г. Тюмень |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А70-15438/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Полосина А.Л.,
Севастьяновой М.А.-
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Тюменской области в лице Главного управления строительства Тюменской области на постановление от 15.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-15438/2022 по иску акционерного общества "Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие" (626150, Тюменская область, г. Тобольск, ул. Семена Ремезова, д. 89, ОГРН 1027201290104, ИНН 7206017177) к Тюменской области в лице Главного управления строительства Тюменской области (625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Некрасова, д. 11, ОГРН 1057200732907, ИНН 7202137988) о взыскании убытков в размере 1 899 931 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (625027, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 143, корп. 2, ОГРН 1027200824353, ИНН 7203001860).
В судебном заседании приняли участие представители: акционерного общества "Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие" - Кугаевская Е.С. по доверенности от 11.01.2023, Тюменской области в лице Главного управления строительства Тюменской области - Асташова Ю.И. по доверенности от 18.08.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - АО "Тобольское ПАТП", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Тюменской области в лице Главного управления строительства Тюменской области (далее - ГУС ТО, управление, ответчик) о взыскании 1 899 931 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (далее - ГКУ ТО "УАД", третье лицо).
Решением от 26.10.2022 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 15.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 26.10.2022 Арбитражного суда Тюменской области частично отменено, исковые требования удовлетворены частично: с ГУС ТО в пользу АО "Тобольское ПАТП" взысканы 1 878 193 руб. убытков, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины 31 633 руб. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУС ТО обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы управление ссылается на то, что оно является ненадлежащим ответчиком по данному делу; оплата 1 744 457 руб. возмещения за провоз гражданина, не подтвердившего право на льготный проезд, может расцениваться как нецелевое расходование бюджетных средств; в представленном обществом отчете время отправления транспортных средств по маршрутам N 504 "Тобольск-Лыткина" и N 539 Тобольск - Байгара ч/з Абалак" не соответствует маршрутной сети договора; в реестре отражены граждане, которые перевезены с/от остановочных пунктов, отсутствующих в утвержденной маршрутной сети; ввиду того, что информация, представленная обществом в реестре, не соответствовала маршрутной сети, согласно которой осуществляется перевозка пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, третье лицо не включило пассажиров с данным видом нарушения в реестр пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, по которому осуществляется возмещение расходов на оплату проезда.
АО "Тобольское ПАТП" в своем отзыве возражало против доводов кассационной жалобы, указывает на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просит отказать ответчику в удовлетворении кассационной жалобы.
ГКУ ТО "УАД" в своем отзыве выразило согласие с доводами, изложенными в кассационной жалобе, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои процессуальные позиции по делу.
Учитывая надлежащее извещение третьего лица о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 АПК РФ, рассмотрена в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.07.2018 и 17.11.2020 между администрацией Тобольского муниципального района Тюменской области и АО "Тобольское ПАТП" заключены муниципальные контракты N 000028/52-9-мк и N 61/1-7-мк на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (далее - контракт-1, контракт-2).
В соответствии с пунктом 5.2.10 контракта-1 и подпунктом 25 пункта 5.4 контракта-2 перевозчик взял на себя обязательство предоставлять льготный проезд гражданам, имеющим право льготного проезда, меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 05.07.2005 N 95-н "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте, автомобильном транспорте пригородного и междугородного сообщения, а также на железнодорожном транспорте" (далее - Положение N 95-н).
В целях возмещения расходов, связанных с предоставлением льготного поезда отдельным категориям граждан, между АО "Тобольское ПАТП" и ГКУ ТО "УАД" заключены договоры о возмещении расходов, связанных с регулированием тарифов и перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда: договор от 29.12.2018 N 36/22; договор от 25.09.2020 N 54/22; договор от 30.10.2020 N 69/22; договор от 29.12.2020 N 74/22.
Предметом указанных договоров является компенсация расходов перевозчика, связанных с регулированием тарифов и перевозкой граждан, имеющих право на льготный проезд в соответствии с Положением N 95-н.
Согласно пунктам 2.1.3 договоров ГКУ ТО "УАД" взяло на себя обязательство обеспечивать перечисление средств на возмещение расходов перевозчику по оказанию транспортных услуг пригородных и на междугородных (внутриобластных, межрегиональных) маршрутах гражданам, указанным в пункте 2 Положения N 95-п.
