г. Тюмень |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А70-5583/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационные жалобы акционерного общества "Ачимгаз" и Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 09.01.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 23.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А70-5583/2022 по заявлению акционерного общества "Ачимгаз" (629309, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Славянский, дом 10, ИНН 8904047896, ОГРН 1068904007578) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403 ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовал представитель акционерного общества "Ачимгаз" - Чухачёв С.А. по доверенности от 30.12.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ачимгаз" (далее - АО "Ачимгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями о признании недействительными предписаний Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) от 14.12.2021 N 191 и от 11.03.2022 N 35.
Возбужденные на основании указанных заявлений дела N А70-5583/2021 и N А70-7705/2022 в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен N А70-5583/2022.
Решением от 09.01.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, признаны недействительными предписание от 14.12.2021 N 191 и пункт 1 предписания от 11.03.2022 N 35, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Ачимгаз" просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что управление не запрашивало у общества документы об экологическом мониторинге.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, проектные документации "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг." 10 этап и "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018-2020 гг." 15 этап, являются объектами государственной экологической экспертизы в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, управлением на основании решений от 24.11.2021 N 367-рш и от 04.02.2022 N 76-рш в отношении ООО "Ачимгаз" проведены внеплановые проверки, результаты которых отражены в актах от 14.12.2021 N 425 и от 11.03.2022 N 85 и послужили основанием для выдачи предписаний.
Согласно предписанию от 14.12.2021 N 191 обществу необходимо устранить нарушение подпункта 7.5 статьи 11, статьи 27, статьи 30 Закона N 174-ФЗ, выразившееся в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018-2020 гг." 15 этап.
Предписанием от 11.03.2022 N 35 на общество возложена обязанность устранить нарушение подпункта 7.5. статьи 11, статьи 27, статьи 30 Закона N 174-ФЗ, выразившиеся в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг." 10 этап (пункт 1); нарушения статьи 34, пункта 1 статьи 38, статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), выразившиеся в невыполнении мероприятий по охране окружающей среды в части осуществления производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменений компонентов окружающей среды, предусмотренных пунктом 31 раздела 8 проектной документации при реализации объекта капитального строительства "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг." (пункт 2).
Не согласившись с указанными предписаниями, АО "Ачимгаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленное требование частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из неправомерности возложения на общество обязанности по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектные документации объектов капитального строительства, однако сочли обоснованным пункт 2 предписания от 11.03.2022 N 35.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационных жалоб и конкретных обстоятельств дела.
В силу статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (пункт 2 статьи 48 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется (подпункт 1 пункта 5 статьи 49 ГрК РФ).
Согласно статье 1 Закона N 174-ФЗ экологической экспертизой признается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Закона N 174-ФЗ).
Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня установлен статьей 11 Закона N 174-ФЗ, перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня - статьей 12 Закона N 174-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) с 01.01.2019 вступил в силу подпункт 7.5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, согласно которому государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам 1 категории.
Вместе с тем пунктом 10 статьи 11 Закона N 219-ФЗ предусмотрено, что положения подпункта 7.5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам 1 категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что проект "Дополнение к Единой технологической схеме разработки залежей углеводородного сырья Ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения (в границах лицензионного участка ООО "Газпром добыча Уренгой")" (далее - ДЕТСР) подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019, что подтверждается протоколом заседания Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 18.08.2015 N 06-15; реконструируемые объекты были построены и введены в эксплуатацию до 01.01.2019; ДЕТСР предусмотрена дальнейшая подготовка проектной документации на разработку залежей углеводородного сырья в пределах эксплуатационного участка 1 А Уренгойского лицензионного участка с применением технологий и технических решений по организации сбора, подготовки и транспортировки продукции на производственных объектах месторождения (УКПГ-31, кусты скважин, конденсатопровод и т.д.) с учетом существующего положения и перспективы; с целью реализации решений, отраженных в ДЕТСР, обществом разработаны проектная документация "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018-2020 гг.", получившая положительное заключение государственной экспертизы ГГЭ N 89-1-1-3-022460-2019 от 26.08.2019, а также проектная документация "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг.", получившая положительное заключение государственной экспертизы ГГЭ N 89-1-1-3-030217-2020 от 09.07.2020; в обоих случаях федеральным автономным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" сделан вывод об отсутствии необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектной документации (пункты 1.4 положительных заключений).
