город Омск |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А70-5583/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-1583/2023, 08АП-1585/2023) общества с ограниченной ответственностью "Ачимгаз" и Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.01.2023 по делу N А70-5583/2022 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ачимгаз" (ИНН 8904047896, ОГРН 1068904007578, адрес: 629309, город Новый Уренгой, микрорайон Славянский, дом 10) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) об оспаривании предписаний от 14.12.2021 N 191, от 11.03.2022 N 35,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ачимгаз" (далее - заявитель, АО "Ачимгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо - Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 14.12.2021 N 191. Указанное заявление принято к производству суда, делу присвоен номер А70-5583/2022.
АО "Ачимгаз" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению признании недействительным предписания от 11.03.2022 N 35 об устранения нарушений обязательных требований. Заявление принято к производству суда, делу присвоен номер А70-7705/2022.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 20.09.2022 дела N А70-5583/2021 и N А70-7705/2022 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А70-5583/2022.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.01.2023 по делу N А70-5583/2022 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным предписание Управления от 14.12.2021 N 191; признано недействительным пункт 1 предписания Управления от 11.03.2022 N 35. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ачимгаз" и Управление обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указало, что предписания от 14.12.2021 N 191, от 11.03.2022 N 35 отвечают критериям законности и исполнимости, считает, что проектная документация объектов капитального строительства "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг." 10 этап, а также проектная документация объектов капитального строительства "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018-2020 гг." 15 этап, являются объектами государственной экологической экспертизы в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ, Закон об экологической экспертизе).
ООО "Ачимгаз" в обоснование своей апелляционной жалобы выразило несогласие с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2 предписания Управления от 11.03.2022 N 35, указав на то, что Управление не запрашивало документы об экологическом мониторинге.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционных жалобах, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
До рассмотрения жалобы по существу от ООО "Ачимгаз" и Управления поступили ходатайства об обеспечении участия их представителей в судебном заседании посредством веб-конференции (онлайн-заседание), которые удовлетворены судом апелляционной инстанции.
Техническая возможность подключения обеспечена судом апелляционной инстанции, однако представители ООО "Ачимгаз" и Управления подключение к онлайн-заседанию не осуществили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, установил следующие обстоятельства.
Управлением в период 01.03.2021-14.12.2021 на основании решения от 24.11.2021 N 367-рш "О проведении внеплановой выездной проверки" в отношении ООО "Ачимгаз" проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт внеплановой выездной проверки от 14.12.2021 N425.
По результатам проверки в отношении общества выдано предписание об устранении нарушений закона от 14.12.2021 N 191.
Согласно оспариваемому предписанию обществом в нарушение подпункта 7.5. статьи 11, статьи 27, статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов капитального строительства "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018-2020 гг." 15 этап, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Предписанием от 14.12.2021 N 191 обществу установлен срок до 14.03.2022 для устранения указанного нарушения.
Управлением в период 01.03.2021-14.12.2021 на основании решения от 24.11.2021 N 367-рш "О проведении внеплановой выездной проверки" в отношении общества проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт внеплановой выездной проверки от 11.03.2021 N 85.
По результатам проверки в отношении общества выдано предписание об устранении нарушений закона от 11.03.2022 N 35.
Согласно оспариваемому предписанию от 11.03.2022 N 35 обществом, в нарушение подпункта 7.5. статьи 11, статьи 27, статьи 30 Закона N 174-ФЗ не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов капитального строительства "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг." 10 этап, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (пункта 1).
Кроме того, согласно оспариваемому предписанию от 11.03.2022 N 35 (пункт 2) при реализации указанного объекта капитального строительства обществом были выполнены мероприятия по охране окружающей среды, в части осуществления производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменений компонентов окружающей среды, предусмотренного п. 31 раздела ПД 8 книга 1 ООС.
Предписанием 11.03.2022 N 35 обществу установлен срок до 11.06.2022 для устранения указанных нарушений.
Не согласившись с предписаниями от 14.12.2021 N 191, от 11.03.2022 N 35, ООО "Ачимгаз" обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 09.01.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недр (статья 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", далее - Закон о недрах).
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (пункт 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
В соответствии со статьей 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 49 ГрК РФ при проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.
Отношения в области экологической экспертизы, реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду регулируются Законом N 174-ФЗ.