Сумма, необходимая для возмещения расходов по оказанию транспортных услуг на пригородных и междугородных (внутриобластных, межрегиональных) маршрутах гражданам, указанным в пункте 2 Положения N 95-п, за период с 01.02.2019 по 28.02.2021 составила 11 908 231 руб.
ГКУ ТО "УАД" возместило 8 075 493 руб. Сумма в размере 3 833 738 руб. осталась невозмещенной.
Учитывая, что фактическая сумма расходов АО "Тобольское ПАТП" по перевозке граждан льготных категорий за период с 01.02.2019 по 28.02.2021 не была возмещена в полном размере, истец 23.04.2021 направил претензию ГУС ТО.
ГУС ТО Письмом от 26.05.2021 N Исх-04367/21 отказало в удовлетворении претензии, указав следующие основания отказа в возмещении расходов:
- перевозчиком не предоставлены талоны на право бесплатного проезда;
- в отчете перевозчика время отправления транспортных средств не соответствует маршрутной сети договоров о возмещении расходов;
- в отчете перевозчика отражены граждане, которые отсутствуют в ведомости проданных билетов;
- в отчете перевозчика отражены граждане, которые были перевезены от остановочных пунктов, отсутствующих в утвержденной маршрутной сети Тобольского муниципального района.
АО "Тобольское ПАТП" обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с ГУС ТО убытков в размере 1 899 931 руб., причиненных в связи с понесенными расходами по перевозке граждан льготных категорий за период с 01.02.2019 по 28.02.2021. Требований в отношении недополученного возмещения в размере 1 933 807 руб. истец не заявил.
Руководствуясь статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 220-ФЗ), пунктами 2, 13, 21, 24, 25, 26 Положения N 95-н, постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2007 N 319-п (далее - Постановление N 319-п), суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности возникновения на стороне ответчика обязательств по перечислению убытков АО "Тобольское ПАТП".
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно настоящее дело, установив, что непредоставление перевозчиком в уполномоченную организацию талонов не может служить основанием для отказа в возмещении расходов, поскольку талон это лишь дополнительный документ, предоставляющийся гражданами вместе с документом, удостоверяющим право на льготу, наличие которого было проверено по каждому пассажиру, учитывая, что маршрутная сеть Тобольского муниципального района за период с 2018 по 2021 год менялась несколько раз, что предполагало изменение остановочных пунктов, констатировал, что незначительные отклонения во времени отправления транспортных средств не могут служить основанием для отказа в выплате возмещения, пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в части.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов сделанными при недостаточном установлении обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
В части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении в Тюменской области утвержден Постановлением N 319-п.
Уполномоченным органом по реализации Порядка является Главное управление строительства Тюменской области (далее - Уполномоченный орган). Уполномоченной организацией по реализации Порядка является государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (далее - уполномоченная организация) (пункт 1.3 Постановления N 319-п).
Согласно положениям раздела 3 Постановления N 319-п осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения Уполномоченной организацией государственных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, с учетом положений Федерального закона N 220-ФЗ. Документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) устанавливается, в том числе назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области, в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ; порядок оплаты государственного контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, указанные по договорам услуги не имеют материального результата, который можно было бы сдать или принять; оплате подлежат фактически оказанные услуги статьи 779, 781 Кодекса).
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 786 ГК РФ в рамках отношений перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункты 1, 2 статьи 790 ГК РФ).
На основании пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Порядок предоставления гражданам, имеющим право льготного проезда, мер социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения перевозчикам расходов на оплату таких граждан, регламентирован Положением N 95-п.
Согласно пункту 22 Положения N 95-п возмещение соответствующих расходов перевозчикам, осуществляющим перевозки на маршрутах, указанных в пункте 21 настоящего Положения, осуществляется в порядке, установленном типовым договором о возмещении расходов, связанных с регулированием тарифов и перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, предусмотренным в приложении N 5 к настоящему Положению, заключаемым между перевозчиком и Главным управлением строительства Тюменской области либо уполномоченным лицом.
Перевозка граждан осуществляется перевозчиками, заключившими договор на выполнение пассажирских перевозок по результатам конкурсного отбора или договор на выполнение временных пассажирских перевозок, без взимания провозной платы при предъявлении документов. Расходы на оплату проезда граждан возмещаются перевозчикам в объеме и порядке, установленных соответствующим договором, заключенным между перевозчиком и организатором конкурса в соответствии с Положением о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета (пункты 19, 20 Положения N 95-п).
