г. Тюмень |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А45-9999/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского таможенного управления на постановление от 28.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-9999/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Камелот-А" (634057, город Томск, проспект Мира, дом 20, ИНН 7017187800, ОГРН 1077017026580) к Сибирскому таможенному управлению (630082, город Новосибирск, улица Тимирязева, дом 74, ИНН 5406100020, ОГРН 1025402495117) об оспаривании решений.
Другие лица, участвующие в деле: Кемеровская таможня (650055, город Кемерово, улица Сарыгина, дом 36, ИНН 4205009474, ОГРН 1024200707079), Новосибирская таможня (630015, город Новосибирск, улица Королева, дом 40, ИНН 5406017276, ОГРН 1025400531584).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Камелот-А" - Никиткин Ю.С. по доверенности от 18.03.2022, Агаркова А.С. по доверенности от 12.09.2022;
от Сибирского таможенного управления - Апыхтина Т.А. по доверенности от 30.12.2022, Порумб Н.В. по доверенности от 15.02.2023(в режиме веб-конференции);
от Кемеровской таможни - Галимова Ю.А. по доверенности от 09.01.2023(в режиме веб-конференции);
от Новосибирской таможни - Скрипник К.А. по доверенности от 23.12.2022(в режиме веб-конференции).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Камелот-А" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решений Сибирского таможенного управления (далее - управление, таможенный орган) от 18.01.2022 N 10609050/311019/0050166, от 19.01.2022 N 10609050/011119/0050229, N 10609050/031119/0050447, N 10609050/071119/0051110, N 10609050/081119/0051321, N 10609050/101119/0051375, от 20.01.2022 N 10609050/111119/0051391, N 10609050/121119/0051823, N 10609050/131119/0052047, N 10609050/141119/0052230, N 10609050/151119/0052299, N 10609050/171119/0052455, N 10609050/171119/0052453, N 10609050/171119/0052454, N 10609050/171119/0052460, от 21.01.2022 N 10609050/201119/0052913, N 10609050/201119/0052908, N 10609050/211119/0053097, N 10609050/211119/0053282, N 10609050/211119/0053095, от 24.01.2022 N 10609050/221119/0053475, N 10609050/221119/0053448, N 10609050/231119/0053553, от 25.01.2022 N 10609050/231119/0053554, N 10609050/241119/0053585, N 10609050/261119/0054026, N 10609050/281119/0054327, N 10609050/281119/0054346, от 26.01.2022 N 10609050/291119/0054676, N 10609050/011219/0054757, N 10609050/031219/0055046, N 10609050/061219/0055839, N 10609050/091219/0055930, N 10609050/101219/0056152, N 10609050/111219/0056398, от 27.01.2022 N 10609050/111219/0056433, N 10609050/121219/0056558, N 10609050/121219/0056546, N 10609050/131219/0056709, N 10609050/131219/0056688, N 10609050/151219/0056861, N 10609050/151219/0056858, от 28.01.2022 N 10609050/171219/0057270, N 10609050/181219/0057400, N 10609050/191219/0057612, N 10609050/221219/0057989, N 10609050/231219/0058025, N 10609050/271219/0059116, N 10609050/180120/0001336, от 25.01.2022 N 10609050/210120/0002096 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кемеровская таможня, Новосибирская таможня.
постановлением от 28.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что представленные Маньчжурской таможней экспортные таможенные декларации являются официальными документами иностранного государственного органа, содержащими стоимостную информацию о ввезенных товарах; данные документы являются относимыми, допустимыми и достоверными; общество не представило документы о причинах расхождения сведений о стоимостных характеристиках спорных товаров; судами неправомерно принято в качестве доказательства заключение фирмы V&T Law Firm.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Кемеровская и Новосибирская таможни в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию управления.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.08.2017 между обществом, Россия (покупатель) и Маньчжурской торгово-экономической компанией "Гуан Хао", КНР (поставщик) был заключен внешнеэкономический контракт N 240/2017 на поставку свежих фруктов и овощей (далее - контракт) в количестве, ассортименте, по ценам, указываемых в спецификациях.
Во исполнение данного контракта обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза в 2019 году ввезены (на условиях FCA, Инкотермс 2010) и задекларированы по таможенным декларациям N N 10609050/311019/0050166, 10609050/011119/0050229, 10609050/031119/0050447, 10609056/071119/0051110, 10609050/081119/0051321, 10609050/101119/0051375, 10609050/111119/0051391, 10609050/121119/0051823, 10609050/131119/0052047, 10609050/41119/0052230, 10609050/151119/0052299, 10609050/171119/0052455, 10609050/171119/0052453, 10609050/171119/0052454, 10609050/171119/0052460, 10609050/201119/0052913, 10609050/201119/0052908, 10609050/211119/0053097, 10609050/211119/0053282, 10609050/211119/0053095, 10609050/221119/0053475, 10609050/221119/0053448, 10609050/231119/0053553, 10609050/231119/0053554, 10609050/241119/0053585, 10609050/261119/0054026, 10609050/281119/0054327, 10609050/281119/0054346, 10609050/291119/0054676, 10609050/011219/0054757, 10609050/031219/0055046, 10609050/061219/0055839, 10609050/091219/0055930, 10609050/101219/0056152, 10609050/111219/0056398, 16609050/111219/0056433, 10609056/121219/0056558, 10609050/121219/0056546, 10609050/131219/0056709, 10609050/131219/0056688, 10609050/151219/0056861, 10609050/151219/6656858, 10609050/171219/0057270, 10609050/181219/0057400, 10609050/191219/0057612, 10609050/221219/0057989, 10609050/231219/0058025, 10609050/271219/0059116, 10609050/180120/0001336, 10609050/210120/0002096, поданным на Новосибирский таможенный пост, товары - фрукты и овощи.
