г. Тюмень |
|
10 августа 2023 г. |
Дело N А27-5934/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" на решение от 01.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 02.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Зайцева О.О.) по делу N А27-5934/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (652700, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Ленина, дом 1, ОГРН 1084211000213, ИНН 4211021102) к Южно-Сибирскому Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19А, ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) об оспаривании постановлений от 25.03.2022 N Т130-во и N З-13-в по делу об административном правонарушении.
Другие лица, участвующие в деле: акционерное общество "Поляны" (129164, город Москва, муниципальный округ Алексеевский, бульвар Ракетный, дом 16, этаж 4, помещение XXVIII, комната 10, офис 408, ОГРН 1054211028960, ИНН 4211018100), Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (652700, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Ленина, дом 30, ОГРН 1024201261028, ИНН 4211003760), Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (650992, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Красная, дом 24, ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433) в лице Прокуратуры города Киселевска (652700, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Гормашевская, дом 1), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Романова, дом 28, ОГРН 1045404670211, ИНН 5403167763) в лице филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Кемеровской области" (650021, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Павленко, дом 5), Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 65, ОГРН 1034205056214, ИНН 4207028546).
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Чистый Город" - Краев А.А. по доверенности от 26.10.2022, Краева Л.П. по доверенности от 26.10.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - общество, ООО "Чистый город") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) от 25.03.2022 N 3-13-в о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб. и от 25.03.2022 N Т-130-в о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Возбужденные на основании указанных заявлений дела N А27-5934/2022, N А27-5935/2022 в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен N А27-5934/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (далее - комитет), акционерное общество "Поляны" (далее - АО "Поляны"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" в лице филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Кемеровской области", Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса в лице Прокуратуры города Киселевска.
Решением от 01.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 02.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, постановление управления от 25.03.2022 N З-13-в признано незаконным и отменено, постановление управления от 25.03.2022 N Т-130-во признано не подлежащими исполнению в части штрафа, превышающего 40 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Чистый город" просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку правовые последствия в виде привлечения к административной ответственности могли быть только после установления факта складирования обществом отходов в течение 11 месяцев; технический отчет не содержит достоверных доказательств наличия на участке именно отходов, а не горной породы; осмотр земельного участка проведен комитетом после вступления в силу Положения о муниципальном земельном контроле в границах Киселевского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа от 25.11.2021 N 58-н, с нарушением Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ его результаты являются недопустимым доказательством.
В отзывах на кассационную жалобу административный орган и прокуратура просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей общества, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Чистый город" выдана лицензия от 20.02.2019 N (42)-7345-СР на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (виды работ - сбор и размещение отходов IV классов опасности), место осуществления деятельности: Кемеровская область, город Киселевск, горный отвод АО "Поляны".
В аренде у общества находится земельный участок площадью 15,0016 кв.м с кадастровым номером 42:25:0102001:65, на котором расположен полигон твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения города Киселевска, хозяйственной и производственной деятельности объектов социальной сферы, учебных заведений, торговли и промышленности (договор от 10.04.2018 N 14194).
По результатам проверки поступившей информации управлением (определение от 05.01.2022 N Т-03-в) возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в ходе которого установлен факт нарушения обществом положений статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), части 2 статьи 11, частей 5, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), выразившийся в размещении отходов за границами выделенного под полигон земельного участка.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления управлением в отношении ООО "Чистый город" протокола об административном правонарушении от 04.02.2022 N Т-03-в и вынесения постановления от 25.03.2022 N Т-130-в о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
По результатам проверки поступившей от Федеральной службы безопасности Российской Федерации информации управлением (определение от 18.01.2022 N 3-13-в) возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в ходе которого установлен факт нарушения обществом положений пункта 2 части 2 статьи 13, статьи 42 ЗК РФ, статьи 34 Закона N 7-ФЗ; при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов (код объекта 32-0142-000063-П) ООО "Чистый город" допустило негативное воздействие на окружающую среду, ухудшающее качественное состояние земель, путем складирования отходов IV класса опасности (отходы коммунальные твердые) объемом 82 974 м3 на общей площади 17 212 м2 на земельном участке, относящемся к землям неразграниченного фонда, граничащим с земельным участком с кадастровым номером 42:25:0102001:65 на горном отводе АО "Поляны".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением в отношении ООО "Чистый город" протокола об административном правонарушении от 11.02.2022 N З-13-в и вынесения постановления от 25.03.2022 N З-13-во привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности наличия в деянии ООО "Чистый город" составов вменяемых ему административных правонарушений; вместе с тем, руководствуясь статьями 4.4 и 4.1.2 КоАП РФ, суды признали незаконным постановление управления от 25.03.2022 N З-13-в, постановление от 25.03.2022 N Т-130-во - не подлежащим исполнению в части административного штрафа, превышающего 40 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказали.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 руб. до 80 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
Пунктами 1 и 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ).
Пунктами 5 и 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ, а также на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пункт 2 статьи 13 ЗК РФ).
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Чистый город" допущено размещении твердых коммунальных отходов (IV класс опасности) и загрязнение почвы вредными веществами (фенолы летучие, азот нитратов, сера) за границами выделенного под полигон земельного участка; сведений о причастности к указанным фактам третьих лиц не имеется; по периметру всей территории полигона отсутствуют ограждение, осушительная траншея глубиной не менее 2 м или вал высотой не менее 2 м (дело N А27-5118/2022);
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, суды пришли к выводу о наличии в его деянии составов вменяемых ему административных правонарушений.
Сроки давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде административных штрафов в пределах, предусмотренных санкциями части 4 статьи 8.2 и части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, приняв во внимание, что оба правонарушения совершены в результате одного действия, суды пришли к выводу о необходимости применения в рассматриваемом случае положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и правомерно признали постановление управления от 25.03.2022 N З-13-в незаконным.
Кроме того, установив факт отнесения ООО "Чистый город" к микропредприятиям (включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2017), суды на основании положений статей 1.7 КоАП РФ, пунктов 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" обоснованно признали не подлежащим исполнению постановление административного органа в части размера штрафа, превышающего 40 000 руб. (минимальный штраф для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, согласно санкции части 4 статьи 8.2 КоАП РФ с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, вступившей в силу с 06.04.2022).
Доводы общества о недоказанности составов вменяемых ему административных правонарушений, нарушений управлением методик отбора проб были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и по существу направлены на иную оценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции исходя из положений статей 286, 287 АПК РФ.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 02.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5934/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административное наказание назначено обществу в виде административных штрафов в пределах, предусмотренных санкциями части 4 статьи 8.2 и части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, приняв во внимание, что оба правонарушения совершены в результате одного действия, суды пришли к выводу о необходимости применения в рассматриваемом случае положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и правомерно признали постановление управления от 25.03.2022 N З-13-в незаконным.
Кроме того, установив факт отнесения ООО "Чистый город" к микропредприятиям (включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2017), суды на основании положений статей 1.7 КоАП РФ, пунктов 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" обоснованно признали не подлежащим исполнению постановление административного органа в части размера штрафа, превышающего 40 000 руб. (минимальный штраф для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, согласно санкции части 4 статьи 8.2 КоАП РФ с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, вступившей в силу с 06.04.2022)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 августа 2023 г. N Ф04-3945/23 по делу N А27-5934/2022