г. Тюмень |
|
23 августа 2023 г. |
Дело N А75-23152/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шабановой Г.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "ЮВиС" на решение от 08.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Лисянский Д.П.) и постановление от 12.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Лотов А.Н.) по делу N А75-23152/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Нефтеюганской межрайонной прокуратуры (628306, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, улица Набережная, строение 4) к обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "ЮВиС" (628414, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Саянская, дом 16, ОГРН 1038600506845, ИНН 8602230630) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Нефтеюганская межрайонная прокуратура (далее - прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества ограниченной ответственностью Строительная компания "ЮВиС" (далее - общество, ООО СК "ЮВиС") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 12.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО СК "ЮВиС" просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, наличие в его деянии состава вменяемого правонарушения прокуратурой не доказано; при рекультивации земельного участка общество не осуществляло деятельность по обращению с отходами.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.11.2022 и обращения в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ послужил выявленный прокуратурой факт нарушения требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а именно осуществление ООО СК "ЮВиС" в период с 01.08.2022 по 31.10.2022 в процессе рекультивации свалки твердых бытовых отходов деятельности по обращению с отходами III-IV класса опасности в отсутствие лицензии.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, привлек его к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Выводы суда первой инстанции были поддержаны апелляционным судом.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
На основании подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии со статей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Частью 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 86-90 Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее - Перечень N 1589-р), запрещается захоронение шин пневматических автомобильных отработанных, покрышек пневматических шин с тканевым/металлическим кордом отработанных, лома черных и цветных металлов.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, лом и отходы черных и цветных металлов могут относится к III-IV классу опасности, покрышки пневматических шин с тканевым/металлическим кордом отработанные могут относится к отходам IV класса опасности.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства (в том числе акт выездного надзорного мероприятия от 31.10.2022, справку от 09.11.2022, отчет от 31.10.2022, служебную записку от 01.11.2022, объяснения от 28.11.2022), суды установили, что обществом при выполнении работ по рекультивации полигона ТБО на основании муниципального контракта от 30.03.2022 N ЭА.2022.00007 фактически осуществлялась деятельность по обработке (извлечению) отходов, размещенных на данном объекте, захоронение которых запрещено, в целях последующей передачи их на утилизацию.
Поскольку ООО СК "ЮВиС" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений управлением требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; срок давности и положения статей 25.1, 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лиц, привлекаемых к ответственности, соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 12.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-23152/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ООО СК "ЮВиС" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений управлением требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; срок давности и положения статей 25.1, 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лиц, привлекаемых к ответственности, соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 августа 2023 г. N Ф04-3810/23 по делу N А75-23152/2022