г. Тюмень |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А27-6360/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 11 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Крюковой Л.А.,
Мальцева С.Д.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу председателя садоводческого некоммерческого товарищества "Металлург-4В" Гусева Ильи Владимировича на постановление от 23.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судей Марченко Н.В., Вагановой Р.А., Подцепиловой М.Ю.) по делу N А27-6360/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654027, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, проезд Коммунаров, дом 2, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к садоводческому некоммерческому товариществу "Металлург-4В" (654080, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Франкфурта, дом 20, квартира 63, ОГРН 1094217003418, ИНН 4217115188) о взыскании задолженности за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, председатель садоводческого некоммерческого товарищества "Металлург-4В" Гусев Илья Владимирович.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к садоводческому некоммерческому товариществу "Металлург-4В" (далее - товарищество, ответчик) о взыскании 376 070 рублей 29 копеек задолженности за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.04.2019 по 21.05.2020.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса), председатель товарищества Гусев Илья Владимирович (далее - председатель товарищества).
Решением от 10.11.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Перевалова О.И.) иск удовлетворён в части взыскания с ответчика в пользу истца 26 123 рублей 50 копеек задолженности, 219 рублей 25 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску, в удовлетворении остальной части иска отказано, обществу возвращено из федерального бюджета 5 410 рублей 58 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановлением от 23.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, с ответчика в пользу истца взыскано 376 070 рублей 29 копеек задолженности, 13 521 рубль в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Председатель товарищества, не согласившись с принятым по делу постановлением, обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просил его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: при рассмотрении спора апелляционным судом не принято во внимание представление истцом в материалы дела приложения А1 Реестра источников образования ТКО к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в ходе деятельности ответчика, в которой отсутствуют данные о нахождении источников образования отходов и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта), чем нарушены часть 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункты 5, 23 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130; значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства при принятии обжалуемого постановления не установлены, в связи с чем выводы по результатам рассмотрения спора являются неправомерными; в предмет исследования не включены вопросы о количестве членов товарищества, заключивших прямые договоры с региональным оператором, составе объектов недвижимости, расположенных на территории ответчика, их государственной регистрации, поскольку в отношении жилых домов, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, подлежал применению норматив накопления ТКО для жилых домов; не учтено, что на территории товарищества 320 членов и два жилых дома; апелляционным судом применён в расчёте платы за спорный период норматив для собственников жилых домов и домовладений в размере 2,073 куб. м в год, определён количественный показатель объёма накопления ТКО в отношении членов товарищества без разграничения состава объектов недвижимости на его территории и государственной регистрации на неё; неправомерно суд прировнял состав объектов и возложил бремя доказывания отсутствия образования ТКО на членов товарищества; наличие у товарищества 320 членов, в том числе 2 жилых объектов, 40 домовладений, остальные - земельные участки, является доказательством отсутствия равного образования ТКО у всех членов товарищества.
Отзывы на кассационную жалобу суду округа не представлены.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор с 01.07.2018 на основании соглашения от 27.10.2017 с департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, согласно пунктам 1.3, 1.4 которого региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами Кемеровской области на 2017 - 2026 годы", утверждённой постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает РЭК Кузбасса. Согласно пункту 7.1 соглашение действует в течение 10 лет.
На официальном сайте общества в сети Интернет http://kuzro.ru в декабре 2018 года размещено предложение всем потребителям, находящимся в зоне деятельности "Юг" Кемеровской области, заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях прилагаемого типового договора.
Согласно пункту 9 территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами Кемеровской области, утверждённой постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367, к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе Новокузнецкий городской округ.
Единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены постановлением РЭК Кузбасса от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с ТКО и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО общества "Экологические технологии".
Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 (с изменениями, внесёнными постановлением от 10.12.2019 N 713) установлен норматив накопления для садоводческих и прочих некоммерческих объединений домовладений сезонного проживания, дачных и садоводческих участков, огородных участков в размере 0,144 тонны/год за один участок.
Товарищество осуществляет деятельность в границах кадастрового квартала 42:09:2757001. Согласно приложению А1 "Реестр источников образования твёрдых коммунальных отходов" к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления деятельность товарищества является источником образования отходов в количестве 46,1 тонны.
В связи с началом деятельности региональным оператором предложено товариществу заключить договор, который последним не подписан.
Общество, ссылаясь на оказание товариществу услуг по обращению с ТКО в период с 01.04.2019 по 21.05.2020, наличие задолженности по оплате оказанных услуг, направило ему претензию от 22.02.2022 с требованием оплаты долга, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
При расчёте стоимости оказанных товариществу услуг обществом применены: норматив накопления ТКО, установленный постановлением РЭК Кузбасса от 27.04.2017 N 58, в размере 2,073 куб. м на одного участника в год, нормообразующий показатель, учитывающий 320 членов товарищества.
В суде первой инстанции РЭК Кузбасса представлены письменные пояснения по делу, в которых отражена информация о результатах замеров ТКО по Кемеровской области за 2019 - 2020 годы с ведомостями наблюдений по муниципальным образованиям. Согласно заключению РЭК Кузбасса по установлению дополнительных нормативов в области обращения с ТКО по отдельным категориям потребителей и категориям объектов на территории Кемеровской области от 20.07.2021, в целях установления нормативов накопления ТКО для спорной категории потребителей проведены замеры в 2019 и 2020 годах по объектам, расположенным в различных района Кемеровской области, в том числе, на территории Новокузнецкого района, результаты которых зафиксированы в ведомостях наблюдения по категории садоводческие некоммерческие товарищества. Учитывая данные, полученные по результатам замеров, заключением предложен к утверждению размер норматива, впоследствии утверждённый для садоводческих кооперативов и садово-огороднических товариществ постановлением РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов".
