г. Тюмень |
|
8 июня 2023 г. |
Дело N А81-11102/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу на постановление от 22.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А81-11102/2022 по заявлению акционерного общества "Салехардэнерго" (629007, город Салехард, улица Свердлова, дом 39, ОГРН 1158901001434, ИНН 8901030855) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, город Салехард, улица Губкина, 13, ОГРН 1028900511420, ИНН 8901003347) об оспаривании решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Современная Гидравлика" (301261, Тульская область, микрорайон Киреевский, город Киреевск, улица Октябрьская, дом 53а, офис 11, этаж 3, ОГРН 1157154018207, ИНН 7107108088), индивидуальный предприниматель Федосеев Александр Владимирович (Челябинская область, город Челябинск).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Салехардэнерго" - Клыков Д.С. по доверенности от 22.06.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Салехардэнерго" (далее - общество, АО "Салехардэнерго", заказчик) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - антимонопольный орган, управление) от 23.08.2022 N 089/07/3-701/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Современная Гидравлика" (далее - ООО "Современная Гидравлика"), индивидуальный предприниматель Федосеев Александр Владимирович (далее - предприниматель).
постановлением от 22.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, решение и предписание от 23.08.2022 N 089/07/3-701/2022 признаны недействительными.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания, поскольку при проведении закупки заказчиком были нарушены предусмотренные Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) принципы закупочной деятельности, в частности, принцип информационной открытости.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу управления - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, закупочная деятельность общества регулируется Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО "Салехардэнерго", утвержденным протоколом совета директоров от 11.06.2021 N 51 (далее - Положение о закупках).
Заказчиком 01.08.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) было размещено извещение N 32211591773 о проведении закупки путем запроса оферт в электронной форме на поставку шкафов управления; начальная цена предмета закупки - 1 800 000 руб.; дата начала срока подачи заявок - 02.08.2022 00:00 (МСК+2); дата и время окончания подачи заявок - 08.08.2022 11:00 (МСК+2); дата подведения итогов - 10.08.2022 18:00 (МСК+2).
Победителем закупки признан предприниматель с ценовым предложением 1 190 000 руб. (протокол от 10.08.2020 N 73/22-ЗОЭФ оценки заявок на участие в закупке, проводимой в форме запроса оферт).
ООО "Современная Гидравлика", ссылаясь на неправильный способ определения победителя закупки путем проведения процедуры переторжки, обратилось с жалобой от 15.08.2022 (вх. N 4891) в антимонопольный орган.
Решением управления от 23.08.2022 N 089/07/3-701/2022 данная жалоба признана обоснованной, заказчик - нарушившим пункты 1, 2 части 1 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
В тот же день заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола от 10.08.2022 оценки заявок на участие в закупке, проводимой в форме запроса оферт, размещения в ЕИС информации об отмене протокола (пункт 1); осуществления дальнейшего проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках и с учетом решения управления от 23.08.2022 (пункт 3); представления в управление подтверждения исполнения предписания в срок до 16.09.2022 (пункт 4).
Не согласившись с данными решением и предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемых актов, поскольку заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при организации и проведении закупки путем запроса оферт в электронной форме.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов установлены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 18.1 названного Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о конкуренции).
При этом основания для обращения указанных лиц в антимонопольный орган закреплены частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках такое обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований названного Закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Следовательно, при рассмотрении жалоб антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, в частности, если права участников нарушены несоблюдением заказчиком требований к информационной открытости закупки, установлением неизмеряемых требований к участникам закупки, необоснованным ограничением конкуренции и несоблюдением принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункт 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
По мнению антимонопольного органа, в рассматриваемом случае право на обжалование обусловлено нарушением заказчиком при проведении спорной закупки требований пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки (пункт 1); равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2).
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В рассматриваемом случае, признавая заказчика нарушившим пункты 1, 2 части 1 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках, антимонопольный орган исходил из того, что процедура проведения переторжки в извещении о закупке заказчиком не установлена, однако фактически была проведена 10.08.2022 в заочном режиме.
Из материалов дела следует, что АО "Салехардэнерго" проведена закупка путем запроса оферт в электронной форме на поставку шкафов управления.
Так, пунктами 2.3, 2.3.3.4, 5.3.3.1 Положения о закупках предусмотрен неконкурентный способ осуществления закупок - запрос оферт, при котором победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса оферт, и содержит наиболее низкую цену договора.
