г. Тюмень |
|
2 февраля 2023 г. |
Дело N А02-553/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Дерхо Д.С.-
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Казакова Анатолия Петровича на решение от 09.09.2022 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Новикова О.Л.) и постановление от 21.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Сорокина Е.А., Фертиков М.А.) по делу N А02-553/2022 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 230, ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231) к индивидуальному предпринимателю Казакову Анатолию Петровичу (ОГРНИП 311040409700086, ИНН 041109620867) о взыскании 33 016 руб. 28 коп.
Суд установил:
министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - министерство, истец) обратилось в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Казакову Анатолию Петровичу (далее - ИП Казаков А.П., предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 27.05.2011 N 15 (далее - договор) в размере 33 016 руб. 28 коп.
Решением от 09.09.2022 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 21.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований министерства.
В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на то, что согласно пункту 1.4 дополнительного соглашения от 30.08.2018 к договору (далее - дополнительное соглашение) установлена фиксированная плата за аренду по договору; какие-либо соглашения о расторжении договора или изменении стоимости арендной платы сторонами не подписывались. Предприниматель полагает, что начисляться может только задолженность, возникшая за пределами срока поступления претензии в адрес ответчика, то есть начиная с 2021 года, поскольку по общим правилам гражданского законодательства (статья 422 ГК РФ) в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 1571) нет указания на его применение к договорам, заключенным ранее.
В своем отзыве министерство не согласилось с доводами кассационной жалобы; просит суд оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец сообщил о возможности рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании протокола итогов аукциона от 17.05.2011 между министерством (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование на 49 лет с 27.05.2011 по 27.05.2060 лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 185 га, местоположение: Алтайский край, Чарышский район, Чарышское лесничество, Кумирское участковое лесничество, N квартала 48, N выдела 25, входящий в общую площадь лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации в составе земель лесного фонда Алтайского края, условный номер лесного участка 11010941, для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных).
09.06.2019 состоялась государственная регистрация договора аренды лесного участка.
Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) в период с 15.06.2021 по 02.07.2021 проведена плановая проверка исполнения органом государственной власти Алтайского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий.
В результате проверки правильности исчисления министерством арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенным для ведения сельского хозяйства, выявлен недополученный доход в федеральный бюджет за 2019 и 2020 годы в связи с неприменением поправочного коэффициента в отношении лесов (нарушение пункта 4 примечания к таблице 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), в том числе по спорному договору:
- за 2019 год в размере 7407 руб. 06 коп.;
- за 2020 год в размере 8857 руб. 12 коп.
По результатам проверки составлен акт от 02.07.2021 N 19/2021, на основании которого истцом произведен перерасчет арендной платы по договору с применением коэффициентов к ставкам арендной платы, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 1363).
В результате произведенного перерасчета сумма недополученного дохода в федеральный и краевой бюджеты составила в общем размере 33 016 руб. 28 коп., о необходимости уплаты которого в адрес предпринимателя было направлено требование от 07.10.2021 N 24/П/12304 с приложением расчетов.
Оставление требования предпринимателем без удовлетворения послужило основанием для обращения министерства в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 71, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления N 1363, суд первой инстанции пришел к выводам, что к расчету подлежат применению коэффициент и исходные данные, указанные в акте от 02.07.2021 N 19/2021, соответственно, арендная плата подлежит перерасчету в сторону увеличения со взысканием задолженности. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Как установлено судами и следует из материалов дела, стороны согласовали порядок расчета размера арендной платы и сроки ее внесения в разделе 2 договора и в приложении N 5 к договору.
Пунктами 2.2, 2.3 и 2.4 договора установлена обязанность арендатора производить уплату арендных платежей с учетом изменения ставок платы и применяемых к ставкам коэффициентов.
В ходе проверки Рослесхозом выявлено, что арендодателем не был произведен перерасчет арендной платы по договору аренды с ИП Казаковым А.П. с учетом изменений, внесенных в Постановление N 310 Постановлением N 1571 в части применения к ставкам платы поправочных коэффициентов.
Абзацем 2 пункта 1 Постановления N 1363 установлено, что ставки платы, предусмотренные таблицами 5 - 19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных указанным Постановлением, в 2018 году применяются с коэффициентом 1,57, в 2019 году - с коэффициентом 1,89, в 2020 году - с коэффициентом 2,26.
Согласно расчетам истца, в соответствии с пунктом 2.3 договора подлежащая внесению арендная плата с учетом установленных законом повышающих коэффициентов за спорный период составила:
- в федеральный бюджет: в 2019 году - 9 876 руб. 08 коп.; в 2020 году - 11 809 руб. 49 коп.
- в краевой бюджет в результате применения установленного пунктом 2.1.1 договора аренды коэффициента, превышающего ежегодный размер арендной платы в федеральный бюджет - 2,03: в 2019 году - 10 172 руб. 36 коп.; в 2020 году - 126 163 руб. 78 коп.
Расчет предъявленной ко взысканию министерством стоимости аренды, пересчитанной истцом в соответствии с вышеназванными нормативными актами, в размере 33 016 руб. 28 коп. проверен судами двух инстанций, признан верным.
Учитывая, что доказательств оплаты аренды спорного лесного участка в полном объеме суду ответчиком в порядке положений статьи 65 АПК РФ не представлено, суды правомерно удовлетворили исковые требования в заявленном истцом размере.
Суд округа полагает, что в рассматриваемом случае, заключив по итогам аукциона договор на условиях определения арендной платы в качестве регулируемой, стороны недвусмысленно определили порядок расчета указанной платы.
Согласно положениям, закрепленным в статьях 422, 424 ГК РФ, статье 65 ЗК РФ, статье 73 ЛК РФ, арендная плата за пользование земельными участками публичной собственности является регулируемой.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются.
Пунктом 19 Постановления N 73 установлено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом, дополнительного изменения договора не требуется.
Таким образом, судом округа отклоняются доводы кассационной жалобы об установлении дополнительным соглашением фиксированного размера арендной платы, о необходимости подписания соглашения об изменении стоимости арендной платы, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении N 73, размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора не требуется.
Согласно рекомендациям Верховного Суда Российской Федерации, сформулированным в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), определении от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719 по делу N А73-2931/2015, условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, не противоречит действующему законодательству.
Также несостоятельны доводы подателя жалобы со ссылкой на положения статьи 422 ГК РФ о невозможности применения Постановления N 1571 к договорам аренды лесных участков, заключенным до его издания, поскольку исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2022 N 412-ПЭК22, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами гражданского и земельного законодательства.
При таких обстоятельствах суды на законных основаниях удовлетворили требования истца в заявленном размере.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.09.2022 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 21.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-553/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 19 Постановления N 73 установлено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом, дополнительного изменения договора не требуется.
...
Согласно рекомендациям Верховного Суда Российской Федерации, сформулированным в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), определении от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719 по делу N А73-2931/2015, условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, не противоречит действующему законодательству.
Также несостоятельны доводы подателя жалобы со ссылкой на положения статьи 422 ГК РФ о невозможности применения Постановления N 1571 к договорам аренды лесных участков, заключенным до его издания, поскольку исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2022 N 412-ПЭК22, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами гражданского и земельного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 февраля 2023 г. N Ф04-8407/22 по делу N А02-553/2022