г. Тюмень |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А27-3918/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Буровой А.А.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола с использованием систем видеоконференц-связи, веб-конференции (аудиозаписи) помощником судьи Евдокимовой В.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр семейной медицины "Надежда" на решение от 30.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 17.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А27-3918/2022 по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Красноармейская, дом 136, ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) к обществу с ограниченной ответственностью "Центр семейной медицины "Надежда" (650066, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Притомский, дом 7, ОГРН 1144205012995, ИНН 4205292739) о взыскании денежных средств.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" в лице Кузбасского филиала (115162, город Москва, улица Шаболовка, дом 31, строение 11, ОГРН 1047100775963, ИНН 7106060429), общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" в лице Кузбасского филиала (115035, город Москва, улица Пятницкая, дом 12, строение 2, ОГРН 1045207042528, ИНН 5256048032).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Центр семейной медицины "Надежда" - Лякин В.Е. по доверенности от 01.06.2023, путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ветошкин А.А.);
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса - Агапова О.Б. по доверенности от 25.05.2023, путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел".
Суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Центр семейной медицины "Надежда" (далее - общество) о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в размере 5 334 383,38 руб., штрафа в размере 533 438,34 руб., пени за период с 23.11.2021 по 17.11.2022 в размере 234 712,86 руб., всего 6 102 534,58 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" в лице Кузбасского филиала (далее - ООО "АльфаСтрахование-ОМС"); общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" в лице Кузбасского филиала (далее - ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М").
Решением от 30.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 17.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковое заявление фонда удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается фактическое использование обществом денежных средств на оказание медицинских услуг по целевому назначению; с учетом акта предыдущей проверки общества от 30.03.2019 N 3038 фонд обладает перечнем документов, подтверждающих целевой характер использования средств обязательного медицинского страхования; главным доказательством соответствия расходов являются выписки с банковских счетов общества; страховые медицинские организации производили оплату выставленных обществом счетов после их подтверждения фондом; письмо фонда от 22.07.2021 N 5443 о переносе срока проверки и просьбе подготовить необходимые для ее проведения документы направлено вне рамок проверки и не обществу, а другому юридическому лицу; акт проверки от 09.11.2021 N 30826 не носит характер ненормативного правового акта и не может являться безусловным основанием для взыскания спорных денежных средств.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "АльфаСтрахование-ОМС", ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
От ООО "АльфаСтрахование-ОМС" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы общества в отсутствие его представителя. Ходатайство подлежит удовлетворению.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, фондом в отношении общества проведена плановая проверка целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 (далее - проверка).
По результатам проверки составлен акт от 09.11.2021 N 30826, которым обществу предъявлены требования в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в размере 5 334 383,38 руб., использованных не по целевому назначению; уплате штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме 533 438,34 руб.
Основанием для вывода фонда о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в размере 5 334 383,38 руб. (в 2019 году - 4 145 383,07 руб., в 2020 году - 1 189 000,31 руб.) послужило непредставление обществом в нарушение абзаца 2 пункта 38 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н), документов, необходимых для проведения проверки и возможности подтверждения целевого характера расходования средств обязательного медицинского страхования.
Поскольку обществом не исполнены претензии фонда о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в соответствии с вышеуказанным актом проверки (от 19.11.2021 N 8335, от 13.12.2021 N 8955), фонд обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковое заявление фонда, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности обществом использования спорных средств обязательного медицинского страхования по их целевому назначению.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, и статьи 147 названного Кодекса расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период (пункт 1); нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в данном пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Как следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 названного Закона территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Аналогичные положения установлены пунктом 27 Порядка N 255н.
Пунктом 38 Порядка N 255н установлена обязанность руководителя медицинской организации предоставить руководителю и (или) членам комиссии (рабочей группе) возможность ознакомиться с документами, связанными с вопросами проверки, получать копии документов (в том числе электронные) и копии иных записей (в присутствии сотрудников медицинской организации), а также обеспечить доступ к информационным системам медицинской организации, предназначенным для выполнения обязательств медицинской организации, в режиме просмотра и выборки необходимой информации.
Расходование средств при отсутствии подтверждающих документов относится к суммам нецелевого использования средств (приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12.05.2012 N 105 "Об утверждении формы N КР-ТФОМС "Отчет о контрольно-ревизионной работе территориального фонда ОМС").
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 N 2499-О, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2015 N 305-ЭС15-2234).
Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями фонд вправе обратиться в арбитражный суд с настоящим иском.