В извещении о закупке от 01.08.2022 N 32211591773 указано, что запрос оферт не является формой проведения торгов и его проведение не регулируется статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Запрос оферт не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057 - 1061 ГК РФ. Запрос оферт не накладывает на заказчика обязательств по заключению договора с победителем или иным участником закупки. Извещение является приглашением делать оферты в соответствии с пунктом 1 статьи 437 ГК РФ.
В силу пунктов 5.3.3.4, 5.3.3.4.2, 5.3.3.4.3 Положения о закупках рассмотрение заявок (отборочная стадия) осуществляется в сроки, установленные в извещении о закупке; в рамках рассмотрения заявок (отборочной стадии) комиссия по осуществлению закупок принимает решение о признании заявок соответствующими либо не соответствующими требованиям извещения о закупке; участники процедуры закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения о закупке, допускаются к оценке и сопоставлению заявок и признаются участниками закупки.
Пунктами 5.3.3.4.6 и 5.3.3.4.7 Положения о закупках установлено, что в ходе проведения рассмотрения заявок проводится заседание комиссии по осуществлению закупок, итоги работы которой оформляются протоколом рассмотрения и допуска заявок. В этот протокол, в числе прочих требований, установленных действующим законодательством, включаются следующие сведения: количество поданных на участие в закупке заявок; дата и время проведения процедуры рассмотрения заявок; наименование комиссии, наличие у комиссии кворума для принятия решений; в отношении каждой заявки каждого участника процедуры закупки указывается принятое решение о допуске к участию в закупке и о признании участником закупки либо об отказе в допуске; решение о проведении переторжки.
В свою очередь, согласно пунктам 7.7.1, 7.7.2 Положения о закупках решение о проведении (не проведении) процедуры переторжки (целью которой является предоставление участникам закупки возможности добровольного повышения рейтинга своих заявок путем снижения первоначальной цены договора) принимается комиссией по осуществлению закупок после рассмотрения заявок. Заказчик, уведомляет допущенных к дальнейшему участию в закупке участников о форме проведения, дате, времени и месте проведения процедуры переторжки любым удобным ему способом.
Переторжка проводится однократно; возможные формы проведения переторжки очная, заочная; в процедуре переторжки имеют право участвовать все участники закупки, чьи заявки не были отклонены при процедуре рассмотрения заявок, поданных на участие в закупке (пункты 7.7.3, 7.7.4, 7.7.5 Положения о закупках).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на участие в спорной закупке поступили заявки предпринимателя, ООО "Инженерные сети", ООО "Современная Гидравлика"; на отборочной стадии комиссией заказчика приняты решения о допуске к участию в закупке заявок с номерами 1 (ООО "Современная Гидравлика") и 3 (предприниматель), о проведении процедуры переторжки 10.08.2022 в 10:00 (МСК); АО "Салехардэнерго" сообщило о проведении процедуры переторжки в протоколе от 09.08.2022 N 73/22-ЗОЭФ рассмотрения и допуска заявок.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соответствии действий заказчика требованиям Положения о закупках и отсутствии нарушений принципа информационной открытости, закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вопреки доводам подателя жалобы судами обоснованно указано, что положения части 6 статьи 3 Закона о закупках подлежат применению к закупкам, проводимым конкурентным способом, тогда как в рассматриваемом случае заказчиком осуществлена неконкурентная закупка.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, признав недействительными оспариваемые решение и предписание.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 22.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-11102/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на участие в спорной закупке поступили заявки предпринимателя, ООО "Инженерные сети", ООО "Современная Гидравлика"; на отборочной стадии комиссией заказчика приняты решения о допуске к участию в закупке заявок с номерами 1 (ООО "Современная Гидравлика") и 3 (предприниматель), о проведении процедуры переторжки 10.08.2022 в 10:00 (МСК); АО "Салехардэнерго" сообщило о проведении процедуры переторжки в протоколе от 09.08.2022 N 73/22-ЗОЭФ рассмотрения и допуска заявок.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соответствии действий заказчика требованиям Положения о закупках и отсутствии нарушений принципа информационной открытости, закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вопреки доводам подателя жалобы судами обоснованно указано, что положения части 6 статьи 3 Закона о закупках подлежат применению к закупкам, проводимым конкурентным способом, тогда как в рассматриваемом случае заказчиком осуществлена неконкурентная закупка."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2023 г. N Ф04-2584/23 по делу N А81-11102/2022