Расходы на оплату проезда граждан возмещаются перевозчикам в порядке, установленных соответствующим договором, заключенным между перевозчиком и организатором конкурса в соответствии с Положением о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета.
Положением N 95-п установлено, что уполномоченная организация (ГКУ ТО "УАД") осуществляет проверку представленных документов и составляет согласно форме, указанной в приложении N 6 к Положению N 95-п, реестр перевезенных граждан, указанных в подпунктах "а"-"я" пункта 2 Положения N 95-п, который направляет в срок до 26 числа месяца, следующего за отчетным, в электронном виде для заверения электронной цифровой подписью в Департамент социального развития Тюменской области (далее - реестр) (пункт 24 Положения N 95-п).
Возмещение расходов на оплату проезда граждан, указанных в подпунктах "а" - "я" пункта 2 Положения N 95-п, на автомобильном транспорте общего пользования междугородного (внутриобластного, межрегионального) сообщения осуществляется исходя из количества перевезенных граждан соответствующих категорий и стоимости проезда (пункт 25 Положения N 95-п).
Возмещение соответствующих расходов перевозчикам, осуществляющим перевозки по маршрутам, указанным в пункте 21 Положения N 95-п, осуществляется не позднее чем на 10 рабочий день со дня заверения Реестров электронной цифровой подписью Департаментом социального развития Тюменской области (пункт 26 Положения N 95-п).
Таким образом, расходы АО "Тобольское ПАТП", понесенные в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате проезда на основании нормативных правовых актов, при отсутствии их компенсации являются убытками, которые подлежат возмещению в силу статьи 15 ГК РФ.
Судами установлено и следует из материалов дела, что между АО "Тобольское ПАТП" и ГКУ ТО "УАД" заключены договоры о возмещении расходов от 29.12.2018 N 36/22, от 25.09.2020 N 54/22, от 30.10.2020 N 69/22, от 29.12.2020 N 74/22 в соответствии с формой, предусмотренной Положением N 95-п.
Пунктами 2.2.2 договоров предусмотрена обязанность АО "Тобольское ПАТП" осуществлять перевозку граждан, указанных в пункте 2 Положения, в пригородном и в междугородном (внутриобластном, межрегиональном) сообщении (г. Тюмень -Тюменский район) без взимания провозной платы при предъявлении удостоверения или иных документов, подтверждающих принадлежность лица к соответствующим льготным категориям граждан, в течение действия указанных договоров.
В соответствии с пунктом 3.3.1 договоров возмещение расходов Перевозчику, указанных в пункте 2.1.3 договора на междугородных (внутриобластных, межрегиональных) маршрутах (г. Тюмень - Тюменский район), осуществляется на основании документов в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.2.11 настоящего договора.
Согласно пункту 2.2.11 договоров перевозчик обязуется в установленные сроки предоставлять в Уполномоченную организацию:
а) на 5 рабочий день месяца, следующего за отчетным, отчет об исполнении движения по маршрутам;
б) до 10 числа месяца, следующего за отчетным, документы, подтверждающие факт перевозки льготных категорий граждан, указанных в пункте 2 Положения, а именно:
- ведомости продажи билетов автовокзалов и автостанций;
- билетно-учетные листы и ведомости водителей, в которых должны быть отражены данные по льготным категориям перевезенных пассажиров, а именно: фамилия, имя, отчество, код категории в соответствии с пунктом 2 Положения, серия и номер документа, подтверждающий право на льготу, место жительства/регистрации, стоимость проезда;
- сводный реестр граждан, перевезенных автобусами Перевозчика, пользующихся правом на льготный проезд.
Проанализировав содержание Положения N 95-п и договоров, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что ни нормативным актом, ни условиями договоров не установлена обязанность перевозчика по передаче талонов на право бесплатного проезда Уполномоченной организации.
Установив, что истец передал все необходимые и предусмотренные законодательством и договорами документы в Уполномоченную организацию, при этом по каждому пассажиру в полном соответствии с пунктом 2.2.11 договоров, указав ФИО, код категории и серию и номер документа, подтверждающего право на льготу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что перевозчик правильно оформил процедуру предоставления льгот и передал все необходимые для возмещения расходов документы в Уполномоченную организацию.