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 123.12, 169, 309, 310, 702 - 729, 779 - 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 135, 136, 154, 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 24.6, 24.7, 24.10 Закона N 89-ФЗ, статьёй 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", статьями 4, 5, 14 - 18 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), пунктами 1(1), 4, 5, 8(1), 8(10), 8(14), 8(15), 8(18), 25 Правил об обращении с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), пунктами 6, 22 типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, пунктами 5, 6 Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), пунктами 2, 4, 7, 13, 15 - 20 Правил определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами", разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 N 7-П.
Установив наличие между сторонами гражданско-правовых отношений по оказанию услуг обращения с ТКО, регулируемых условиями типового договора, непредставление ответчиком в материалы дела бесспорных доказательств, опровергающих оказание ему истцом услуг по обращению с ТКО в заявленном исковом периоде, признав за ответчиком обязанность по оплате стоимости оказанных региональным оператором услуг за период с апреля 2019 года по май 2020 года в сумме 26 123 рублей 50 копеек, суд первой инстанций удовлетворил требования общества частично.
Повторно рассмотрев спор и изменив решение суда первой инстанции, апелляционный суд с учётом Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр, правовых подходов, сформированных в пунктах 8, 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944, применив в расчёте платы за услуги по обращению с ТКО за спорный период в отношении 320 членов товарищества норматив в размере 2,073 куб. м в год на 1 участника (члена) товарищества, пришёл к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчика задолженности в сумме 376 070 рублей 29 копеек за заявленный истцом период оказания услуг.
Рассмотрев кассационную жалобу товарищества в пределах её доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Из статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объёме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учёт объёма и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма; количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Порядок определения нормативов накопления ТКО установлен Правилами N 269, согласно пункту 2 которых нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от различных критериев, в том числе категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц (пункт 4 Правил N 269). В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых обеспечена определённая численность проживающих (пункт 7 Правил N 269). Норматив определяется исходя из данных о массе и объёме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объёма на одну расчётную единицу (пункт 13 Правил N 269).
В силу статьи 7 Закона N 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: 1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; 3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Таким образом, именно товарищество осуществляет защиту прав и законных интересов его членов.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исследовав с достаточной полнотой и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, констатировав факт оказания товариществу услуг по обращению с ТКО региональным оператором в соответствии с территориальной схемой, в которую включены источник образования отходов и место их накопления, установив численность членов товарищества в спорный период, поддержав заявленный истцом количественный показатель 2,073 куб. м на 1 участника (члена) в год (который меньше установленного постановлением РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов" показателя 2,360 куб. м на 1 участника (члена) в год), принимая во внимание, что ответчиком не опровергнуто образование ТКО в деятельности, осуществляемой членами товарищества на его территории, апелляционный суд аргументированно удовлетворил иск.
Установление подобного рода обстоятельств (относительно факта оказания услуг, их объёма и стоимости) является прерогативой суда апелляционной инстанции в рамках конкретного дела, который в силу присущих ему дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Апелляционная коллегия верно исходила из того, что при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объёма отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путём подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме, объём оказанных услуг следует определять исходя из установленных уполномоченным органом нормативов накопления отходов.
Указанные выводы относительно определения апелляционной коллегией объёма и стоимости оказанных услуг суд округа полагает верными, согласующимися с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12699. Доводы ответчика, направленные на критику выводов суда в указанной части, их не опровергают, иной объём услуг применительно к обстоятельствам настоящего дела ответчиком документально не подтверждён.
Выполненный судом первой инстанции расчёт стоимости услуг, который заявитель кассационной жалобы исходя из её доводов полагает правильным, обоснованно отклонён апелляционным судом, поскольку является методологически неверным, осуществлён с применением расчётного показателя массы (в тоннах на человека) и тарифа, установленного для объёма (в кубических метрах на одного человека), без учёта коэффициентов плотности отходов, то есть без перевода физической единицы массы в физическую единицу объёма.
Аргументы кассационной жалобы о необходимости исключения из расчёта осенне-зимних периодов судом округа отклоняются.
Из формул, приведённых в пунктах 15 - 18 Правил N 269, следует, что сезонные нормативы рассчитываются с применением в расчётной формуле количества расчётных единиц в сутки для каждого объекта каждой категории на определённой территории. Годовой норматив определяется по формуле, учитывающей фактическое количество дней в году, то есть охватывающей все сезоны (пункты 19 - 20 Правил N 269). Таким образом, норматив, определённый в годовом выражении для конкретной территории, в данном случае - для территории Кемеровской области - Кузбасса, учитывает, как различную интенсивность образования отходов в зависимости от заселённости территории, так и сезонный характер образования отходов в пределах данной территории.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями части 7 статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебного акта в порядке статьи 288 АПК РФ, судом не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 23.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6360/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 7 Закона N 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: 1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; 3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
...
Из формул, приведённых в пунктах 15 - 18 Правил N 269, следует, что сезонные нормативы рассчитываются с применением в расчётной формуле количества расчётных единиц в сутки для каждого объекта каждой категории на определённой территории. Годовой норматив определяется по формуле, учитывающей фактическое количество дней в году, то есть охватывающей все сезоны (пункты 19 - 20 Правил N 269). Таким образом, норматив, определённый в годовом выражении для конкретной территории, в данном случае - для территории Кемеровской области - Кузбасса, учитывает, как различную интенсивность образования отходов в зависимости от заселённости территории, так и сезонный характер образования отходов в пределах данной территории."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2023 г. N Ф04-4545/23 по делу N А27-6360/2022