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в рассматриваемом случае исходными данными для проектирования объектов реконструкции являлся ДЕТСР; целью проектов реконструкции является не изменение показателей добычи, количества скважин или технологических режимов работы месторождения, а усовершенствование условий и безопасности эксплуатации объектов, улучшение эффективности выполнения плана по добыче в соответствии с ДЕСТР во время ремонтных работ цехов по подготовке газа и газового конденсата, суды правомерно признали недействительными предписание от 14.12.2021 N 191 и пункт 1 предписания от 11.03.2022 N 35.
При этом, как верно отмечено судами, применение положений пункта 10 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, не обусловлено наличием (отсутствием) в результате строительства (реконструкции) спорных объектов изменений качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. Кроме того, управлением не представлено доказательств, подтверждающих их фактическое увеличение в результате произведенной реконструкции.
Система производственного экологического контроля (мониторинга) представляет собой информационно-измерительную систему, которая реализуется на основе совокупности технических, программных, информационных и организационных средств, позволяющих обеспечить полноту, оперативность, достоверность и сопоставимость информации о состоянии окружающей среды. Под мониторингом принято понимать систему повторных наблюдений одного и более элементов объекта наблюдений в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой. Производственный экологический мониторинг предназначен для получения, сбора, хранения, обработки и предоставления информации, необходимой для оценки и эффективности природоохранной деятельности.
В соответствии с проектной документацией "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг." мониторинг компонентов окружающей среды на период эксплуатации УКПГ-31 следует проводить в соответствии с действующей программой "Локальный экологический мониторинг компонентов окружающей среды на территории участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ в 2019-2021 гг."
Из материалов дела следует, что на основании требований Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 56-П от 14.02.2013 "О территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" обществом осуществляются наблюдения за состоянием окружающей среды на территории существующих объектов территории 1А Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ по программе "Локальный экологический мониторинг компонентов окружающей среды на территории участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ в 2019-2021 гг.", согласованной Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент).
Между тем в ходе проведения проверки обществом не были предоставлены материалы, подтверждающие проведение производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменений компонентов окружающей среды; в рамках досудебного обжалования пункта 2 предписания от 11.03.2022 N 35 обществом были приложены письма департамента "О результатах рассмотрения отчетов по ЛЭМ" за 2019, 2020 и 2021 годы; при этом в письме департамента от 29.12.2020 N 2701-17/66018 указано, что "Согласно актам отбора проб и протоколам КХА пробы почв были отобраны 12.06.2020, доставлены в химико-аналитическую лабораторию (ООО "Мобильная экологическая лаборатория") 31.08.2020. Таким образом, срок доставки почв в лабораторию составил более 2,5 месяцев. Согласно ГОСТ 17.4.4.02-2017 "Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа" пробы почвы, предназначенные для определения летучих и химически нестойких веществ, доставляют в лабораторию и сразу анализируют. Учитывая, что в перечне определяемых показателей в почвах присутствовали вышеуказанные вещества (например, фенолы, бенз(а)пирен), существуют риски искажения получаемых результатов. В целях получения достоверных результатов, в дальнейшем целесообразно не нарушать сроки хранения проб компонентов окружающей среды, регламентированные ГОСТами и методиками.".
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об осуществлении обществом производственного экологического мониторинга ненадлежащим образом и правомерно отказали в признании недействительным пункта 2 предписания от 11.03.2022 N 35.
Иное толкование подателями жалоб действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.01.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5583/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.