г. Тюмень |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А45-20597/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" на постановление от 17.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-20597/2022 по заявлению Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" (630005, Новосибирская области, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 88, офис 401, ОГРН 1125476138193, ИНН 5406722503) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) о признании недействительными пунктов 1, 3, 4, 5 решения от 28.04.2022 N 054/06/7-751/2022, предписания от 28.04.2022 N 054/06/7-751/2022 в части.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Проектная Компания ЛидерГрупп" (121151, Московская область, город Москва, улица Можайский Вал, дом 8, ОГРН 1193850026732, ИНН 3811464626); Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Территориальное Управление автомобильных дорог Новосибирской области" (630009, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Никитина, дом 20/2, офис 903, ОГРН 1025401923580, ИНН 5405100316); общество с ограниченной ответственностью "Проектная контора" (142103, Московская область, город Подольск, улица Железнодорожная, дом 14а, помещение 3, ОГРН 1045011450110, ИНН 5074026066).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие представители:
от Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" - Щетинский Ю.О. по доверенности от 28.12.2022;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Рихельгоф Т.А. по доверенности от 28.12.2022.
Суд установил:
Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление контрактной системы" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительными пунктов 1, 3, 4, 5 решения от 28.04.2022 N 054/06/7-751/2022 и предписания от 28.04.2022 N 054/06/7-751/2022 в части признания учреждения нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 2 части 11 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Проектная Компания ЛидерГрупп" (далее - общество, ООО "Проектная Компания ЛидерГрупп"), Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области", общество с ограниченной ответственностью "Проектная контора" (далее - ООО "Проектная контора").
постановлением от 17.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит указанные судебные отменить, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, оба документа "требования к заявке" были размещены одновременно и содержали дополняющие друг друга сведения; на момент подачи заявки общество было осведомлено о наличии двух документов, содержащих требования к заявкам участников закупки, при этом ООО "Проектная Компания ЛидерГрупп" не воспользовалось правом на обжалование положений извещения о закупке или получение разъяснений; протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке были размещены в пределах установленного законодательством срока (19.04.2022), повторное опубликование протоколов 20.04.2022 связано с устранением допущенных в указанных протоколах ошибок.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, возражениях на отзыв и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 23.03.2022 учреждением в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена информация о проведении открытых конкурсов в электронной форме, предметом которых являлось "выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт а/д "Новосибирск - Кочки - Павлодар (в пред. РФ)" в Ордынском районе Новосибирской области" (извещение N N 0851200000622001139, 0851200000622001141).
24.03.2022 учреждением в ЕИС размещена информация о проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которой являлось "выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт а/д "Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий (в границах НСО)" в Тогучинском районе Новосибирской области" (извещение N 0851200000622001179).
Согласно протоколам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2022 по закупкам N N 0851200000622001139, 0851200000622001141 и протоколу от 21.04.2022 по закупке N 0851200000622001179 заявки общества были признаны не соответствующими требованиям открытого конкурса в электронной форме на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, позиции 6 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), пункта 4.1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
ООО "Проектная Компания ЛидерГрупп" и ООО "Проектная контора" обратились в антимонопольный орган с жалобами на действия учреждения при проведении спорных закупок.
Решением от 28.04.2022 N 054/06/7-751/2022 жалоба общества на действия учреждения при проведении закупки N 0851200000622001139 признана частично обоснованной (пункт 1); жалоба ООО "Проектная контора" - необоснованной (пункт 2); учреждение - нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 2 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ (пункт 3); определено выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (пункт 4); материалы - передать уполномоченному лицу антимонопольного органа для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц (пункт 5); материалы жалобы ООО "Проектная контора" передать в отдел контроля органов власти управления для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 6).
На основании указанного решения выдано предписание от 28.04.2022 N 054/06/7-751/2022, в соответствии с которым учреждению необходимо в срок до 16.05.2022 прекратить нарушения части 3 статьи 7, пункта 2 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ; внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0851200000622001139 в соответствии с оспариваемыми решением и предписанием; продлить срок подачи заявок на участие в данных торгах в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ; отменить результаты открытого конкурса в электронной форме, зафиксированные во всех протоколах.
Не согласившись с пунктами 1, 3, 4, 5 решения и предписанием в части указания на нарушение положений части 3 статьи 7, пункта 2 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемых актов.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная названным Законом и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ определено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В силу части 3 статьи 31 Закона N 44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571 при осуществлении закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности участник закупки должен обладать опытом исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При этом к информации и документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям относятся: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 данной статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что учреждением в ЕИС по закупке N 0851200000622001139 было размещено два документа, устанавливающих требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, один из которых не содержал требований относительно необходимости соответствия участника закупки положениям, предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, пунктом 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571; согласно извещениям по закупкам NN 0851200000622001139, 0851200000622001141 датой окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок являлось 19.04.2022; протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытых конкурсах в электронной форме по указанным закупкам должны были быть размещены не позднее 19.04.2022, фактически протоколы были размещены на электронной площадке 20.03.2022, в ЕИС - 21.03.2022.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно поддержали выводы антимонопольного органа о введении общества в заблуждение относительно необходимости направления документов, подтверждающих опыт участника закупки, а также состава и содержания данных документов применительно к закупке N 0851200000622001139 и нарушении заказчиком сроков размещения протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке в части закупок NN 0851200000622001139 и 0851200000622001141 в связи с чем отказали в признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа в оспариваемой части.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 17.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-20597/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что учреждением в ЕИС по закупке N 0851200000622001139 было размещено два документа, устанавливающих требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, один из которых не содержал требований относительно необходимости соответствия участника закупки положениям, предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, пунктом 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571; согласно извещениям по закупкам NN 0851200000622001139, 0851200000622001141 датой окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок являлось 19.04.2022; протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытых конкурсах в электронной форме по указанным закупкам должны были быть размещены не позднее 19.04.2022, фактически протоколы были размещены на электронной площадке 20.03.2022, в ЕИС - 21.03.2022."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июня 2023 г. N Ф04-2388/23 по делу N А45-20597/2022