Отклоняя доводы ответчика о необходимости представления талонов, суд апелляционной инстанции указал, что документом, подтверждающим правом на льготу для категории "ю" (инвалиды; дети-инвалиды), является справка медико-социальной экспертизы, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н об установлении инвалидности, а не талон. Посчитав, что истец во всей передаваемой в Уполномоченную организацию информации указал серию и номер указанных справок, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у истца отсутствовала обязанность по передаче Уполномоченной организации талонов, являющихся лишь дополнительными документами, представляющимися гражданами вместе с документом, удостоверяющим право на льготу, наличие которого было проверено по каждому пассажиру.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 БК РФ.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
Приведенные нормы бюджетного законодательства представляют собой ограничения правоспособности бюджетных учреждений при заключении сделок и направлены на защиту бюджета от обязательств, по которым бюджетное финансирование не предусматривалось.
Как указано выше, во исполнение Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", Закона Тюменской области от 26.09.2007 N 23 "О ветеранах труда в Тюменской области" Правительство Тюменской области утвердило Положения N 95-п, которым установлен порядок предоставления мер социальной поддержки различным категориям граждан, являющийся заявительным.
Согласно данному порядку граждане, нуждающиеся в предоставлении мер социальной поддержки, обращаются к уполномоченным органам с соответствующим заявлением с приложением перечисленного в Положении N 95-п комплекта документов, по результатам проверки которого гражданину выдается талон на право проезда на автомобильном транспорте междугородного (внутриобластного) сообщения и межмуниципального сообщения на маршрутах регулярных перевозок.
Пунктом 13 Положения N 95-п указано, что талон определяет право проезда на автомобильном транспорте междугородного (внутриобластного) сообщения и межмуниципального сообщения на маршрутах регулярных перевозок, связывающих городские поселения, которые являются административными центрами муниципальных районов, с населенными пунктами данных муниципальных районов, в частности для граждан, указанных в подпункте "ю" пункта 2 настоящего Положения, и лиц, сопровождающих инвалидов первой группы или детей-инвалидов, в период с 16 мая по 30 сентября.
Следовательно, по смыслу названного правового акта, талон представляет собой подтверждение финансового обязательства органов местного самоуправления по компенсации проезда инвалидов и сопровождающих их лиц в определенный период времени. Вследствие чего для подтверждения права на льготный проезд недостаточно лишь документов, свидетельствующих об инвалидности пассажира, поскольку право на льготный проезд предоставляется лишь в определенный период времени и только по результатам проведенной уполномоченным органом проверки представленных гражданином документов, в состав которых, помимо справок об инвалидности, включаются и иные, указанные в Положении N 95-п, документы.
Между тем, как верно установлено судом апелляционной инстанции, условиями договоров в перечень документов, представляемых перевозчиком для компенсации расходов на перевозку льготных категорий граждан, талоны не включены, вследствие чего на перевозчика, добросовестно исполнявшего условия договоров, не может быть возложена обязанность по предъявлению не предусмотренных Положением N 95-п документов.
Соответственно отказ во взыскании убытков, основанный лишь на непредставлении талонов является формальным, противоречащим разумным ожиданиям перевозчика, представившего все специально оговоренные документы.
Возражения ответчика о невозможности возмещения этих расходов могут приниматься во внимание судом только в случае, если по результатам проверки представленных расчетов было выявлено, что количество перевезенных истцом граждан превышает количество выданных талонов на перевозку.
В то же время, исходя из приведенных норм и принципов бюджетного законодательства, муниципальное образование не вправе предоставлять бюджетные обязательства сверх того объема, который был предусмотрен его бюджетом.
Следовательно, при рассмотрении настоящего спора суды должны были проанализировать возражения ответчика и третьего лица, касающиеся расчета истца.
Однако истцом не представлена не только первичная, но и сводная документация (реестры), подтверждающая объем оказанных услуг по перевозке льготных категорий граждан, возражения ответчика и третьего лица, изложенные как в досудебной переписке, так и в процессуальных документах, судами не проверены.
В частности, подпунктом б) пункта 12 Постановления N 95-п установлено, что для граждан, указанных в подпункте "ю" пункта 2 настоящего Положения, в том числе имеющих постоянное место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе и временно пребывающих в Тюменской области, а также для лица, сопровождающего инвалида первой группы или ребенка-инвалида, возмещение расходов производится в размере 50 процентов от установленных тарифов в период с 1 октября по 15 мая и один раз (туда и обратно) в другое время года.
Судами не оценены возражения ГУС ТО, изложенные в письме от 26.05.2021 N Исх-04367/21 "О результатах рассмотрения претензии" и в отзыве на иск о том, что размер расходов определен обществом в размере 100 процентов.
