г. Тюмень |
|
7 июня 2023 г. |
Дело N А67-3545/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНВИТРО-Сибирь" на постановление от 03.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А67-3545/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНВИТРО-Сибирь" (630049, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, 218/2, ИНН 5402525254, ОГРН 1105402003904) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Томской области (634034, Томская область, город Томск, улица Учебная, 39/1, ИНН 7017001421, ОГРН 1027000873789) о признании недействительным акта в части, встречному исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области к обществу с ограниченной ответственностью "ИНВИТРО-Сибирь" о взыскании денежных средств.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ИНВИТРО-Сибирь" - Воронежская И.А. по доверенности от 15.02.2023;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области - Тайдонова Н.Н. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИНВИТРО-Сибирь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Томской области (далее - фонд) о признании недействительным акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования, полученных обществом на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 от 08.02.2021 N 1-2021 (далее - акт) в части обязания общества восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 136 812 руб., уплатить штраф в размере 13 681,20 руб.
Фонд обратился со встречным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества 136 812 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 13 681,20 руб. штрафа, 7 772,06 руб. пени за период с 24.02.2021 по 31.03.2022 с дальнейшим начислением с 01.10.2022 по день фактического исполнения обязательства.
постановлением от 03.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, отказано в удовлетворении заявленного требования общества; встречное исковое заявление фонда удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, общество с ограниченной ответственностью "Независимая лаборатория ИНВИТРО" (7710294238) (далее - ООО "ИНВИТРО") не является фактическим исполнителем медицинских услуг; заключение эксперта от 27.06.2022 N 1, пояснения специалиста Татариновой Л.Е. не соответствуют требованиям допустимости и относимости доказательств; фондом не доказано наличие состава вменяемого нарушения статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс); судами не применены подлежащие применению положения части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пункты 192, 193 Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (глава ХII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н), пункт 30 областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 29.12.2018 N 508а (далее - Программа); к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, должен быть привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по городу Москве (далее - ТФОМС по городу Москве), поскольку принятые судебные акты могут повлиять на его права и обязанности.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, фондом в отношении общества проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 (далее - проверка).
В ходе проверки фондом выявлено, в частности, использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме 136 812 руб., направленных обществом в 2019 году в нарушение пункта 11 Программы ООО "ИНВИТРО", не включенному в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Томской области, и не участвующему в реализации областных программ обязательного медицинского страхования Томской области.
По результатам проверки составлен акт от 08.02.2021, пунктом 1 которого обществу предъявлены требования в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 136 812 руб., использованные не по целевому назначению (подпункт 1.1); уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования - 13 681,20 руб. (подпункт 1.2).
Не согласившись с указанными положениями акта, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая обществу в признании недействительным акта фонда в оспариваемой части и удовлетворяя иск фонда, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для направления средств обязательного медицинского страхования на оплату расходов по проведению лабораторных исследований ООО "ИНВИТРО".
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, и статьи 147 названного Кодекса расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период (пункт 1); нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в данном пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Как следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом N 326-ФЗ.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 названного Закона территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном названным Законом порядке.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ)
На основании части 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей данного Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 11 Программы медицинская помощь в рамках названной Программы оказывается в медицинских организациях, участвующих в реализации Программы, в том числе областной Программы обязательного медицинского страхования, согласно приложению N 3 к Программе.
Приложением N 3 к Программе утвержден перечень медицинских организаций, участвующих в реализации областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в том числе областной Программы обязательного медицинского страхования.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанции установили, что ООО "ИНВИТРО" находится на территории города Москва и не участвует в реализации Программы, в том числе областной Программы обязательного медицинского страхования на территории Томской области; фондом не установлен для этой организации объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, договор этой организацией со страховой медицинской организацией, участвующей в реализации областной Программы обязательного медицинского страхования на территории Томской области, не заключен; общество является медицинской организацией, специализирующейся на лабораторной диагностике, и вступая в областную Программу обязательного медицинского страхования на территории Томской области в уведомлении указало виды медицинской помощи, которые планирует и имеет возможность оказывать (первичную доврачебную медико-санитарную помощь по лабораторной диагностике, клиническую лабораторную диагностику) с приложением перечня лабораторных исследований, в состав которых включило спорные лабораторные исследования, декларируя возможность их проведения; возможность проведения на имеющемся у общества оборудовании спорных лабораторных исследований подтверждается выполненным на основании определения от 09.06.2022 Арбитражного суда Томской области по настоящему делу заключением эксперта от 27.06.2022 N 1 Федерального государственного бюджетного учреждения "Сибирский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства", пояснениями главного внештатного специалиста по клинической лабораторной диагностике Департамента здравоохранения Томской области Татариновой Л.Е.
По результатам оценки доказательств по правилам главы 7 АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций признали названные заключение судебной экспертизы и пояснения специалиста надлежащими доказательствами по делу.
Исходя из установленных обстоятельств и буквального толкования части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, предусматривающей включение в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в частности, расходов на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), суды пришли к правильному выводу, что в рассматриваемом случае общество допустило нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, неправомерно направив 136 812 руб. на оплату расходов по проведению лабораторных исследований ООО "ИНВИТРО".
При этом суды верно отметили, что отсутствие организации в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Томской области, не позволяет фонду осуществить защиту прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования и оценить целевой характер использования такой организацией средств обязательного медицинского страхования.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 4 АПК РФ следует, что обращение юридического лица в суд, в том числе в форме подачи кассационной жалобы, должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, а не третьих лиц.
Кроме того, вопреки доводам общества из обжалуемых судебных актов не усматривается, что они приняты о правах и обязанностях ТФОМС по городу Москве.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали обществу в признании недействительным акта фонда в оспариваемой части и удовлетворили заявленный фондом иск.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов судов и не являются достаточным основанием для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 03.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-3545/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период (пункт 1); нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в данном пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Как следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2023 г. N Ф04-2072/23 по делу N А67-3545/2021