город Томск |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А27- 3918/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Зайцевой О.О.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр семейной медицины "Надежда" (N 07АП-2107/2023) на решение от 30.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3918/2022 (судья Н.Н. Гатауллина) по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) к обществу с ограниченной ответственностью "Центр семейной медицины "Надежда", город Кемерово (ОГРН 1144205012995, ИНН 4205292739) о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, штрафа и пени в общей сумме 6102534,58 руб. (с учетом уточнения)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС", город Москва (ОГРН 10471000775963, ИНН 7106060429); общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М", город Москва (ОГРН 1045207042528, ИНН 5256048032).
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от истца: Агапова О.Б. по доверенности от 03.02.2023 (на 3 года),
от ответчика: Лякин В.Е. по доверенности от 11.05.2022 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Центр семейной медицины "Надежда" (далее - ответчик, общество, ООО "ЦСМ "Надежда") о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в размере 5334383,38 руб., штрафа в размере 533438,34 руб., пени за период с 23.11.2021 по 17.11.2022 в размере 234712,86 руб., всего - 6102534,58 руб.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" в лице Кузбасского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС"; общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" в лице Кузбасского филиала ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М".
Решением от 30.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в судебной арбитражной практике отсутствуют примеры взыскания средств ОМС, использованных не по целевому назначению, исключительно по формальной причине непредставления медицинской организацией оправдательных документов в рамках проведённой проверки, без доказывания по существу направления расходования денежных средств.
Взыскание с медицинской организации выплаченных ей средств ОМС невозможно, если в ходе рассмотрения дела будет доказано фактическое использование этих средств на оказание медицинской помощи в соответствии с утверждёнными программами ОМС.
Денежные средства выплачивались страховыми организациями по факту оказанных ответчиком медицинских услуг (лечения) гражданам, представивших полис ОМС и получивших эти услуги. Утверждения истца о недоказанности факта оказания ответчиком медицинских услуг, на которые были израсходованы средства ОМС, несостоятельны.
Важнейшим доказательством соответствия расходов нормативным являются заявки на авансирование, направленные ответчиком в адрес страховых организаций (третьих лиц по настоящему спору), платёжные поручения и акты сверки расчётов с ним же, поскольку именно на страховые организации возложена проверка правильности оформления документов по авансированию или перечислению средств ОМС.
Проверка проведена без извещения и без участия ответчика.
Фонд возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ от третьих лиц не представлены.
Представители сторон в судебном заседании поддержали каждый свои доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.
Третьи лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению исходя из следующего.
Из материалов дела следует, Фондом в период с 27.09.2021 по 09.11.2021 проведена плановая комплексная проверка целевого и эффективного использования средств ОМС в ООО "ЦСМ "Надежда" за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в соответствии с Типовой программой ревизии/проверки деятельности медицинских организаций Кемеровской области - Кузбасса в сфере ОМС, утвержденной приказом Фонда от 26.07.2021 N 210, размещенной на официальном сайте Фонда.
В ходе проверки установлено, что медицинской организацией нарушено требование пункта 38 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N255н), согласно которому руководитель медицинской организации обязан предоставить руководителю и (или) членам комиссии (рабочей группе) возможность ознакомиться с документами, связанными с вопросами проверки, получать копии документов (в том числе электронные) и копии иных записей (в присутствии сотрудников медицинской организации), а также обеспечить доступ к информационным системам медицинской организации, предназначенным для выполнения обязательств медицинской организации, в режиме просмотра и выборки необходимой информации.
В связи с тем, что ответчиком ревизионной комиссии истца не были предоставлены документы, необходимые для проведения проверки и возможности подтверждения целевого характера расходования средств ОМС, денежные средства системы ОМС в сумме 5 334 383,38 руб., полученные медицинской организацией в проверяемом периоде, квалифицированы Фондом как использованные не по целевому назначению, в том числе: в 2019 году - 4 145 383,07 руб.; в 2020 году - 1 189 000,31 руб.
Выявленные нарушения законодательства зафиксированы в описательной части акта проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования в ООО "ЦСМ "Надежда" от 09.11.2021 N 30826 с приложением копий соответствующих документов.
В заключительной части акта проверки сделаны выводы о нецелевом характере использования полученных средств, изложено требование о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 5 334 383,38 руб. и уплате штрафа за использование не по целевому назначению ответчиком средств, полученных им по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в сумме 533 438,34 руб. (10% от суммы средств, использованных не по нецелевому назначению).
Акт проверки, направленный Фондом медицинской организации почтой России заказным письмом 09.11.2021, ответчиком не получен, вернулся отправителю.
