г. Тюмень |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А03-7369/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Гайшун И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фор-Алюмина" на решение от 29.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 16.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Подцепилова М.Ю., Ваганова Р.А., Сухотина В.М.) по делу N А03-7369/2022 по иску акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, вн.тер.г. мун-й округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью "Фор-Алюмина" (658837, Алтайский край, г. Яровое, мкрн Промзона, 10, ИНН 2211003727, ОГРН 1022200882956) о взыскании сумм штрафа за искажение сведений о массе груза и сумм недобора провозных платежей, расходов по уплате государственной пошлины.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" (117393, г. Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 22, пом. Xl, ком. 10, ИНН 7727344230, ОГРН 1187746427241).
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа принял участие представитель акционерного общества "Российские железные дороги" - Агарёв В.В. по доверенности от 03.02.2023 (срок действия до 28.12.2023), представлен паспорт, диплом.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Камнев А.С.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Фор-Алюмина" - Гаврин Я.В. по доверенности от 10.01.2023 (срок действия до 31.12.2023), представлен паспорт, диплом.
Суд установил:
акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - АО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фор-Алюмина" (далее - ООО "Фор-Алюмина", ответчик) о взыскании 555 854 руб., в том числе, суммы штрафа за искажение в железнодорожной накладной сведений о массе груза в размере 512 120 руб. и сумма недобора провозных платежей в размере 43 734 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 14 117 руб.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" (далее - ООО "Нефтехимическая транспортная компания").
Решением от 29.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены в части взыскания с ООО "Фор-Алюмина" в пользу АО "РЖД" 94 646 руб., в том числе: сумм штрафа за искажение в железнодорожной накладной сведений о массе груза в размере 51 212 руб. и сумм недобора провозных платежей в размере 43 734 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 14 117 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Фор-Алюмина" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: суд не дал оценку представленным уведомлению от 01.02.2022 N 385, доводам ответчика о фактах наличия на вагоне запорных устройств третьего лица и отсутствия грузовой операции погрузки ответчиком, судом необоснованно не учтены доводы о действиях третьего лица по разгрузке прибывшего груза, отсутствие претензий; суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил доводы ответчика о неправильном применении статей 44, 103 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ), приказа Минтранса Российской Федерации от 07.12.2016 N 374; суды необоснованно отклонили доводы ответчика о введение его в заблуждение совместно с перевозчиком прикрепленным к электронному документообороту ЭТРАН уведомлением третьего лица, в соответствии с которым искажение имело место со стороны третьего лица; суд необоснованно связал понятие порожнего вагона с весом груза, не учел, что ответчик не является ни отправителем груза ни лицом, ответственным за очистку вагона, возложение спорной ответственности на него неправомерно.
В отзыве на кассационную жалобу АО "РЖД" указало на ответственность грузоотправителя (ответчика) за искажение им сведений о грузе, предусмотренную статьей 98 УЖТ, полагает, что наличие оснований для освобождения от ответственности ответчиком не доказано.
В судебном заседании представителя поддержали ранее изложенные правовые позиции.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.02.2022 с железнодорожной станции Тобольск Свердловской железной дороги отправлен порожний вагон N 97007827 назначением на железнодорожную станцию Славгород Западно - Сибирской железной дороги по железнодорожной накладной (договору перевозки) N ЭК746588.
Согласно сведениям, указанным грузоотправителем (ООО "Фор-Алюмина") в железнодорожной накладной ЭК746588, масса груза, перевозимого в вагоне, заявлено как 0 кг, тара 30 500 кг, вес брутто 30 500 кг, что также подтверждается вагонным листом на группу вагонов.
02.02.2022 в пути следования на железнодорожной станции Войновка Свердловской железной дороги при прохождении вагона N 97007827 через автоматизированную систему коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ) взвешивающего рельса "РТВ-Д" обнаружено превышение массы груза против железнодорожной накладной ЭК746588 на 8,1 т.
В связи с тем, 02.02.2022 в пути следования на железнодорожной станции Войновка Свердловской железной дороги при прохождении вагона N 97007827 через автоматизированную систему коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ) обнаружено превышение массы груза против железнодорожной накладной ЭК746588 на 8,1 т., вагон отцеплен на грузовой двор для контрольного взвешивания. Данный факт подтверждается актами общей формы N 79040-5-3/1577, N 1229 от 02.02.2022.
При контрольной перевеске вагона N 97007827 на 200-тонных вагонных весах "Рубин-СД" (учетный номер 1060, заводской номер 181043, дата последней поверки 30 августа 2021 года оказалось: вес брутто 38 800 кг, тара 30 500 кг, вес нетто 8 300 кг, грузоподъемность 62 000 кг. Взвешивание производилось в движении.