В силу статьи 1 поименованного федерального закона экологической экспертизой признается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Закона N 174-ФЗ). Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня установлен статьей 11, перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня - статьей 12 Закона N 174-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) с 01.01.2019 вступил в силу подпункт 7.5 статьи 11 Закона N 174- согласно которому государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам 1 категории.
Пунктом 10 статьи 11 Закона N 219-ФЗ предусмотрено, что положения подпункта 7.5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам 1 категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
Таким образом, требования об обязательном проведении государственной экологической экспертизы проектной документации объектов I категории не применяются к объектам 1 категории, по которым подготовка проектной документации предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
Согласно пунктам 3.1 1 - 3.12 Положения о Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья и иной проектной документации Федерального агентства по недропользованию, утвержденного приказом Роснедр от 21.04.2016 N 301, указанная документация до утверждения подлежит согласованию с ЦКР Роснедр.
ЦКР Роснедр принимает решение о согласовании проектной документации по результатам заседания, которое оформляется протоколом.
Ссылаясь на приведенное выше правовое регулирование, общество указывает, что документами, подтверждающими право общества на применение положений пункта 10 статьи 11 Закона N 219-ФЗ являются: - протокол заседания Центральной Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию (далее - ЦКР Роснедр по УВС), утвержденный Председателем ЦКР Роснедр по УВС до 01.01.2019, содержащий решение о согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении природного газа, - утвержденная до 01.01.2019 пользователем недр на основании вышеуказанного протокола заседания ЦКР Роснедр по УВС проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении природного газа.
Так, проект "Дополнение к Единой технологической схеме разработки залежей углеводородного сырья Ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения (в границах лицензионного участка ООО "Газпром добыча Уренгой")" (далее - ДЕТСР), подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019, что подтверждается Протоколом заседания Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 18.08.2015 N 06-15 (далее -Протокол).
По результатам рассмотрения ДЕТСР комиссией ЦКР Роснедр по УВС принято решение об утверждении проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении природного газа, решение отражено в Протоколе.
Таким образом, ДЕТСР, подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019, и именно ДЕТСР предусматривает дальнейшую подготовку проектной документации на разработку залежей углеводородного сырья в пределах эксплуатационного участка 1А Уренгойского лицензионного участка с применением технологий и технических решений по организации сбора, подготовки и транспортировки продукции на производственных объектах участка (УКПГ-31, кусты скважины, конденсатопровод и др.) с учетом существующего положения и перспективы.
С целью реализации и в рамках решений, отраженных в документации ДЕТСР, утвержденной Протоколом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N 87 обществом разработана проектная документация "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018-2020 гг.", получившая положительное заключение государственной экспертизы ГГЭ N 89-1-1-3- 022460-2019 от 26.08.2019.
С целью реализации и в рамках решений, отраженных в документации ДЕТСР, утвержденной Протоколом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N 87 обществом разработана проектная документация "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг.", получившая положительное заключение государственной экспертизы ГГЭ N 89-1-1-3- 030217-2020 от 09.07.2020.
В обоих случаях ФАУ "Главгосэкспертиза России" сделан вывод об отсутствии необходимости проведения государственной экологической экспертизы, что отражено в пункте 1.4 положительных заключений государственной экспертизы от 09.07.2020N 89-1- 1-3-030217-2020, от 26.08.2019 N 89-1-1-3-022460-2019: "Проведение государственной экологической экспертизы в отношении представленной проектной документации по объекту законодательством Российской Федерации не предусмотрено".