Таможенная стоимость товаров была определена по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), предусмотренному статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В период с 21.01.2021 по 25.11.2021 таможенным органом проведена камеральная проверка достоверности сведений, заявленных в указанных декларациях на товары, по результатам которой составлен акт о 25.11.2021 N 10600000/210/251121/А000004 и приняты решения от 18.01.2022, от 19.01.2022, от 20.01.2022, от 21.01.2022, от 24.01.2022, от 25.01.2022, от 26.01.2022, от 27.01.2022, от 28.01.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, после выпуска товаров.
Основанием для принятия данных решений послужил вывод управления о заявлении обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров и возможности определения стоимости резервным методом (метод 6), предусмотренным статьей 45 ТК ЕАЭС.
Не согласившись с указанными решениями таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для корректировки таможенной стоимости ввезенных обществом товаров.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установлены главой 5 ТК ЕАЭС и правовыми актами Евразийской экономической комиссии, принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 названного Кодекса для обеспечения единообразного применения положений данной главы. Упомянутые правила применяются с учетом принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994 года.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная ТК ЕАЭС и основанная на статье VII ГАТТ 1994 года, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом основой для оценки товаров в таможенных целях должна быть в максимально возможной степени цена сделки оцениваемых товаров (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", далее - Постановление N 49).
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (метод 1 определения таможенной стоимости).
В силу пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 данного Кодекса.
Исходя из положений пунктов 10, 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации; таможенная стоимость товаров определяется декларантом.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о таможенной стоимости товаров и документах, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункты 4, 9 пункта 1 статьи 106, подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 8, 11 Постановления N 49, принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 ТК ЕАЭС права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Перечень документов и (или) сведений, включая письменные пояснения, которые могут быть запрошены (истребованы) у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости таможенным органом, установлен в пункте 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 (далее - Положение N 42).
В рассматриваемом случае единственным основанием для вывода таможенного органа о недостоверности определения обществом таможенной стоимости ввезенных товаров и внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в декларациях на товары, после выпуска товаров послужили полученные от таможенного органа КНР экспортные декларации с указанием иного веса и стоимости спорных товаров.
Вместе с тем судами установлено и управлением не оспаривается, что обществом в рамках проведения камеральной проверки в подтверждение достоверности количества и стоимости ввезенных товаров был представлен исчерпывающий перечень первичной документации, в том числе контракт, инвойсы, международные товарно-сопроводительные накладные, копии полученных от поставщика экспортных таможенных деклараций. Данная документация отражает содержание сделки (количественные характеристики товара, ценовую информацию, условия поставки и оплаты товара), является непротиворечивой; достоверность и правдивость изложенных в ней сведений таможенным органом не опровергнута.
Судами отмечено, что верность оформления первичной документации и обоснованность произведенных в пользу иностранной компании (поставщика) платежей также установлены в рамках финансового банковского контроля исполнения внешнеэкономического контракта (согласно ведомости банковского контроля от 07.11.2017 у общества отсутствуют сомнительные платежи, а также платежи, не подтвержденные декларацией на товары).
В свою очередь, полученные управлением от Маньчжурской таможни и составленные участником внешнеэкономической деятельности (поставщик) экспортные декларации имеют пороки, которые не позволяют соотнести данные декларации с исполнением контракта N 240/2017 (наименование контрагента, нарушения порядка заполнения импортно-экспортной декларации Главного таможенного управления КНР).
Кроме того, согласно представленному обществом заключению китайской юридической фирмы V&T Law Firm причинами расхождения таможенной стоимости в данных декларациях с ценой, указанной в первичной документации к контракту, могли являться корректировка декларации таможенным органом по четырем методам определения цены либо учет в составе цены товара транспортных расходов продавца (в соответствии с законодательством КНР китайский экспортер заявляет стоимость товара таможне, включая не только стоимость сделки, но и расходы на перевозку и страхование, которые не включены в стоимость сделки).
Между тем возможность влияния указанных факторов на цену товара в экспортных декларациях в ходе камеральной проверки управлением не исследована, ходатайство общества о запросе в таможенных органах КНР первичных документов, представленных иностранной компанией (поставщиком) при экспорте спорных товаров, оставлено без удовлетворения.
По смыслу пункта 8 Положения N 42 экспортные декларации, содержащие информацию о таможенной стоимости товара, не являются бесспорным доказательством действительной стоимости товара и подлежат рассмотрению и оценке в совокупности с иными имеющимися в распоряжении таможенного органа документами и сведениями.
Вопреки позиции таможенного органа неподтвержденные первичной документацией экспортные декларации не свидетельствуют о недостоверности заявленной обществом таможенной стоимости.
Принимая во внимание положения части 1 статьи 9, части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности управлением правовых оснований для корректировки таможенной стоимости спорных товаров.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования, поскольку оспариваемые решения таможенного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
С учетом изложенного суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 28.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9999/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 ТК ЕАЭС права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Перечень документов и (или) сведений, включая письменные пояснения, которые могут быть запрошены (истребованы) у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости таможенным органом, установлен в пункте 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 (далее - Положение N 42).
...
По смыслу пункта 8 Положения N 42 экспортные декларации, содержащие информацию о таможенной стоимости товара, не являются бесспорным доказательством действительной стоимости товара и подлежат рассмотрению и оценке в совокупности с иными имеющимися в распоряжении таможенного органа документами и сведениями."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июня 2023 г. N Ф04-2714/23 по делу N А45-9999/2022