г. Тюмень |
|
21 августа 2023 г. |
Дело N А75-21786/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Чапаевой Г.В. рассмотрел без вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 25.01.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 28.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Лотов А.Н.) по делу N А75-21786/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (реорганизован в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1058600003681, ИНН 8601024794) о взыскании штрафа.
Суд установил:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (реорганизовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) о взыскании штрафа в размере 16 500 руб. на основании решения от 22.02.2022 N 027S19220003198.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 25.01.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит в кассационной жалобе принятые по делу решение и постановление судов отменить, вынести новое решение.
Управление возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
14.10.2021 по телекоммуникационным каналам связи Управлением были представлены в Фонд сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2021 года на 33 застрахованных лица.
По итогам проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета Фондом установлено несвоевременное представление ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2021 года.
09.09.2021 Фондом по телекоммуникационным каналам связи в адрес Общества направлено уведомление об устранении ошибок (отсутствует форма СЗВ-М или СЗВ-ТД за июль).
Срок представления отчетности по уведомлению об устранении ошибок и (или) несоответствий от 09.09.2021 (получено страхователем 09.09.2021) - не позднее 16.09.2021, вместе с тем фактическая дата представления - 14.10.2021.
По итогам проведения проверки Фондом в отношении Управления составлен акт от 11.01.2022 и вынесено решение от 22.02.2022 N 027519220003198 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 16 500 руб.
(500 руб.*33 застрахованных лица).
С целью досудебного урегулирования спора Фондом в адрес страхователя направлено требование от 18.03.2022 N 027801220003683 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 05.04.2022.
Ввиду неуплаты финансовой санкции в добровольном порядке Фондом инициировано взыскание задолженности в судебном порядке, 04.10.2022 в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры подано заявление о выдаче судебного приказа.
13.10.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в рамках дела N А75-18745/2022 вынесен судебный приказ о взыскании штрафных санкций с Управления.
Определением от 08.11.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры судебный приказ отменен по причине представления возражений.
17.11.2022 Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 8, 11, 17 Закона N 27-ФЗ, статьей 13 АПК РФ, статьями 46, 48, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики N 2 (2019), утвержденном 17.07.2019, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", отказали в удовлетворении требования исходя из того, что срок для обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании финансовых санкций в размере 16 500 руб. на основании решения от 22.02.2022 N 027S19220003198 Фондом пропущен уже при подаче заявления о выдаче судебного приказа.
Суды отметили, что факт нарушения Управлением срока представления расчета по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2021 года подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
При этом судом верно указано, что срок на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций следует исчислять с момента несвоевременного представления отчетности, а не момента нарушения установленного Законом N 27-ФЗ срока на представление таких сведений, поскольку в момент нарушения страхователем срока Фонду еще неизвестно количество лиц, в отношении которых не представлены сведения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив в том числе обстоятельства, связанные с вынесением и отменой судебного приказа в рамках дела N А75-18745/2022 о взыскании спорной суммы финансовых санкций, а также сроки взыскания финансовых санкций, включающие в себя сроки на обнаружение правонарушения и проведение контрольных мероприятий (период представления отчетности, сроки на составление акта проверки, его вручение (направление), представление возражений, на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения, его вручение (направление), вступление в силу решения по результатам проверки, вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, на исполнение требования), суд пришел к выводу, что срок для обращения за выдачей судебного приказа, составляющий шесть месяцев, начал течь с 08.02.2022, окончился 08.08.2022.
Между тем с заявлением о выдаче судебного приказа Фонд обратился 04.10.2022, то есть за пределами шестимесячного срока.
Доводы Фонда о необходимости исчисления срока на подачу заявления о взыскании штрафных санкций с момента отмены судебного приказа правомерно были отклонены судами, поскольку шестимесячный срок на обращение Фонда в арбитражный суд с соответствующим требованием начинает течь заново, - со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, только при условии соблюдения им (Фондом) срока, установленного законом для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, при подаче заявления о выдаче судебного приказа.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 и частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.01.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-21786/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 8, 11, 17 Закона N 27-ФЗ, статьей 13 АПК РФ, статьями 46, 48, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики N 2 (2019), утвержденном 17.07.2019, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", отказали в удовлетворении требования исходя из того, что срок для обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании финансовых санкций в размере 16 500 руб. на основании решения от 22.02.2022 N 027S19220003198 Фондом пропущен уже при подаче заявления о выдаче судебного приказа.
Суды отметили, что факт нарушения Управлением срока представления расчета по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2021 года подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
При этом судом верно указано, что срок на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций следует исчислять с момента несвоевременного представления отчетности, а не момента нарушения установленного Законом N 27-ФЗ срока на представление таких сведений, поскольку в момент нарушения страхователем срока Фонду еще неизвестно количество лиц, в отношении которых не представлены сведения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 августа 2023 г. N Ф04-3489/23 по делу N А75-21786/2022