Возражая против удовлетворения заявленных требований, в отношении предписания от 14.12.2021 N 191 Управление указывает, что проектной документацией не предусматривается реконструкция технологических линий подготовки УКПГ-31, а также прочих объектов обустройства на промысле. Таким образом, проектом "Дополнение к Единой технологической схеме разработки залежей углеводородного сырья ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения (в границах лицензионного участка ООО "Газпром добыча Уренгой")", утвержденным Протоколом заседания Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС до 01.01.2019 (18.08.2015 N 06-15), не предусмотрены проектные решения по реконструкции существующей УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения и вышеуказанных технологических объектов. Соответственно реализация объекта осуществляется в рамках самостоятельной проектной документацией "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018-2020 гг.". Кроме того, государственная экспертиза ФАУ "Главгосэкспертиза России" проведена на основании Заявления АО "Ачимгаз" от 15.04.2019 N 2019/03/05-012 о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и Договора от 13.05.2019 N 0141Д-19/ОГЭ-12884 по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Задание на проектирование N 058-2015/1004033 утверждено генеральным директором АО "Ачимгаз" 21.11.2017. Дополнение N 1 к заданию на проектирование утверждено главным инженером АО "Ачимгаз" 28.06.2019. Таким образом, проектная документация Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018-2020 гг.". направлена на государственную экспертизу в ФАУ "Главгосэкспертиза России" и договор о проведении государственной экспертизы подписан после 01.01.2019, то есть после вступления в силу пп. 7.5 ст. 1 1 ФЗ Закона N 174-ФЗ.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, в отношении предписания от 11.03.2022 N 35 Управление также указывает, что проектной документацией не предусматривается реконструкция технологических линий подготовки УКПГ-31, а также прочих объектов обустройства на промысле. По мнению Управления в обоих случаях имеет место представление самостоятельного проектной документации, что свидетельствует о необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Кроме того, в ходе проведения выездной проверки установлено, что реализация объекта "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг. 14 этап" (проектная документация шифр 0487.032.001.П.0007-ООС1) повлечет за собой изменение качественных и количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых отходов на объекте I категории.
Отклоняя указанные, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что Проект ДЕТСР подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019.
ДЕТСР предусматривает дальнейшую подготовку проектной документации на разработку залежей углеводородного сырья в пределах эксплуатационного участка 1А Уренгойского л.у. с применением технологий и технических решений по организации сбора, подготовки и транспортировки продукции на производственных объектах участка (УКПГ-31, кусты скважины, конденсатопровод и др.) с учетом существующего положения и перспективы.
С целью реализации и в рамках решений, отраженных в документации ДЕТСР, утвержденной протоколом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N 87 обществом разработана проектная документация "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018-2020 гг.", а также проектная документация "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг.".
В соответствии с пунктом 2.1 Задания на проектирование объекта "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018 - 2020 гг" Пояснительной записки к Проекту реконструкция (0387.032.001.П.0007-ПЗ ООО "Газпром проектирование") исходными данными для проектирования объектов реконструкции является ДЕТСР.
Данное условие указывает на то, что подготовка проектной документации данного объекта реконструкции предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
Аналогичные обстоятельства установлены в отношении объекта "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019 - 2021 гг".
В соответствии с пунктом 2 Задания на проектирование объекта "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019 - 2021 гг" Пояснительной записки к Проекту реконструкция (0487.032.001.П.0007-ПЗ ООО "Газпром проектирование") (см. приложение к возражению приложение N 2 - выписка из Пояснительной записки), исходными данными для проектирования объектов реконструкции является ДЕТСР.
Целью указанных проектов реконструкции не является изменение показателей добычи, количества скважин или технологических режимов работы месторождения, что неминуемо повлекло бы за собой изменение единой технологической схемы разработки (ЕТСР), и привело к необходимости получения нового Протокола заседания Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр.
Главной целью проектов реконструкции являлось усовершенствование условий и безопасности эксплуатации объектов, а также улучшение эффективности выполнения плана по добыче в соответствии с ДЕСТР во время ремонтных работ цехов по подготовке газа и газового конденсата.
Проект разработки месторождения (ДЕТСР) является динамичным и, устанавливая фиксированные объёмы добычи по годам с нормированными отклонениями, предусматривает меняющуюся с течением времени инфраструктуру, обеспечивающую утвержденные показатели. Недропользователь не только вправе, но и обязан удовлетворить утверждённые ЦКР показатели разработки через реализацию проектов, как обустройства, так и реконструкции объектов промысла, о чём неоднократно упоминается в ДЕТСР.
Наличие в ДЕТСР буквального указания на необходимость реконструкции, не является безусловным и единственным основанием для её проведения в рамках указанного проекта. Сама необходимость поддержания утвержденных показателей обуславливает и является основанием для реконструкции инфраструктуры промысла с целью их обеспечения.
