город Томск |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А27-6360/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Вагановой Р.А., |
|
|
Подцепиловой М.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаркези А.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (N 07АП-11948/2022) на решение от 10.11.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6360/2022 (судья Перевалова О.И.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183), Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк к садоводческому некоммерческому товариществу "Металлург-4В", Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН 1094217003418, ИНН 4217115188) о взыскании 376 070,29 руб. долга.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (г.Кемерово, ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509), председатель СНТ "Металлург-4В" - Гусев Илья Владимирович, г.Прокопьевск.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек") обратилось в арбитражный суд к садоводческому некоммерческому товариществу "Металлург-4В" (далее - СНТ "Металлург-4В") с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 376 070,29 руб. за оказанные услуги по обращению с ТКО в период с апреля 2019 года по 21.05.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса), председатель СНТ "Металлург-4В" Гусев Илья Владимирович.
Решением от 10.11.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично, с СНТ "Металлург-4В" в пользу ООО "ЭкоТек" взыскана задолженность в сумме 26123,50 руб. долга, 219,25 руб. расходов от уплаты государственной пошлины по иску, всего 26342,75 руб.; в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано; ООО "ЭкоТек" возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 5410,58 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЭкоТек" в апелляционной жалобе просит отменить решение, взыскать с ответчика задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в сумме 376 070 рублей 29 копейки.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на фактическое оказание услуг по обращению с ТКО на территории зоны "Юг" Кемеровской области с 01.07.2018 на условиях типового договора; нормирование накопления ТКО, исходя из среднего количества твердых коммунальных отходов, образующееся за единицу времени, рассчитанное за год, что исключает применение сезонного исчисления количества отходов; заключение РЭК Кузбасса о возможном применении норматива накопления ТКО 2,073 куб. м./ на человека в год.
СНТ "Металлург-4В" представило возражения на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, ссылается на отсутствие в спорный период подписанного сторонами договора, регулирование порядка взаимодействия сторон условиями типового договора.
Поддерживая требования апелляционной жалобы и возражения на жалобу, стороны представили дополнительные пояснения и поименованные в них документы.
ООО "ЭкоТек" к судебному заседанию представило пояснения по делу, настаивает на квалификации сложившихся между сторонами отношений как возникших из договора, заключенного на условиях типового договора оказания услуг по обращению с ТКО, абонентском характере указанного договора, ссылается на включение ответчика в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, в подтверждение доводов представило выписки из приложения А1 к территориальной схеме.
СНТ "Металлург-4В" представило сведения о членах товарищества, собственниках земельных участков, расположенных на территории товарищества, подтверждающие указанные сведения документы.
РЭК Кузбасса представила письменные пояснения по делу, информацию о результатах замеров ТКО по Кемеровской области за 2019-2020 годы с ведомостями наблюдений по муниципальным образованиям.
По запросам суда ПКК "Роскадастр" представило выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости на территории СНТ "Металлург-4В".
В порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда в связи с временным отсутствием судьи Сухотиной В.М., сформирован состав суда: председательствующий Марченко Н.В., судьи Ваганова Р.А., Подцепилова М.Ю.
На основании положений статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, истец является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области с 01.07.2018 на основании соглашения от 27.10.2017, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, по условиям которого региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и данным соглашением. Соглашение действует в течение 10 лет (пункт 7.1 соглашения).
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной Региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Единые тарифы на услуги регионального оператора ООО "Экотек" по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами "Экологические технологии" на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 тариф составляет 411,37 руб./м3 (с НДС (20%) 493,64 руб./м3), с 01.07.2019 по 31.12.2019 тариф составляет 415,37 руб./м3 (с НДС (20%) 498,44 руб./м3), на период с 01.01.2020 тариф составляет 498,44 руб./м3 (НДС не облагается), на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 тариф составляет 542,61 руб./м3 (НДС не облагается).
Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица 12.05.2009 в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости. Место нахождения СНТ "Металлург-4В" определено в уставе товарищества - Кемеровская область, Новокузнецкий район ТСН СНТ "Металлург-4В"
ТСН СНТ "Металлург-4В" осуществляет деятельность в границах кадастрового квартала 42:09:2757001.
В связи с началом деятельности регионального оператора, ООО "ЭкоТек" составило и предложило ответчику к заключению договор, который ответчиком подписан не был.
Поскольку в спорный период договор с региональным оператором ответчиком подписан не был, услуги оказывались на условиях типового договора, утвержденного Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Согласно имеющимся в деле сообщениям Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса ТСН СНТ "Металлург-4В" включено в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, действующую на территории Кемеровской области-Кузбасса с даты утверждения территориальной схемы 26.09.2016.
Как следует из общедоступных сведений публичной кадастровой карты и выписки из ЕГРН в отношении кадастрового квартала, на территории ТСН СНТ "Металлург-4В" образован ряд земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, том числе жилые дома, садовые дома, нежилые здания и строения.
Согласно представленным ответчиком реестрам членов ТСН СНТ "Металлург-4В", членством в товариществе обладали 320 человек.
Из имеющихся в деле пояснений ответчика следует, что в пределах спорного периода членами товарищества в связи с обладанием одними и теми же земельными участками являлись различные лица, в том числе в связи с переходом права собственности в порядке наследования, по договорам об отчуждении земельных участков, что согласуется со сведениями ЕГРН о регистрации права собственности на земельные участки на территории ТСН СНТ "Металлург-4В".
