г. Тюмень |
|
24 июля 2023 г. |
Дело N А75-17600/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу муниципального образования сельское поселение Каменное Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации сельского поселения Каменное на постановление от 21.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Воронов Т.А., Грязникова А.С., Краецкая Е.Б.) по делу N А75-17600/2022 по иску акционерного общества "Югра-Экология" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, дом 15, ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) к муниципальному образованию сельское поселение Каменное Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации сельского поселения Каменное (628116, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, село Каменное, улица Центральная, дом 6, ОГРН 1058600233152, ИНН 8614006707) о взыскании убытков.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель акционерного общества "Югра-экология" - Слепова И.В. по доверенности от 22.05.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Югра-Экология" (далее - общество, АО "Югра-Экология") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с муниципального образования сельское поселение Каменное Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации сельского поселения Каменное (далее - администрация) за счет казны муниципального образования убытков в размере 233 119,63 руб.
постановлением от 21.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить указанные судебные акты и отказать обществу в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено решение от 12.06.2022 по делу N А75-16557/2021, которым установлен факт ненадлежащего оказания АО "Югра-Экология" в спорный период услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) обществу с ограниченной ответственностью "Мария" (далее - ООО "Мария").
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с ТКО от 31.01.2019 N 1 и от 24.07.2019 N 35, заключенными между Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и АО "Югра-Экология", последнее выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе сельского поселения Каменное Октябрьского района.
Постановлением администрации от 24.03.2018 N 29 (далее - постановление N 29) были установлены нормативы накопления ТКО на территории сельского поселения Каменное, в том числе для административных зданий, предприятий торговли, предприятий транспортной инфраструктуры, дошкольных и учебных заведений, культурно-развлекательных и спортивных учреждений, предприятий общественного питания, предприятий в сфере похоронных услуг.
Постановлением администрации от 04.12.2020 N 89 (далее - постановление N 89) в постановление N 29 были внесены изменения, в соответствии с которыми нормативы накопления ТКО на территории сельского поселения Каменное были уменьшены для многоквартирных, индивидуальных жилых домов, административных и офисных учреждений, продовольственных магазинов.
Решением от 05.07.2021 Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 2а-296/2021 постановление N 89 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (10.08.2021).
Общество, ссылаясь на вынужденное применение на территории сельского поселения Каменное в период с 04.12.2020 по 09.08.2021 при расчетах с потребителями за услуги по обращению с ТКО незаконно установленного администрацией норматива накопления ТКО и возникновение у него убытков в размере 233 119,63 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для возмещения вреда за счет казны муниципального образования, поскольку обществом доказаны наличие и размер убытков, причиненных ему в результате издания не соответствующего законодательству акта органа местного самоуправления.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Лицо, требующее применения гражданско-правовой ответственности к публично-правовому образованию в виде взыскания убытков (вред), в соответствии со статьей 65 АПК РФ должно доказать факты противоправного поведения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц указанных органов, наличия у него убытков, их размер и причинно-следственную связь между этими фактами.
В рассматриваемом случае требование общества обосновано возникновением у него убытков (неполученных доходов) при осуществлении деятельности по оказанию услуг по обращению с ТКО на территории муниципального образования в результате применения не соответствующего законодательству акта администрации об установлении норматива накопления ТКО.
Убытки рассчитаны в виде разницы, которая образовалась путем вычитания суммы фактически начисленной спорным категориям потребителей стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО на территории сельского поселения Каменное, и суммы, которая должна была быть начислена указанным потребителям с учетом объема оказанной услуги исходя из применения норматива, установленного постановлением N 29.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Исходя из положений пунктов 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления городских округов и поселений наделяются отдельным государственным полномочием по установлению нормативов накопления ТКО.
Постановлением N 29 были установлены нормативы накопления ТКО на территории сельского поселения Каменное.
Указанные нормативы были использованы при разработке Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 N 559-рп (далее - Территориальная схема), а также при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора для общества на 2019-2021 годы, утвержденного Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Вместе с тем 04.12.2020 администрацией было принято постановление N 89, в соответствии с которым нормативы накопления ТКО на территории сельского поселения Каменное были уменьшены для многоквартирных, индивидуальных жилых домов, административных и офисных учреждений, продовольственных магазинов.
Решением от 05.07.2021 Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 2а-296/2021 постановление администрации от 04.12.2020 N 89 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление администрации не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Закону N 89-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос", последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, в связи с чем арбитражный суд должен исходить из того, что нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может применяться в деле вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
В случае признания судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным нарушенное право в силу абзаца второго статьи 13 ГК РФ подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 данного Кодекса, в числе которых возмещение убытков.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество, являясь региональным оператором по обращению с ТКО, в период с 04.12.2020 по 09.08.2021 в соответствии с Территориальной схемой оказывало услуги по обращению с ТКО организациям на территории муниципального образования сельское поселение Каменное (договоры оказания услуг по транспортировке ТКО, акты оказанных услуг, счета-фактуры, платежные документы); начисление и взимание с потребителей соответствующей платы общество производило исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного постановлением N 89, незаконность которого подтверждена вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции; при этом суд указал на наличие у общества убытков в результате применения указанного норматива, размер которого значительно меньше размера первоначально утвержденного администрацией норматива ТКО (постановление N 29), учтенного при утверждении единого тарифа на услуги регионального оператора.
По расчетам общества размер его убытков в виде неполученных доходов составляет 233 119,63 руб. - разница между суммой фактически начисленной потребителям платы за оказанные услуги по обращению с ТКО на территории поселения Каменное в спорный период и суммой платы, подлежащей начислению указанным потребителям за этот же период на основании ранее принятого постановления N 29.
Указанный расчет судами проверен и признан верным; доказательств, опровергающих достоверность данного расчета, а также подтверждающих экономическую необоснованность установленных постановлением N 29 нормативов накопления ТКО в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам администрации объект ООО "Мария" исключен из расчета убытков за период с 04.12.2020 по 31.03.2021, что следует из ходатайства общества об уточнении размера исковых требований от 28.10.2022.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для применения к муниципальному образованию сельское поселение Каменное мер гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков (вреда).
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, повторяют ее позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 21.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-17600/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос", последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, в связи с чем арбитражный суд должен исходить из того, что нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может применяться в деле вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
В случае признания судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным нарушенное право в силу абзаца второго статьи 13 ГК РФ подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 данного Кодекса, в числе которых возмещение убытков."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июля 2023 г. N Ф04-2603/23 по делу N А75-17600/2022