Как указывалось выше, в силу переходных положений, установленных частью 10 статьи 11 Закона N 219-ФЗ требования о проведении государственной экологической экспертизы не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (далее - объекты I категории), если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
В настоящем случае проект ДЕТСР подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019. ДЕТСР предусматривает дальнейшую подготовку проектной документации на разработку залежей углеводородного сырья в пределах эксплуатационного участка 1А Уренгойского лицензионного участкам с применением технологий и технических решений по организации сбора, подготовки и транспортировки продукции на производственных объектах участка (УКПГ-31, кусты скважины, конденсатопровод и др.) с учетом существующего положения и перспективы развития объекта.
Поскольку исходя из требований Закона N 219-ФЗ положения подпункта 7.5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, в случаях, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа, условия, исключающие необходимость проведения государственной экологической экспертизы, заявителем в настоящем случае соблюдены.
При этом федеральный законодатель не ограничивает количество проведения корректировок и внесения изменений в проектную документацию на обустройство месторождений, разработанную на основании технической проектной документации, связанной с пользованием недрами и утвержденной до 01.01.2019.
Кроме того, Как указывалось выше, проектная документация "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2018-2020 гг." получила положительное заключение государственной экспертизы ГГЭ N 89-1-1-3-022460-2019 от 26.08.2019.
Проектная документация "Реконструкция объектов участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг." получила положительное заключение государственной экспертизы ГГЭ N 89-1-1-3-030217-2020 от 09.07.2020.
В рамках государственной экспертизы Проекта реконструкция ФАУ "Главгосэкспртизы России" проводилась оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды, что в свою очередь также свидетельствует об отсутствии оснований для проведения государственной экологической экспертизы (пункты 4.2.2.13., 4.2.3.12. Положительного заключения государственной экспертизы М89-1-1-3-030217-2020 от 09.07.2020, пункты 4.2.2.12., 4.2.3.12. Положительного заключения государственной экспертизы N 89-1-1-3-022460-2019).
При указанных обстоятельствах суд предписание от 14.12.2021 N 191, а также пункт 1 предписания от 11.03.2022 N 35 правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Доводы Управления о том, что изменения, внесенные в проектную документацию по объекту капитального строительства, повлекут за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов, судом апелляционной инстанции оцениваются как недоказанные.
Так, в проектной документации на объект, отражены сведения о результатах оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду как в период строительства объекта, так и в период его эксплуатации, а также предусмотрены предельно возможные параметры (показатели) объекта, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Результаты расчетов, содержащиеся в проектной документации на объект, выполнены исходя из максимально возможных величин производительности источников загрязнения, о чём указано в проектной документации в отношении каждого фактора воздействия на окружающую среду.
Управлением не представлено доказательств, подтверждающих, что изменения, внесенные в проектную документацию по объекту, повлекут за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.
Следовательно, вывод Уполномоченного органа о том, что изменения, внесенные в проектную документацию по объекту капитального строительства, повлекут за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов, является неподтвержденным.
Согласно пункту 2 предписания от 11.03.2022 N 35, при реализации объекта капитального строительства "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг." 10 этап Обществом не были выполнены мероприятия по охране окружающей среды, в части осуществления производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменений компонентов окружающей среды, предусмотренного п. 31 раздела ПД 8 книга 1 ООС.
Оспаривая законность пункта 2 предписания от 11.03.2022 N 35 общество указывает, что Управлением у Общества не были запрошены документы осуществления производственного экологического контроля (мониторинга). Решение о проведении проверки от 04.02.2022 N76-рш и программа её проведения были направлены государственным инспектором лишь 15.03.2022 -после проведения проверки (электронное письмо в приложениях к настоящему заявлению). В решении о проведении проверки о необходимости предоставления данных экологического мониторинга (п. 13) также не упоминается
Общество, как добросовестный природопользователь, во исполнение требований Постановления Правительства ЯНАО от 14.02.2013 N 56-П "О территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" осуществляет регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды в границах территории реализации объекта "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг.". Выполнение требований Постановления осуществляется в рамках, разработанных и согласованных департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО (далее -Департамент) программ "Локальный экологический мониторинг компонентов окружающей среды на территории участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ в 2017-2019 гг." и "Локальный экологический мониторинг компонентов окружающей среды на территории участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ в 2020-2020 гг." (далее - программы). В соответствии с согласованными программами ежегодно осуществляются наблюдения, составляются отчеты. Отчеты о проведенных работах передаются в Департамент с целью согласования и последующей выгрузки в информационно-аналитическую систему "Территориальная система экологического мониторинга Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИАС "ТСЭМ ЯНАО"). Управление также имеет возможность доступа к указанным сведениям путем межведомственного взаимодействия с Департаментом.