В силу части 4 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Данная норма во взаимосвязи с упомянутыми положениями статей 65, 71 АПК РФ применительно к рассматриваемому делу, осложненному спором относительно содержания и доказательственного значения имеющихся в деле документов, означает, что судом должно быть исследовано, поименовано в судебном акте и мотивированно принято или отклонено каждое такое доказательство, после чего по результатам оценки их совокупности во взаимной связи сделан обобщающий вывод об их достаточности для подтверждения или опровержения указываемых стороной обстоятельств полностью или в части. При этом в решении суда по рассматриваемому делу должны быть указаны арифметические расчеты как итоговой суммы, так и расчеты всех составляющих элементов формулы ее исчисления.
Указанный стандарт рассмотрения расчетных дел судами выдержан не в должной мере.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о доказанности наличия задолженности в размере, указанном обществом, являются преждевременными.
При этом выводы суда апелляционной инстанции в отношении отказа в возмещении расходов на сумму 130 888 руб. вследствие того, что в отчете перевозчика время отправления транспортных средств не соответствует маршрутной сети договоров о возмещении расходов, и отражены граждане, которые были перевезены от остановочных пунктов, отсутствующих в утвержденной маршрутной сети Тобольского муниципального района (на этом основании отказано в возмещении 2 848 руб.) и в части возмещении 21 738 руб. на том основании, что в отчете перевозчика отражены граждане, которые отсутствуют в ведомости проданных билетов, сделаны при правильном применении норм материального права, оснований не согласиться с которыми суд кассационной инстанции не усматривает.
Также обосновано отклонены возражения подателя жалобы о ненадлежащем ответчике со ссылками на пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", статью 16 ГК РФ, статью 158 БК РФ, поскольку ГУС ТО является соответствующим главным распорядителем бюджетных средств.
Поскольку выводы суда о размере взысканной суммы основаны на неполном исследовании всех значимых для дела обстоятельств и существенных для правильного рассмотрения спора доказательств, а для разрешения спора необходимо установление фактических обстоятельств дела и исследование доказательств, что исключено из полномочий суда кассационной инстанции, установленных положениями главы 35 АПК РФ, судебные акты первой и апелляционной инстанции подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные замечания, дать надлежащую оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, представленным доказательствам, установить обстоятельства, имеющие значения для взыскания убытков, в том числе с учетом обстоятельств, на которые ссылается ответчик и третье лицо, проверить расчет истца применительно к представленным в материалы дела доказательствам, при правильном применении норм материального и процессуального права принять законный и обоснованный судебный акт, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 15.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-15438/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Данная норма во взаимосвязи с упомянутыми положениями статей 65, 71 АПК РФ применительно к рассматриваемому делу, осложненному спором относительно содержания и доказательственного значения имеющихся в деле документов, означает, что судом должно быть исследовано, поименовано в судебном акте и мотивированно принято или отклонено каждое такое доказательство, после чего по результатам оценки их совокупности во взаимной связи сделан обобщающий вывод об их достаточности для подтверждения или опровержения указываемых стороной обстоятельств полностью или в части. При этом в решении суда по рассматриваемому делу должны быть указаны арифметические расчеты как итоговой суммы, так и расчеты всех составляющих элементов формулы ее исчисления.
Указанный стандарт рассмотрения расчетных дел судами выдержан не в должной мере.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о доказанности наличия задолженности в размере, указанном обществом, являются преждевременными.
При этом выводы суда апелляционной инстанции в отношении отказа в возмещении расходов на сумму 130 888 руб. вследствие того, что в отчете перевозчика время отправления транспортных средств не соответствует маршрутной сети договоров о возмещении расходов, и отражены граждане, которые были перевезены от остановочных пунктов, отсутствующих в утвержденной маршрутной сети Тобольского муниципального района (на этом основании отказано в возмещении 2 848 руб.) и в части возмещении 21 738 руб. на том основании, что в отчете перевозчика отражены граждане, которые отсутствуют в ведомости проданных билетов, сделаны при правильном применении норм материального права, оснований не согласиться с которыми суд кассационной инстанции не усматривает.
Также обосновано отклонены возражения подателя жалобы о ненадлежащем ответчике со ссылками на пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", статью 16 ГК РФ, статью 158 БК РФ, поскольку ГУС ТО является соответствующим главным распорядителем бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июня 2023 г. N Ф04-2550/23 по делу N А70-15438/2022