г. Тюмень |
|
7 августа 2023 г. |
Дело N А70-25239/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Тюменской области на постановление от 05.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-25239/2022 по заявлению Лебедева Ильи Викторовича (Тюменская область, город Тюмень) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34/1, ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062) о признании незаконным и отмене определения от 22.11.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Брусника. Управление домами Тюмень" (625022, Тюменская область, город Тюмень, улица Газовиков, 69/3, ОГРН 1117232037493, ИНН 7204171889).
В заседании приняли участие:
Лебедев Илья Викторович;
представитель Государственной жилищной инспекции Тюменской области - Вербовая А.В. по доверенности от 02.12.2022.
Суд установил:
Лебедев Илья Викторович (далее - Лебедев И.В.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Брусника. Управление домами Тюмень" (далее - общество).
постановлением от 05.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, проверка соблюдения обществом лицензионных требований могла быть осуществлена только в рамках государственных контрольных (надзорных) мероприятий; исходя из положений подпункта "б" пункта 3, пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ у административного органа отсутствовали правовые основания для проведения указанных мероприятий и возбуждения дела об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу Лебедев И.В. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 23.10.2022 в административный орган поступило обращение Лебедева И.В., содержащее информацию о нарушении обществом установленного порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, используемые для содержания общего имущества многоквартирного дома.
Обращение Лебедева И.В. было рассмотрено в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Письмом от 22.11.2022 инспекция сообщила о наличии со стороны общества нарушения порядка определения размера платы за коммунальные платежи и об объявлении ему предостережения.
Вместе с тем определением от 22.11.2022 административный орган отказал в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса (отсутствие состава административного правонарушения).
Не согласившись с указанным определением, Лебедев И.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о преждевременности отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку административным органом не проведена надлежащая проверка содержащихся в обращении физического лица данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение.
Оставляя без изменения принятые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
При поступлении обращения гражданина уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, принимая во внимание тот факт, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Законом N 59-ФЗ, федеральными конституционными законами или иными федеральными законами может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений (часть 2 статьи 1).
В силу статьи 28.1 КоАП РФ поступившие сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1) и подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, которые при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (части 2 и 3); в случае же отказа в возбуждении данного дела указанными должностными лицами выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5).
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Положения данного закона конкретизируются в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, которым утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с Положениями N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Пунктом 2.3. статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Как следует из положений части 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Как установлено частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что обращение Лебедева И.В., являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляет общество, содержало данные о нарушении обществом установленного порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, используемые для содержания общего имущества многоквартирного дома; инспекцией в оспариваемом определении указано на наличие в действиях общества нарушения, выразившегося в применении неверных тарифов на холодное водоснабжение, водоотведение и электроэнергию; направленное в адрес Лебедева И.В. письмо от 22.11.2023 так же содержало информацию о допущенных обществом нарушениях при начислении платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; оспариваемое определение не содержит оценки всех доводов гражданина относительно нарушений, предположительно допущенных обществом при начислении платы за содержание жилого помещения.
Вместе с тем в рассматриваемом случае инспекция отказала в возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, что противоречит содержащимся в определении и письме выводам о допущенных обществом нарушениях лицензионных требований.
Кроме того, инспекцией указано на отсутствие оснований для проведения проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля поскольку устранение выявленных ей при рассмотрении обращения гражданина нарушений лицензионных требований повлечет ухудшение положения граждан, проживающих в спорном многоквартирном доме.
В 2022 году контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с особенностями, установленными Постановлением N 336.
Абзацем 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336 установлено, что в 2022-2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-ФЗ и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без согласования с органами прокуратуры могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
В настоящем случае в поступившем обращении содержалась информация о допущенном (по мнению гражданина) нарушении его прав организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании лицензии, что могло являться основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с требованиями ЖК РФ и Закона N 248-ФЗ.
Поскольку определение от 22.11.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вынесено инспекцией по мотивам отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, в то время как из содержания оспариваемого определения и письма от 22.11.2022 усматривается, что инспекцией выявлены признаки административного правонарушения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого акта и удовлетворили заявленное требование.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 05.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-25239/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что обращение Лебедева И.В., являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляет общество, содержало данные о нарушении обществом установленного порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, используемые для содержания общего имущества многоквартирного дома; инспекцией в оспариваемом определении указано на наличие в действиях общества нарушения, выразившегося в применении неверных тарифов на холодное водоснабжение, водоотведение и электроэнергию; направленное в адрес Лебедева И.В. письмо от 22.11.2023 так же содержало информацию о допущенных обществом нарушениях при начислении платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; оспариваемое определение не содержит оценки всех доводов гражданина относительно нарушений, предположительно допущенных обществом при начислении платы за содержание жилого помещения.
Вместе с тем в рассматриваемом случае инспекция отказала в возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, что противоречит содержащимся в определении и письме выводам о допущенных обществом нарушениях лицензионных требований.
...
Абзацем 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336 установлено, что в 2022-2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-ФЗ и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без согласования с органами прокуратуры могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 августа 2023 г. N Ф04-3914/23 по делу N А70-25239/2022