Восстановления денежных средств медицинской организацией не последовало, в связи с чем истец неоднократно направлял ООО "ЦСМ "Надежда" претензии о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа и пени на счет ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса: от 19.11.2021 исх. N 8335, от 13.12.2021 исх. N 8955, претензии вернулись в Фонд в связи с истечением срока хранения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Требование истца о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в размере 5334383,38 руб., суд первой инстанции признал обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с положениями статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закона N 326-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 27 Порядка N 255н территориальным фондом осуществляется контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности и включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации: организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность.
В пункте 39 Порядка N 255н предусмотрено, что проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, включает, в том числе: проверку обоснованности получения средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе: 1) по видам медицинской помощи; 2) по структуре тарифа на оплату медицинской помощи.
При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
В силу пункта 42.3 Порядка при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Таким образом, главной целью проведения проверок деятельности медицинских учреждений территориальным фондом обязательного медицинского страхования является осуществление контроля за соблюдением Закона N 326-ФЗ, целевым и рациональным использованием средств ОМС, тарифного соглашения и порядка оплаты медицинской помощи, принятых на территории субъекта Российской Федерации, направленной на выявление и устранение недостатков в этой деятельности.
В 2019 - 2020 годах ООО "ЦМС "Надежда" находилось в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страховании (далее - ОМС) на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Медицинская организация осуществляла деятельность в сфере ОМС по реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Кемеровской области - Кузбасса на 2019 - 2020 годы (далее - Территориальные программы), утвержденных законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 126-ОЗ, постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27.12.2019 N756, на основании типовых договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных со страховыми медицинскими организациями (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ) и получала финансовые средства ОМС в соответствии с типовыми договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенными между ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса и страховыми медицинскими организациями (ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в лице Кузбасского филиала ООО "АльфаСтрахованиеОМС"; ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" в лице Кузбасского филиала ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М") и, соответственно, обязана была использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную в рамках ОМС медицинскую помощь, в соответствии с программой ОМС - пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, пункт 5.10 "Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", форма которого утверждена приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н, пункты 5.10 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных между ответчиком и страховыми медицинскими организациями.
ООО "ЦСМ "Надежда" получены целевые средства ОМС в размере 5334383,38 руб.
В ходе проверки установлено, что медицинской организацией нарушено требование пункта 38 Порядка контроля, согласно которому руководитель медицинской организации обязан предоставить руководителю и (или) членам комиссии (рабочей группе) возможность ознакомиться с документами, связанными с вопросами проверки, получать копии документов (в том числе электронные) и копии иных записей (в присутствии сотрудников медицинской организации), а также обеспечить доступ к информационным системам медицинской организации, предназначенным для выполнения обязательств медицинской организации, в режиме просмотра и выборки необходимой информации.
Приказом Федерального фонда ОМС от 12.05.2012 N 105 "Об утверждении формы N КР-ТФОМС "Отчет о контрольно-ревизионной работе территориального фонда ОМС" предусмотрено, что суммы нецелевого использования средств включает в себя, в том числе, расходование средств при отсутствии подтверждающих документов.
ООО "ЦСМ "Надежда" в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено в доказательства целевого использования взыскиваемых денежных средств в рамках ОМС.
Медицинская организация является держателем документов, которыми она оформляла свои расходы, поэтому именно она, утверждая о целевом использовании средств, и должна представить этому доказательства, поскольку действует общий принцип доказывания.
Специалистами ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса исследованы предоставленные ООО "ЦСМ "Надежда" документы: копии сводных счетов, актов сверки расчетов, платежных поручений, приложенные к ответу на адвокатский запрос ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" от 19.05.2022 исх. N 348; копии заявок на авансирование, сводных счетов, актов сверки расчетов, актов МЭЭ, приложенные к ответу на запрос ООО "АльфаСтрахование-ОМС" от 20.07.2022 исх. N 3242; копии банковских выписок по операциям на счете (специальном банковском счете) N40702810526000013826; копии банковских выписок по операциям на счете (специальном банковском счете) N 40702810826000013826.
Установлено, что предоставленные копии документов страховых медицинских организаций (СМО) не подтверждают расходы Медицинской организации:
- по филиалу "СК "Ингосстрах-М" в г. Кемерово отсутствуют заявки на авансирование, годовые акты сверки;
- по ООО "АльфаСтрахование-ОМС" филиал "Сибирь" отсутствуют годовые акты сверки.
При анализе копий банковских выписок по счету 40702810526000013826 (собственный счет) за 2019 - 2020 годы, дата открытия счета 28.07.2017, установлено, что произведены следующие расходы:
- на выплату по оплате труда, начисление по заработной плате, однако отсутствуют документы, подтверждающие расходы,
- табель учета рабочего времени, ведомость на выдачу заработной платы, расчетные листки,
- оплата за услуги связи, субаренду помещения, услуги по сопровождению программы 1С, диагностика принтеров, услуги охраны, абонентское обслуживание, коммунальные услуги, за стерилизацию изделий, профилактические работы, документы, подтверждающие расходы - договоры, акты выполненных работ, товарные накладные, счета-фактуры - отсутствуют;
- оплата контрагентам за ТМЦ: отсутствуют документы - договоры, товарная накладная, счета-фактуры. Банковские выписки представлены без платежных поручений, что недопустимо при проведении проверки медицинской организации.