В соответствии с указанными документами, масса фактически предъявленного грузоотправителем груза составила: вес брутто 38 800 кг, тара 30 500 кг, масса перевозимого груза (вес нетто) 8 300 кг, тогда как в железнодорожной накладной значится: все брутто 30 500 кг, тара 30 500 кг, масса груза (вес нетто) 0 кг.
Излишек массы, с учетом значения предельного расхождения измерений массы груза, рассчитанного в соответствии с Рекомендацией МИ 3115-2008, против документа составляет 8 300 кг.
В связи с выявлением несоответствия действительности сведений о массе груза, указанных в перевозочных документах (железнодорожной накладной ЭК746588), АО "РЖД" 16.03.2022 и 21.03.2022 направило в адрес ООО "Фор-Алюмина" претензии с требованием об уплате штрафа и недобора провозных платежей.
Неоплата ответчиком штрафа явилась основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями УЖТ, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30), и исходил из того, что материалами дела подтвержден факт искажения сведений о грузе, в связи с чем исковые требования предъявлены истцом правомерно. На основании статьи 333 ГК РФ суд первой инстанции посчитал необходимым уменьшить размер штрафа за искажение сведений о грузе в пять раз до 94 646 руб.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал полностью.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Согласно статье 25 УЖТ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом накладную.
Статьей 27 УЖТ предусмотрено право перевозчика проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
За искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (статья 98 УЖТ).
При возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 указанного Устава, следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий (пункт 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", далее - Постановление N 30).
С учетом положений, содержащихся в статье 98 УЖТ и пункте 28 Постановления N 30, в предмет доказывания и судебного исследования по настоящему делу в части взыскания требования о взыскании штрафа, предусмотренного статьей 98 УЖТ, входит факт наличия (отсутствия) искажений в транспортной железнодорожной накладной сведений, повлекших занижение стоимости перевозок грузов либо возможности возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в частности накладную N ЭК746588, коммерческий акт от 03.02.2022 N СВР2200214/9 и акты общей формы от 02.02.2022 N 79040-5-3/1577, N 1229, суды первой и апелляционной инстанции, признав доказанным факт неправильного указания отправителем в железнодорожной накладной сведений о весе перевозимого груза, что привело к занижению размера провозных платежей, пришли к обоснованным выводам о наличии правовых оснований для привлечения ООО "Фор-Алюмина" к ответственности в виде уплаты штрафа на основании положений статьи 98 УЖТ, признав правомерными заявленные АО "РЖД" требования.
Доводы ООО "Фор-Алюмина" о том, что АО "РЖД" не выполнило надлежащим образом на ст. Славгород обязанность, установленную статьей 41 УЖТ о проверке состояния, массы и количества мест груза в случае прибытия груза (вагона) за пломбами третьего лица с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции Войновка о превышении веса вагона, обоснованно отклонены судами нижестоящих инстанций.
Судами учтено, что согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭК746588 в разделе "Наименование груза" грузоотправителем - ответчиком указан код груза 421034 и его наименование "Вагоны железнодорожные всякие, перевозимые на своих осях. Слит полностью.", ответчиком в договоре перевозки не указано на наличие в вагоне груза, либо остатков груза.
Надлежащих доказательств, опровергающих данные обстоятельства, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций ответчиком не представлено (статьи 8, 9, 65, АПК РФ).
Арифметическая правильность произведенного истцом расчета суммы штрафа за искажение сведений проверена судами и признана верной, документально ответчиком не оспорена (статьи 9, 65 АПК РФ).
Установив, что основанием заявленного по настоящему делу требования к ООО "Фор-Алюмина" в связи с искажением грузоотправителем сведений о грузе, наименовании груза в транспортной железнодорожной накладной, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов и возникли обстоятельства, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, ответственность предусмотрена статьей 98 УЖТ, суды правомерно отклонили ссылки ООО "Фор-Алюмина" на правовые нормы статей 44, 103 УЖТ, пункты 76, 77 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, определяющие порядок подготовки вагона к перевозке.
Поскольку факт указания недостоверных сведений о массе перевозимого груза в транспортной железнодорожной накладной N ЭК746588 подтвержден материалами дела, и в результате внесения недостоверных сведений обнаружена разница в тарифе на перевозимый груз, повлекшая за собой снижение стоимости перевозки груза, суд первой инстанции, приняв во внимание, с учетом заявленного ответчиком ходатайства о применении статьи 333 ГК РФ и снижении размера штрафа в связи с явной несоразмерностью неустойки последствиям нарушения обязательства, незначительность превышения максимальной массы груза и отсутствие доказательств причинения ущерба, превентивный характер предусмотренного законом высокого размера неустойки, направленный, в том числе, на профилактику нарушений, в отсутствие вредных последствий допущенного ответчиком нарушения, не повлекшего причинение истцу реальных убытков, пришел к выводу о возможности применения статьи 333 ГК РФ и уменьшении размера начисленного в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа) штрафа до 94 646 руб.
