г. Тюмень |
|
7 сентября 2023 г. |
Дело N А75-21587/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Сургут" на постановление от 08.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-21587/2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Сургут" (628401, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Мелик-Карамова, дом 41/1, этаж 2, часть помещения 20, ИНН 8602203323, ОГРН 1138602008236) к Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 5, ИНН 8601003963, ОГРН 1028600515470) об оспаривании приказа.
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Альфа Сургут" - Мартюшов А.В. по доверенности от 22.02.2023,
от Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Костин В.Д. по доверенности от 07.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа Сургут" (далее - ООО "Альфа Сургут", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент) о признании недействительным приказа от 01.11.2022 N 300-ол.
Решением от 16.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 08.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и письменных пояснениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, торговый объект общества (магазин "Красное и Белое") отвечает предъявляемым к нему требованиям, предусмотренным пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.06.2016 N 46-оз "О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон N 46-оз), поскольку вход в торговое помещение организован со стороны красных линий улично-дорожной сети; строительная конструкция, возведенная над лестницей, оборудованной застройщиком при строительстве здания для входа в цокольное помещение, не изменяет направление движения посетителей, следовательно, вход в данную конструкцию (а при ее отсутствии начало лестницы) и будет являться входом в торговый объект; на момент вынесения решения судом первой инстанции редакция Закона N 46-оз не содержала запрета на организацию входа в объект торговли способом, которым организован вход в спорный объект общества;
суд апелляционной инстанции необоснованно руководствовался положениями постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.04.2023 N 716 "Об утверждении официального толкования отдельных норм Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Постановление N 716).
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе (с учетом письменных пояснений), отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет лицензируемый вид деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии от 22.10.2013 N 86 РПА0002168 (далее - лицензия).
ООО "Альфа Сургут" 07.10.2022 обратилось в департамент с заявлением о переоформлении лицензии (добавлении адреса обособленного подразделения) с целью осуществления розничной продажи алкогольной продукции в нежилом помещении, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Нефтяников, дом 44, помещение 1016, общей площадью 217,8 кв. м, кадастровый номер: 86:11:0101014:346, занимаемом обществом на основании договора аренды от 29.05.2014 N АС-54-07/2014 (зарегистрирован 09.07.2014), и используемом для розничной продажи продовольственных товаров (далее - нежилое помещение, магазин "Красное и Белое", торговый объект).
Приказом от 01.11.2022 N 300-ол обществу отказано в переоформлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по причине несоответствия заявителя лицензионным требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), а именно: нахождение магазина "Красное и Белое" в нежилом помещении многоквартирного дома, в котором в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-оз не допускается розничная продажа алкогольной продукции, поскольку вход для посетителей в торговый объект организован не со стороны красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети.
Не согласившись с данным приказом лицензирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нежилое помещение общества отвечает предъявляемым к нему требованиям, предусмотренным пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-оз.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции исходил из наличия у департамента правовых оснований для отказа обществу в переоформлении лицензии, поскольку вход в торговый объект расположен не со стороны красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети.
Оставляя без изменения обжалуемое постановление апелляционного суда, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Статьей 16 Закона N 171-ФЗ установлены особые требования и ограничения к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления, продления лицензии регулируются статьей 19 названного Закона.
В случае изменения наименования лицензиата (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, получения лицензии на производство, хранение и поставки произведенной российской винодельческой продукции защищенных наименований при наличии лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения (пункт 12 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Как следует из статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ в рамках предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) данного Закона, проводится оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям, проводимая без выезда к заявителю и (или) при непосредственном выезде к заявителю.
По результатам рассмотрения заявления лицензирующим органом принимается решение о переоформлении лицензии или об отказе в переоформлении в сроки, которые не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче, то есть 30 дней со дня получения от заявителя документов, представляемых для переоформления соответствующей лицензии (пункты 7 и 16 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ самостоятельным основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статьи 16 названного Закона.
Согласно абзацу 2 пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей.
Пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-оз (в редакции от 31.08.2021, вступившей в силу с 01.09.2022), предусмотрено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов, за исключением случая, когда вход для посетителей в торговый объект организован со стороны красных линий улично-дорожной сети за пределами минимального расстояния от детской игровой (спортивной) площадки.
В рассматриваемом случае основанием для вынесения оспариваемого приказа послужил установленный департаментом факт расположения обособленного подразделения общества - магазина "Красное и Белое", которое общество просит включить в лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в нежилом помещении многоквартирного дома, вход в которое для посетителей организован не со стороны красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети.
Удовлетворяя заявленное требование о признании приказа департамента незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что общество использует вход для посетителей в помещение магазина без дополнительных работ по реконструкции объекта (за исключением устройства входной группы над лестничным маршем в цокольное помещение); вход в магазин "Красное и Белое" организован со стороны красных линий улично-дорожной сети; формальный подход департамента, ограничивающего понятие организации "входа для посетителей в торговый объект" исключительно проемом в капитальной стене здания, не связан с законными требованиями и ограничениями и не направлен на достижение целей, установленных Законом N 46-оз.