По данным выпискам также произведены расходы, не входящие в структуру ОМС: транспортный налог, перечисление физическому лицу, госпошлина по исполнительному листу, недоимка, пени, взыскания, приобретение фискального регистратора, расходы на постановку кассы.
При анализе копий банковских выписок по счету 40702810826000013827 за 2019 - 2020 годы (последняя операция по выписке 27.03.2020), дата открытия счета 28.07.2017, дата закрытия счета 07.06.2022, установлено, что на данный счет поступали денежные средства от СМО. При анализе данных выписок, установлено, что расходы произведены: - на выплату по оплате труда, начисление по заработной плате, также отсутствуют документы подтверждающие расходы - табель учета рабочего времени, ведомость на выдачу заработной платы/реестры на перечисление, расчетные листки);
- оплата за услуги охраны, лабораторные услуги, услуги связи, аренду помещений, коммунальные услуги, услуги по охранно-пожарной сигнализации - отсутствуют документы, подтверждающие расходы - договоры, акты выполненных работ, товарные накладные, счета-фактуры);
- оплата контрагентам за ТМЦ: отсутствуют документы - договоры, товарная накладная, счет-фактура - в колонке 15 "назначение платежа" имеются записи "перераспределение денежных средств между счетами", "пополнение собственного счета".
Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами ОМС от других источников финансирования (пункт 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
Данные операции свидетельствуют об отсутствии в ООО "ЦСМ "Надежда" раздельного учета, что является нарушением требований законодательства.
Медицинской организацией не предоставлены бухгалтерские регистры по счетам 10, 20, 26, 50, 51, 60, 62, 68, 69, 70, 76, 86, что не позволяет оценить целевое расходование денежных средств ОМС.
Проанализировав предоставленные медицинской организацией 07.09.2022 в электронном виде акты сверки расчетов со страховыми медицинскими организациями по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и учитывая ранее полученные от ответчика документы, Фонд, принимая во внимание положение Порядка N 255н, 09.09.2022 в табличной форме предоставил информацию о направлениях контрольно-ревизионной деятельности ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса и документах, которые обязана предоставить проверяемая медицинская организация, с отметками о получении/не получении Фондом от ООО "ЦСМ "Надежда" соответствующих документов и возможности/не возможности проведения контрольных мероприятий и пришел к выводу, что предоставленные Медицинской организацией документы подтверждают факт получения ею в проверяемом периоде средств обязательного медицинского страхования, однако по прежнему не позволяют сделать вывод о целевом характере их расходования.
Довод ответчика о том, что о целевом характере использования средств ОМС свидетельствуют документы страховых медицинских организаций и что у Фонда имеются документы предыдущих проверок, достаточные для подтверждения целевого характера использования средств ОМС медицинской организацией в 2019 - 2020 годах, отклонен судом первой инстанции.
Для проведения проверки по всем указанным направлениям медицинские организации предоставляют ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса следующие документы за соответствующий актуальный (не прошлый) период проверки: Устав; свидетельство о постановке на учет, лист записи Единого государственного реестра юридических лиц; лицензии, действующие в проверяемом периоде; документы, подтверждающие открытие расчетных счетов в банке, право подписи; структуру медицинской организации; Положения о структурных подразделениях; договоры со СМО, акты сверок, заявки на авансирование, счета, ОСВ по 76.09; планы ФХД (сметы расходов); Учетную политику (с утверждающими ее приказами), рабочий план счетов; структуру доходов и распределение расходов по источникам (ОМС, ПД, ДМС и пр.); приказы о проведении инвентаризации; инвентаризационные описи, протоколы; договоры о полной материальной ответственности; Положение по внутреннему контролю совершаемых фактов хозяйственной жизни (с утверждающими приказами, документы, подтверждающие проведете); Положение по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской помощи (с утверждающими приказами, приказы на врачебную комиссию, протоколы); Положения по оплате труда (приказы о введении в действие); Положения о премировании (приказы о введении в действие); коллективный договор; штатные расписания (приказы об утверждении); тарификационные списки (приказы о создании комиссий); Своды начислений и удержаний по заработной плате по ОМС по видам начислений; расчетные листки; табели учета рабочего времени; трудовые договоры с работниками; оборотно-сальдовые ведомости по счету 68, 69, 70; формуляр, приказ о создании формулярной комиссии, протоколы заседаний ФК; документы по организации учета, хранению, движению, фармацевтического порядка, СОПы и др.; листы врачебных назначений, протоколы лечения; акты проверок на предмет соблюдения фармацевтического порядка; протоколы согласования цен на ЖНВЛП; приказы по персонифицированному учету ЛП; договоры на предоставление информации о фальсифицированных медикаментах; оборотно-сальдовые ведомости по счету 10 (раздельно по субсчетам); журнал операций N 2 "Банк" (выписки, платежные поручения, отчет о состоянии лицевого счета на отчетные даты) N 1,3 (средства ОМС); договоры; ОСВ по счету 60; ОСВ по счетам 20, 26, 50, 51, 71, 86; журналы операций N 4, 7 с первичными документами; информацию о дебиторской и кредиторской задолженности в проверяемом периоде; договоры на оказание платных медицинских услуг; налоговые декларации по налогу на имущество и землю и пр.
Из перечисленных направлений проверки и позиций перечня обязательных для анализа документов видно, что доводы медицинской организации о том, что Фонду для проведения проверки целевого использования средств достаточно информации прошлой проверки и сведений о проверяемой организации, размещенной в общедоступных информационных ресурсах, являются несостоятельными.
У Фонда нет и быть не может первичных учетных документов проверяемых медицинских организаций, чем и обусловлена законодательно закрепленная обязанность медицинских организаций предоставлять их проверяющим.
Вопреки доводам ответчика запрос о предоставлении документов для проверки от 22.07.2021 исх. N 5443 (копия предоставлена суду и ответчику письмом от 28.04.2022 исх. N 2964) адресован верно: директору ООО "Центр семейной медицины "Надежда" Минаковой Людмиле Геннадьевне, адрес на заказном письме также указан верный: 650066, г. Кемерово, пр. Притомский, д. 7/1, помещение 106.
Опечатка в наименовании медицинской организации в реестре почтовых отправлений вызвана тем, что в программное обеспечение по документообороту ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса наряду с ООО "ЦСМ "Надежда" внесено ООО "Медицинский центр "Надежда", имеющий того же руководителя и адрес, различающийся только на одну цифру: 650066, г. Кемерово, пр. Притомский, д. 7/1, помещение 206 (выписки из ЕГРЮЛ в отношении данных медицинских организаций имеются в материалах дела), что не помешало адресату получить письмо 26.08.2021 (отчет об отслеживании потового отправления также приложен к письму Фонда от 28.04.2022 исх. N 2964)
Скан приказа о проведении проверки в ООО "ЦСМ "Надежда" от 20.09.2021 N 18 268 направлен ответчику 21.09.2021 по защищенному каналу связи VipNet, которым пользуются участники системы обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса.
Запрос о предоставлении документов для проверки от 22.07.2021 исх. N 5443 направлен ответчику за два месяца до проверки по объективной причине - в нем содержится уведомление о переносе срока проведения проверки с июля на сентябрь - по просьбе самой медицинской организации. Также в указанном запросе содержится просьба не предоставить немедленно, а подготовить необходимые для проверки документы к 01.09.2021.
Вопреки доводам ответчика, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа, является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования. Акт проверки Территориального фонда ОМС - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых Фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 12 статьи 38, часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ). Соответственно, акт проверки Территориального фонда ОМС является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Правом обжалования акта проверки от 09.11.2021 N 30826 в порядке главы 24 АПК РФ ответчик не воспользовался.
На основании вышеизложенного, требование истца о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в размере 5334383,38 руб., суд первой инстанции признал обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Поскольку судом установлена обоснованность требований Фонда в части взыскания средств ОМС в сумме 5334383,38 руб., использованных не по целевому назначению, и требование Фонда о возврате суммы нецелевого использования ответчиком в установленном порядке не исполнено, в силу прямого указания части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ ответчик обязан уплатить истцу штраф в размере 10% от суммы нецелевого расходования средств ОМС, что составляет 533438,34 руб., а также пени за период просрочки с 23.11.2021 по 17.11.2022 в размере 234712,86 руб. (5334383,38 руб. х 7.5% х 1/300 х 129 дней (с 23.11.2021 по 31.03.2022); 5334383,38 руб. х 7.5% х 1/300 х 47 дней (с 02.10.2022 по 17.11.2022)).
Расчет штрафа и пени судом проверен, признан верным. Контррасчет штрафа и пени ответчиком не представлен, кроме того, по суммам со слов представителя общества в суде апелляционной инстанции спора не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в полном объеме по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3918/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр семейной медицины "Надежда" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3918/2022
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса
Ответчик: ООО "Центр семейной медицины "Надежда"
Третье лицо: ООО "АльфаСтрахование-ОМС", ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М"