЭРОПОРТ АБАКАН"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу
Третье лицо: УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, Седьмой арбитражный апелляционный суд