По общему правилу факт использования средств обязательного медицинского страхования по целевому назначению в соответствии со статьей 65 АПК РФ подлежит доказыванию медицинской организацией, получившей указанные средства.
В рассматриваемом случае судами установлено, что в 2019-2020 годах общество находилось в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страховании на территории Кемеровской области - Кузбасса, осуществляло деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на территории Кемеровской области - Кузбасса на 2019-2020 годы, утвержденных законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 126-ОЗ, постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27.12.2019 N 756, на основании типовых договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных со страховыми медицинскими организациями (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
Общество в 2019-2020 годах в рамках договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных со страховыми медицинскими организациями (ООО "АльфаСтрахование-ОМС", ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М", АО СМК "Сибирский Спас-Мед") получило финансовые средства обязательного медицинского страхования в сумме 5 334 383,38 руб. (в 2019 году - 4 145 383,07 руб., в 2020 году - 1 189 000,31 руб.), которые подлежали использованию обществом в соответствии с программой обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, пункт 5.10 Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, форма которого утверждена приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н).
Факт получения в 2019-2020 годах финансовых средств обязательного медицинского страхования в сумме 5 334 383,38 руб. общество не оспаривает.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что представленные обществом документы (копии сводных счетов, актов сверки расчетов, платежных поручений, приложенные к ответу ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" от 19.05.2022 N 348; копии заявок на авансирование, сводных счетов, актов сверки расчетов, актов МЭЭ, приложенные к ответу ООО "АльфаСтрахование-ОМС" от 20.07.2022 N 3242; копии банковских выписок по операциям на счетах общества) не подтверждают целевое расходование спорных денежных средств.
В нарушение части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ обществом не велся раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования от других источников финансирования, тогда как согласно пункту 39 Порядка N 255н проверка использования средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией включает проверку соблюдения требований ведения раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
Принимая во внимание положения Порядка N 255н, регулирующего вопросы проверки использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно сочли несостоятельными доводы общества о достаточности информации прошлой проверки и сведений об обществе, размещенных в общедоступных информационных ресурсах, для проведения проверки за 2019-2020 годы.
Руководствуясь положениями статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", суды верно отметили, что банковские выписки по счетам общества в отсутствие первичных документов, подтверждающих расходы (начисление заработной платы, расходы на услуги связи, субаренду помещения, услуги по сопровождению программы 1С, диагностику принтеров, услуги охраны, абонентское обслуживание, коммунальные услуги, за стерилизацию изделий, профилактические работы, оплату контрагентам за товарно-материальные ценности, лабораторные услуги и т.д.), бухгалтерских регистров по счетам 10, 20, 26, 50, 51, 60, 62, 68, 69, 70, 76, 86, не подтверждают целевой характер использования денежных средств обязательного медицинского страхования.
Суды правильно указали, что для медицинских организаций предусмотрена обязанность представлять и раскрывать документацию, необходимую для подтверждения целевого использования денежных средств обязательного медицинского страхования именно из-за отсутствия у фонда указанных первичных документов.
Суды обоснованно признали, что общество получило письмо фонда от 22.07.2021 N 5443, поскольку руководителем общества и организации, в чей адрес направлено названное письмо, является одно и то же лицо.
Учитывая, что акт проверки фонда - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит выводы о нецелевом использовании проверяемым лицом бюджетных средств, а также предписывает совершить обязательные к исполнению действия и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, то указанный акт проверки относится к ненормативным правовым актам и может быть обжалован в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Поскольку общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило суду надлежащих доказательств (первичных документов), подтверждающих целевое расходование денежных средств обязательного медицинского страхования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленный фондом иск.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов судов и не являются достаточным основанием для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 17.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3918/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество в 2019-2020 годах в рамках договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных со страховыми медицинскими организациями (ООО "АльфаСтрахование-ОМС", ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М", АО СМК "Сибирский Спас-Мед") получило финансовые средства обязательного медицинского страхования в сумме 5 334 383,38 руб. (в 2019 году - 4 145 383,07 руб., в 2020 году - 1 189 000,31 руб.), которые подлежали использованию обществом в соответствии с программой обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, пункт 5.10 Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, форма которого утверждена приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н).
...
В нарушение части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ обществом не велся раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования от других источников финансирования, тогда как согласно пункту 39 Порядка N 255н проверка использования средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией включает проверку соблюдения требований ведения раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2023 г. N Ф04-2784/23 по делу N А27-3918/2022