Между тем судом апелляционной инстанции обоснованно учтено, что в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Проанализировав положения пунктов 14, 15, 38, 109 ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст, содержащих понятия: торговый объект, стационарный торговый объект, магазин, общая площадь предприятия, пунктов 2.1.11, 2.1.14 ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст, определяющих понятия помещения как пространства внутри здания, имеющего определенное функциональное назначение и ограниченного строительными конструкциями, и строительной конструкции как части сооружения, выполняющей определенные функции несущих или ограждающих конструкций или являющейся декоративным элементом, а также положения ГОСТ Р ИСО 67-7-1-2020 "Здания и сооружения. Общие термины", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.12.2020 N 1388-ст (введен в действие с 01.06.2021), согласно которому для входа в здание, помещение предназначена дверь, закрывающая дверной проем (отверстие в элементе здания), при этом элементом здания является его основная функциональная часть (пункты 3.3.3.1, 3.3.3.3), апелляционный суд пришел к выводу, что в состав стационарного торгового объекта включаются только помещения; сооружения, строительные конструкции, не относятся к части здания, не включены в понятие стационарного торгового объекта, в связи с чем, вход в такие конструкции не является входом в торговый объект; дверь, установленная в строительной конструкции, не относящейся к основной функциональной части здания, не является входом в здание; вход в здание (помещение) не может быть расположен в строительных конструкциях, не являющихся составной частью здания и площадь которых не является площадью помещений здания и не отражается в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН); лестница как строительная конструкция в виде ряда горизонтальных площадок для пешего перехода на разные уровни (пункт 3.7.2.38 ГОСТ Р ИСО 67-7-1-2020) не может являться входом в здание.
Как следует из пояснительной записки к Закону N 46-оз, содержащей описание цели и направленности правового регулирования в данной отрасли, установленные пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-оз ограничения для объектов розничной продажи алкогольной продукции на территории округа, призваны обеспечить общественный порядок, защиту прав граждан и обеспечение их прав на тишину, отдых и правопорядок в местах их непосредственного проживания, при этом Закон не предусматривает введения полного запрета продажи алкогольной продукции в многоквартирных домах, что может отрицательно сказаться на рентабельности добросовестных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания и послужить поводом для их закрытия, приведет к снижению предпринимательской активности и уровня конкуренции в данном сегменте рынка.
Кроме того, из текста указанной записки следует, что проектом предусмотрен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в многоквартирных жилых домах и во дворах многоквартирных жилых домов (за исключением случаев, когда вход в магазин расположен со стороны красных линий улично-дорожной сети).
Следовательно, по верному утверждению апелляционного суда, воля законодателя состоит в установлении возможности розничной продажи алкогольной продукции в многоквартирных домах только в тех торговых объектах, вход в которые, то есть дверь в помещение, расположен со стороны красных линий улично-дорожной сети.
Термины "красные линии" и "улично-дорожная сеть" приведены в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (далее - Свод правил).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно пункту 3.37 Свода правил улично-дорожная сеть - система объектов капитального строительства, включающая улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что торговый объект - магазин "Красное и Белое", для осуществления розничной продажи алкогольной продукции в котором обществом испрашивалась лицензия, расположен в многоквартирном доме, при этом вход для посетителей в торговый объект расположен не со стороны красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети, поскольку осуществляется через спуск по лестнице в строительную конструкцию, а не со стороны расположения двери, предназначенной для входа в торговый объект, которая должна быть расположена со стороны дома, выходящей на красные линии улично-дорожной сети.
Вопреки доводам подателя жалобы судом апелляционной инстанции обоснованно принято во внимание официальное толкование пункта 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-оз, данное в Постановлении N 716, согласно которому под входом, организованным для посетителей в торговый объект, понимается используемый посетителями для прохода в торговый объект дверной проем (отверстие) в наружной стене здания (многоквартирного дома, пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещений многоквартирных домов), в котором расположен торговый объект.
Не считается входом для посетителей в торговый объект дверной проем (отверстие) в элементе сооружения (строительной конструкции), примыкающего к зданию, в котором расположен торговый объект, если права на указанное сооружение (строительную конструкцию) не зарегистрированы в ЕГРН и его площадь не включена в зарегистрированную в ЕГРН площадь объекта недвижимости.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии у департамента правовых оснований для отказа обществу в переоформлении лицензии, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного обществом требования
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Оснований для отмены или изменения постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 08.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-21587/2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав положения пунктов 14, 15, 38, 109 ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст, содержащих понятия: торговый объект, стационарный торговый объект, магазин, общая площадь предприятия, пунктов 2.1.11, 2.1.14 ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст, определяющих понятия помещения как пространства внутри здания, имеющего определенное функциональное назначение и ограниченного строительными конструкциями, и строительной конструкции как части сооружения, выполняющей определенные функции несущих или ограждающих конструкций или являющейся декоративным элементом, а также положения ГОСТ Р ИСО 67-7-1-2020 "Здания и сооружения. Общие термины", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.12.2020 N 1388-ст (введен в действие с 01.06.2021), согласно которому для входа в здание, помещение предназначена дверь, закрывающая дверной проем (отверстие в элементе здания), при этом элементом здания является его основная функциональная часть (пункты 3.3.3.1, 3.3.3.3), апелляционный суд пришел к выводу, что в состав стационарного торгового объекта включаются только помещения; сооружения, строительные конструкции, не относятся к части здания, не включены в понятие стационарного торгового объекта, в связи с чем, вход в такие конструкции не является входом в торговый объект; дверь, установленная в строительной конструкции, не относящейся к основной функциональной части здания, не является входом в здание; вход в здание (помещение) не может быть расположен в строительных конструкциях, не являющихся составной частью здания и площадь которых не является площадью помещений здания и не отражается в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН); лестница как строительная конструкция в виде ряда горизонтальных площадок для пешего перехода на разные уровни (пункт 3.7.2.38 ГОСТ Р ИСО 67-7-1-2020) не может являться входом в здание.
...
Термины "красные линии" и "улично-дорожная сеть" приведены в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (далее - Свод правил).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2023 г. N Ф04-4056/23 по делу N А75-21587/2022