г. Тюмень |
|
28 июля 2023 г. |
Дело N А45-25591/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Чапаевой Г.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" на решение от 24.01.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 20.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Бородулина И.И., Смеречинская Я.А.) по делу N А45-25591/2022 по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр-т Красный, д. 42А, ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 42, ОГРН 1025402467859, ИНН 5406011130) о взыскании 11 104 376,38 руб.
Третье лицо: Министерство здравоохранения Новосибирской области (630007, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр-т Красный, д. 18, ОГРН 1105476026765, ИНН 5406635579).
В заседании принял участие представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области - Савельева Т.В. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" (далее - учреждение) денежных средств в размере 11 104 376,38 руб., в том числе средств, использованных не по целевому назначению в размере 9 855 955,37 руб., штрафа в размере 985 595,53 руб., пени в размере 262 825,48 руб.
Решением от 24.01.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено частично, с учреждения в пользу фонда взыскано 9 954 514,92 руб., в том числе средств, использованных не по целевому назначению в размере 9 855 955,37 руб., штрафа в размере 98 559,55 руб. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить в части признания нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в размере 91 045,80 руб. на оплату судебной экспертизы по гражданским делам, в указанной части принять по делу новый судебный акт.
Фонд возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении учреждения проведена выездная комплексная проверка использования средств ОМС за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование учреждением средств ОМС в виде оплаты отпусков и выплат компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера на период предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции "Covid-19", в сумме 9 457 497,31 руб.; расходов на компенсацию морального вреда по исполнительному листу, расходов на судебно-медицинскую экспертизу в общей сумме 398 458, 06 руб.
По итогам проверки фонд составил акт от 20.05.2022 N 05-08-24, которым предложил учреждению возвратить средства ОМС, использованные не по целевому назначению, и уплатить штраф в соответствующем размере.
Поскольку требование о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, не исполнено, фонд обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 3, 30, 35, 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного фондом требования в части взыскания с учреждения средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и штрафа.
При этом судами отмечено, что оплата отпусков и выплата компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, обеспечивающим оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Новосибирской области, которым в 2020 году предоставлялись выплаты указанной категории граждан, является обязательством субъекта Российской Федерации, и финансируется из средств федерального бюджета, при этом оплата обязательств субъекта Российской Федерации, возникших из заключенных между учреждением и Новосибирской областью соглашений, не входит в территориальную программу обязательного медицинского страхования и структуру тарифа, не соответствует договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в связи с чем расходование средств ОМС на указанные цели является нецелевым использованием средств ОМС.
Признавая обоснованными требования фонда в отношении оплаты за счет средств ОМС компенсации причиненного морального вреда, расходов на проведение судебно-медицинской экспертизы, суды исходили из того, что указанные расходы не входят в структуру тарифа на оплату ОМС и не подлежат оплате за счет средств ОМС.
Кроме того, судами с учетом конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному правонарушению, а также характера и конкретных обстоятельств правонарушения, степени вины снижен размер назначенного фондом штрафа в 10 раз, а также признано неправомерным начисление пеней за период с 06.06.2022 по 13.09.2022 в связи с наличием запрета на применение финансовых санкций в период действия моратория на применение финансовых санкций, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Исходя из доводов кассационной жалобы суд округа в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ проверяет решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требования фонда о взыскании с учреждения в пользу фонда оплаченных за счет средств ОМС расходов на проведение судебно-медицинской экспертизы.
Оставляя судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, регулирует Закон N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ ОМС - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ правовыми последствиями использования не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, является их возврат в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования, а также уплата пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки и штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
Частями 1, 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В проверяемом периоде структура тарифа и способы оплаты медицинской помощи определялись тарифными соглашениями в системе ОМС от 28.01.2020 (ТС на 2020 год), от 19.01.2021 (ТС на 2021 год). Виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев определялись Территориальными программами ОМС на соответствующий год и соответствовали базовой программе ОМС.
Согласно пункту 3.2. ТС на 2020 год, пункту 2.2. ТС на 2021 год нецелевым использованием средств ОМС является направление медицинской организацией средств ОМС на цели, полностью или частично не соответствующие целям, установленным настоящим Тарифным соглашением, в том числе: - на возмещение расходов по видам медицинской помощи, не включенным в Территориальные программы ОМС;
- на возмещение расходов по медицинской помощи, не предусмотренной лицензией медицинской организации; - на возмещение расходов, не включенных в состав тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС; - расходование средств ОМС при отсутствии подтверждающих документов; - расходование средств ОМС сверх норм, установленных соответствующими министерствами, ведомствами; - оплата собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС приведена в разделе XII Правил.
Правила, определяя конкретные виды расходов, подлежащих включению в тарифы, закрепляют основной принцип таких расходов - учитываются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинских организаций в целом, раскрывают содержание названных затрат, относя к иным (прочим) затратам исключительно затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), затраты на общехозяйственные нужды, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом (пункты 192, 193, 194, 195 Правил).
Проанализировав указанные нормы права и условия тарифных соглашений, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что средства ОМС могут быть направлены исключительно на оказание застрахованному лицу качественной медицинской помощи при наступлении заболеваний и состояний, перечисленных в разделе третьем территориальной программ ОМС и направленную на поддержание и (или) восстановление здоровья.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что расходы на оплату судебно-медицинской экспертизы не предусмотрены структурой тарифа по ОМС и подлежат оплате за счет собственных средств медицинской организации либо иных источников финансирования, так как данный вид расходов не связан с оказанием медицинской помощи, при этом использование средств ОМС на другие цели, не связанные с оказанием медицинской помощи в системе ОМС, согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, классифицируется как нецелевое использование средств ОМС.
Доводы учреждения о правомерности осуществления оплаты судебно-медицинских экспертиз за счет средств ОМС со ссылкой на пункт 10.9.6 приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления", касающийся особенностей отражения расходов по подстатье 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" КОСГУ, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Суды, установив, что перечисленные в подстатье 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" КОСГУ расходы не предусмотрены структурой по ОМС, пришли к выводу о неправомерности отождествления прочих расходов в структуре тарифа ОМС с расходами по осуществлению иных выплат физическим лицам несоциального характера по статье 296 КОСГУ.
Иное толкование учреждением положений законодательства в сфере ОМС, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
В целом приведенные учреждением в кассационной жалобе доводы (в том числе об отсутствии иных (кроме средств ОМС) средств на оплату понесенных расходов) не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и (или) процессуального права к конкретным обстоятельствам дела, не опровергают выводы судов и не подтверждают, что суды неполно или необъективно исследовали все имеющиеся в деле доказательства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.01.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-25591/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций установили, что расходы на оплату судебно-медицинской экспертизы не предусмотрены структурой тарифа по ОМС и подлежат оплате за счет собственных средств медицинской организации либо иных источников финансирования, так как данный вид расходов не связан с оказанием медицинской помощи, при этом использование средств ОМС на другие цели, не связанные с оказанием медицинской помощи в системе ОМС, согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, классифицируется как нецелевое использование средств ОМС.
Доводы учреждения о правомерности осуществления оплаты судебно-медицинских экспертиз за счет средств ОМС со ссылкой на пункт 10.9.6 приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления", касающийся особенностей отражения расходов по подстатье 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" КОСГУ, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2023 г. N Ф04-3631/23 по делу N А45-25591/2022