Апелляционная коллегия оснований для дальнейшего снижения взыскиваемого штрафа в порядке статьи 333 АПК РФ не усмотрела.
Таким образом, в обжалуемых судебных актах суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых частично удовлетворены заявленные исковые требования, а также мотивы, по которым отвергнуты те или иные доказательства.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для привлечения ответчика к ответственности, ссылки на нарушения обязательств со стороны третьего лица, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонен с учетом того, что обнаружение искажения сведений о массе груза в пути следования находится в зоне ответственности грузоотправителя (ответчика). Доказательств того, что ООО "Фор-Алюмина" не является грузоотправителем, и неисполнение обязательств стало возможным вследствие непреодолимой силы не представлено (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Суды обоснованно исходили из того, что в случае, когда грузоотправителем в накладной масса груза указывается меньше фактической, создается потенциальная угроза безопасности движения поездов, так как при формировании поезда фактическая масса вагонов будет больше, чем указана в перевозочных документах и натурном листе поезда; в пути следования на вагоны будут оказываться динамические нагрузки и при движении поезда возможно выдавливание из составов легковесных вагонов, кроме того, будет неверно произведен расчет режима торможения на спусках и подъемах.
Следовательно, превышение грузоподъемности вагона угрожает безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта и может повлечь возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Факт допущенного ответчиком искажения сведений в перевозочном документе подтвержден надлежащими доказательствами (пункт 4 статьи 796 ГК РФ, пункт 2 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 "Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом").
Довод ответчика о том, что суд сопоставил порожний вагон с грузом, перевозимым на своих осях, в то время как Приказ Минтранса Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 устанавливает "Правила приемки грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", тем самым различая грузы и порожние вагоны, принимаемые к перевозке, обоснованно отклонен апелляционной коллегией, поскольку согласно Прейскуранту N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", к спорной отправке применимо понятие "груз", определенное в статье 2 УЖТ, так как выявленный при проверке вес в 7 800 кг, является весом груза до 10 тонн (или 10 000 кг) и подлежит расчету провозной платы для перевозки железнодорожным транспортом, и как следствие оформления договора перевозки как за груженый вагон, а не порожний, как оформил ответчик.
Поскольку факт искажения сведений о массе груза установлен ОАО "РЖД", подтвержден надлежащими доказательствами (коммерческим актом, актом общей формы), свидетельствующими о допущенном ответчиком нарушении, суды пришли к верному выводу о том, что истец вправе начислять отправителю соответствующую штрафную санкцию.
Произведенный истцом расчет суммы штрафа проверен судами и признан верным. При этом суды, принимая во внимание, что допущенное ответчиком нарушение не повлекло для истца каких-либо негативных имущественных последствий, исходя из явной несоразмерности заявленного истцом размера штрафа, пришли к выводу о применении положений статьи 333 ГК РФ, доводов в отношении снижения размера ответственности ответчиком не приведено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права. Основания для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции отсутствуют (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в связи с отсутствием оснований для ее удовлетворения относятся на заявителя (статья 110 АПК РФ).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 16.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7369/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод ответчика о том, что суд сопоставил порожний вагон с грузом, перевозимым на своих осях, в то время как Приказ Минтранса Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 устанавливает "Правила приемки грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", тем самым различая грузы и порожние вагоны, принимаемые к перевозке, обоснованно отклонен апелляционной коллегией, поскольку согласно Прейскуранту N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", к спорной отправке применимо понятие "груз", определенное в статье 2 УЖТ, так как выявленный при проверке вес в 7 800 кг, является весом груза до 10 тонн (или 10 000 кг) и подлежит расчету провозной платы для перевозки железнодорожным транспортом, и как следствие оформления договора перевозки как за груженый вагон, а не порожний, как оформил ответчик.
...
Произведенный истцом расчет суммы штрафа проверен судами и признан верным. При этом суды, принимая во внимание, что допущенное ответчиком нарушение не повлекло для истца каких-либо негативных имущественных последствий, исходя из явной несоразмерности заявленного истцом размера штрафа, пришли к выводу о применении положений статьи 333 ГК РФ, доводов в отношении снижения размера ответственности ответчиком не приведено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2023 г. N Ф04-2462/23 по делу N А03-7369/2022