Вместе с тем обществом не принято во внимание, что система производственного экологического контроля (мониторинга) представляет собой информационно-измерительную систему, которая реализуется на основе совокупности технических, программных, информационных и организационных средств, позволяющих обеспечить полноту, оперативность, достоверность и сопоставимость информации о состоянии окружающей среды.
Под мониторингом принято понимать систему повторных наблюдений одного и более элементов объекта наблюдений в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.
Производственный экологический мониторинг предназначен для получения, сбора, хранения, обработки и предоставления информации, необходимой для оценки и эффективности природоохранной деятельности. Природопользователем в рамках программы производственного экологического контроля (мониторинга) осуществляются регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды на территории существующих объектов территории 1А Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ согласно нормативным требованиям Постановления Правительства ЯНАО N 56-П от 14.02.2013, и по программе "Локальный экологический мониторинг компонентов окружающей среды на территории участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ в 2017-2019 гг". выполненный ООО "ИнтерТайм" в 2017 году" и согласованный департаментом природного регулирования, лесных отношений нефтегазового комплекса ЯНАО.
В соответствии с проектной документацией "Реконструкция объектов УКПГ-31 участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского месторождения на 2019-2021 гг" Мониторинг компонентов окружающей среды на период эксплуатации УКПГ-31 следует проводить в соответствии с действующей программой "Локальный экологический мониторинг компонентов окружающей среды на территории участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ в 2019-2021 гг".
В ходе проведения проверки обществом не представлены материалы, по осуществлению производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения компонентов окружающей среды (на период строительства), в том числе действующей программы Локальный экологический мониторинг компонентов окружающей среды на территории участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского НГКМ в 2019-2021 гг".
Возражая против удовлетворения заявленных требований в указанной части, Управление указывает, что при досудебном обжаловании п. 2 предписания от 11.03.2022 N 35 обществом приложены письма Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) "О результатах рассмотрения отчетов по ЛЭМ" за 2019, 2020 и 2021 года.
В тоже время в соответствии с письмом Департамента N 2701-17/66018 от 29.12.2020 года, установлено следующее: "Согласно актам отбора проб и протоколам КХА пробы почв были отобраны 12.06.2020, доставлены в химико-аналитическую лабораторию (ООО "Мобильная экологическая лаборатория") 31.08.2020. Таким образом, срок доставки почв в лабораторию составил более 2,5 месяцев. Согласно ГОСТ 17.4.4.02-2017 "Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа" пробы почвы, предназначенные для определения летучих и химически нестойких веществ, доставляют в лабораторию и сразу анализируют. Учитывая, что в перечне определяемых показателей в почвах присутствовали вышеуказанные вещества (например, фенолы, бенз(а)пирен), существуют риски искажения получаемых результатов. В целях получения достоверных результатов, в дальнейшем целесообразно не нарушать сроки хранения проб компонентов окружающей среды, регламентированные ГОСТами и методиками."
Кроме того, обществом не был представлен ряд документов, предусмотренных пунктом 31 раздела ООС сведения об исполнении локального экологического мониторинга, для их анализа и соответствия требованиям проектной документации и природоохранного законодательства.
Более того, Управлением установлено, что обществом представлены, предусмотренные пунктом 31 раздела ООС сведения об исполнении локального экологического мониторинга, для их анализа и соответствия требованиям проектной документации и природоохранного законодательства, а именно: контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу и соблюдение установленных нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; контроль за объемами образования и поступления отходов, селективным сбором по классам опасности, консистенции, направлениям использования, возможностям обезвреживания, состоянием обустройства мест временного хранения и размещения отходов, а также своевременным вывозом отходов.
Изложенное не опровергнуто обществом относимыми и допустимыми доказательствами.
Указанные обстоятельства не позволяют сделать выводу об осуществлении обществом надлежащим образом производственного экологического мониторинга.
В этой связи освобождение общества от исполнения требования п. 2 предписания от11.03.2022 N 35 не соответствует целям обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Доводы апелляционных жалоб верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы общества в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Управления не распределяются, поскольку Управление согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.01.2023 по делу N А70-5583/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5583/2022
Истец: АО "Ачимгаз"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования