г. Тюмень |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А46-17172/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение от 18.01.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 28.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А. судей Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-17172/2022 по заявлению акционерного общества "ОмскВодоканал" (644042, Омская область, город Омск, улица Маяковского, дом 2, ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к Департаменту контроля Администрации города Омска (644099, Омская Область, город Омск, улица Гагарина, дом 34, ОГРН 1025500741067, ИНН 5503023701), Административной комиссии Ленинского административного округу города Омска об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
акционерное общество "Омскводоканал" (далее - общество, АО "Омскводоканал") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска (далее - административный орган, комиссия), Департаменту контроля Администрации города Омска (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 16.09.2022 N 05-02-0080-22 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 39 Кодекса Омской области об административных правонарушениях (далее - КоАП Омской области).
Решением от 18.01.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления.
По мнению подателя жалобы, административным органом допущено грубое нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности; выводы судов о том, что факт нарушения обществом Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 (далее - Правила благоустройства) установлен не в ходе проверки, а в результате непосредственного обнаружения должностным лицом департамента достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, не соответствует фактическим обстоятельствам дела; в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) дело об административном правонарушении могло быть возбуждено только в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе контрольного (надзорного) мероприятия по исчерпывающему перечню оснований.
В отзыве на кассационную жалобу комиссия просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу управления - без изменения.
Департамент отзыв в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления 29.08.2022 в отношении общества протоколов N N 05-02-0080-22, 05-02-0081-22 об административных правонарушениях (определением комиссии от 14.09.2022 материалы дел NN 05-020080-22, 05-02-0081-22 объединены в одно производство с присвоением делу N 0502-0080-22) и вынесения комиссией постановления от 16.09.2022 N 05-02-0080-22 послужили выявленные должностным лицом комиссии факты невыполнения обществом требований части 1 статьи 202, статьи 203 Правил благоустройства.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, а также об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Пунктом 1 статьи 39 КоАП Омской области предусмотрена ответственность за нарушение установленного органами местного самоуправления Омской области порядка проведения земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных работ, в том числе непринятие или несвоевременное принятие мер по восстановлению элементов благоустройства (дорог и тротуаров с усовершенствованным покрытием, участков территории с грунтовым покрытием), нарушенного в результате проведения указанных работ, а равно восстановление нарушенных элементов благоустройства без соблюдения нормативных требований, если ответственность за данное правонарушение не предусмотрена федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 39 КоАП Омской области повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 руб. до 200 000 руб.
Перед началом производства аварийно-восстановительных работ по ликвидации аварий, произошедших на подземных или наземных инженерных сетях (коммуникациях), заказчик данных работ в обязательном порядке сообщает телефонограммой специально уполномоченному структурному подразделению Администрации города Омска о месте проведения работ, сроках их выполнения, инженерных сетях (коммуникациях), на которых произошла авария, примерном объеме и виде нарушаемых элементов благоустройства (статья 201 Правил благоустройства).
Согласно статье 202 Правил благоустройства при производстве аварийно-восстановительных работ заказчик обязан:
- в течение 7 рабочих дней после начала проведения работ восстановить в полном объеме нарушенные элементы благоустройства и сдать объект по акту представителю специально уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска;
- в течение суток после засыпки траншей, котлованов, ям, канав восстановить покрытие проезжей части улиц и автомобильных дорог в местах интенсивного движения транспорта.
В случае невыполнения в течение 7 рабочих дней аварийно-восстановительных работ в полном объеме по причинам, не связанным с низкими температурами, дальнейшие работы выполняются на основании ордера, который заказчик обязан получить в течение 7 рабочих дней с момента окончания срока, установленного частью 1 статьи 202 Правил благоустройства для восстановления нарушенных элементов благоустройства при проведении аварийно-восстановительных работ (статья 203 Правил благоустройства).
Из материалов дела следует и подателем жалобы по существу не оспаривается, что обществом проведены аварийно-восстановительные работы на подземных сетях теплотрассы по адресам улица Моторная, дом 1 (телефонограмма от 10.08.2022 N 1754/АЛАО), улица Красноярова, дом 14 (телефонограмма от 11.08.2022 N 1755/АЛАО), улица Киевская, дом 8 (телефонограмма от 15.08.2022 N 1760/АЛАО), улица Молодогвардейская, д. 17 (телефонограмма от 15.08.2022 N 1762/АЛАО), улица 1-й Красной Звезды, дом 52 (телефонограмма от 11.07.2022 N 1714/АЛАО), улица 8-я Марьяновская, дом 1А (телефонограмма от 12.07.2022 N 1717/АЛАО), улица Лобкова, дом 6/1 (телефонограмма от 13.07.2022 N 1720/АЛАО), улица Моторная, дом 1 (телефонограмма от 13.07.2022 N 1721/АЛАО), улица Д. Бедного, дом 107 (телефонограмма от 15.07.2022 N 1724/АЛАО), улица Гашека, дом 24 (телефонограмма от 25.07.2022 N 1732/АЛАО), улица Серова, дом 12 (телефонограмма от 26.07.2022 N 1735/АЛАО), улица Труда, дом 49 (телефонограмма от 28.07.2022 N 1739/АЛАО), улица Моторная, дом 7Б (телефонограмма от 01.08.2022 N 1742/АЛАО), улица Шакурова, дом 10 (телефонограмма от 05.08.2022 N 1749/АЛАО), улица Рождественского, дом 9/1 (телефонограмма от 08.08.2022 N 1753/АЛАО); в течение 7 рабочих дней после начала проведения аварийно-восстановительных работ восстановительные мероприятия нарушенных элементов благоустройства не выполнены, результат работ по акту не сдан;
ордер на производство работ в соответствии с требованиями пункта 203 Правил благоустройства обществом не получен; ранее общество привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения (постановление по делу об административном правонарушении от 14.06.2022 N 04-02-0080-22).
Поскольку АО "Омскводоканал" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него Правилами благоустройства, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава вменяемого административного правонарушения.
Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности комиссией соблюдены.
Отклоняя доводы общества о проведении в отношении него контрольных мероприятий (выездная и документарная проверки), суды обоснованно исходили из того, что вмененные обществу нарушения установлены должностным лицом непосредственно на основании имеющейся в отделе выдачи ордеров информации (документации), без взаимодействия с сотрудниками АО "Омскводоканал", с учетом сроков, указанных в статьях 202, 203 Правил благоустройства, без инициирования какой-либо проверки и осуществления проверочных плановых мероприятий в отношении общества.
Позиция общества о нарушении требований Постановления N 336 правомерно не принята судами, поскольку, как установлено судами, контрольных мероприятий, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в отношении общества не проводилось; вменяемое нарушение выявлено административным органом и производство по административному делу возбуждено в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом признаков события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Административное наказание назначено предприятию в минимальном размере, установленном санкцией пункта 2 статьи 39 КоАП Омской области. Оснований для применения положений статьей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали АО "Омскводоканал" удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления комиссии.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.01.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-17172/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению подателя жалобы, административным органом допущено грубое нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности; выводы судов о том, что факт нарушения обществом Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 (далее - Правила благоустройства) установлен не в ходе проверки, а в результате непосредственного обнаружения должностным лицом департамента достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, не соответствует фактическим обстоятельствам дела; в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) дело об административном правонарушении могло быть возбуждено только в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе контрольного (надзорного) мероприятия по исчерпывающему перечню оснований.
...
Позиция общества о нарушении требований Постановления N 336 правомерно не принята судами, поскольку, как установлено судами, контрольных мероприятий, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в отношении общества не проводилось; вменяемое нарушение выявлено административным органом и производство по административному делу возбуждено в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом признаков события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Административное наказание назначено предприятию в минимальном размере, установленном санкцией пункта 2 статьи 39 КоАП Омской области. Оснований для применения положений статьей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2023 г. N Ф04-2415/23 по делу N А46-17172/2022