Согласно представленным суду сведениям ТСН СНТ "Металлург-4В", численный состав товарищества составлял 320 члена товарищества.
Соответственно, совокупностью представленных суду доказательств подтверждается количественный состав ТСН СНТ "Металлург-4В", включающий в спорный период 320 члена товарищества, которым земельные участки на территории товарищества принадлежали на праве собственности или аренды.
Указывая на наличие на стороне ответчика задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с апреля 2019 года по май 2020 года, истец направил в адрес ответчика претензию, неисполнение которой послужило основанием для обращения ООО "ЭкоТек" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).
Из содержания пункта 1 статьи 711 ГК РФ следует, что заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов.
Согласно статье 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
По смыслу приведенных выше законоположений основанием для оплаты услуг является факт их оказания вне зависимости от наличия или отсутствия договора заключенного сторонами в форме единого документа, а равно от подписания акта приемки услуг любой из сторон. Отсутствие акта приемки услуг не исключает предъявление требования об их оплате стороной, фактически оказавшей соответствующие услуги. Изложенное согласуется с правовым подходом, сформированным в пунктах 8, 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда".
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор по обращению с ТКО представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), согласно пункту 8(1) которых региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8(15) Правил N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Согласно пункту 1 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 22 типового договора установлено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2015 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) названных Правил (пункт 5 Правил N 1156).
Одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО (пункт 25 Постановления N 1156).
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) и устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Из системного анализа вышеназванных нормативных положений следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ, частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 указанного Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости (пункты 2, 3 статьи 4).
В силу части 1 статьи 16 Закона N 217-ФЗ высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.
К исключительной компетенции членов общего собрания относится: определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 Федерального закона, которой установлено, что члены товарищества, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества (подпункт 21 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ).
Согласно подпункту 6 части 7 статьи 18 Закона N 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества относятся принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в свою очередь членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, в том числе, с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (подпункт 3 части 5 статьи 14 Закона N 217-ФЗ).
Из анализа вышеуказанных норм Закона N 217-ФЗ во взаимосвязи с положениями статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления следует, что товарищество обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в интересах его членов. В отсутствие подписанного договора за спорный период оказание услуг осуществляется на основании типового договора, а расчет стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505).
В рассматриваемом случае условия договора об оказании услуг по обращению с ТКО сторонами не согласованы, следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал в обжалуемом решении на определение количества отходов, образующихся в деятельности ответчика, исходя из установленного норматива накопления отходов.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" установлены и введены в действие нормативы накопления ТКО по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются отходы, на территории Кемеровской области с момента утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кемеровской области, включая норматив накопления ТКО для собственником помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений) и лиц, пользующихся указанными жилыми помещениями на ином законном основании, в размере 2,073 куб. м./1 проживающего человека в год и 0,247027 тонн/1 проживающего человека в год.
Обращаясь за судебной защитой, истец настаивал на применении в отношениях с ответчиком норматива накопления ТКО, равного 2,073 куб. м. на 1 участника (члена товарищества) в год.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в спорный период установленного норматива накопления ТКО для категории потребителей, к которой отнесен ответчик (садоводческое товарищество), отсутствия оснований распространять норматив, установленный Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 для этой категории потребителей услуг, что создает условия для применения норматива, установленного в разделе 2.4. "Нормативы накопления ТКО и расчет массы образуемых ТКО" территориальной схемы в таблице N 12 "Нормативы накопления ТКО в Кемеровской области" по категории объекта "Садоводческие и прочие некоммерческие объединения домовладения сезонного проживания, дачные и садоводческие участки, огородные участки", равного 0,144 из расчетной единицы "1 участок". Суд первой инстанции также учитывал сезонный характер деятельности ответчика, недоказанность оказания истцом услуг в зимнее время, в связи с чем исключил из расчета платы за услугу по обращению с ТКО месяцы с сентября по март каждого календарного года.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Порядок определения нормативов накопления ТКО установлен Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), согласно пункту 2 которых нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Исполнительным органом государственной власти Кемеровской области-Кузбасса, уполномоченным на установлением нормативов ТКО на территории Кемеровской области, является РЭК Кузбасса (пункт 5 статьи 7 Закона Кемеровской области от 05.05.2016 N 28-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в области обращения с отходами производства и потребления").
Согласно пункту 4 Правил N 269 нормативы могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от различных критериев, в том числе категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.
В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых обеспечена определенная численность проживающих (пункт 7 Правил N 269).
Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил N 269).
Из формул, приведенных в пунктах 15-18 Правил N 269, следует, что сезонные нормативы рассчитываются с применением в расчетной формуле количества расчетных единиц в сутки для каждого объекта каждой категории на определенной территории.
Годовой норматив определяется по формуле, учитывающей фактическое количество дней в году, то есть охватывающей все сезоны (пункты 19-20 Правил N 269).
Таким образом, норматив, определенный в годовом выражении для конкретной территории, в данном случае - для территории Кемеровской области-Кузбасса, учитывает как различную интенсивность образования отходов в зависимости от заселенности территории, так и сезонный характер образования отходов в пределах данной территории.
Согласно приложению А1 "Реестр источников образования твердых коммунальных отходов" к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления деятельность СНТ "Металлург-4В" является источником образования отходов в количестве 46,1 тонн.
Утверждение истца об оказании услуг по вывозу ТКО не опровергнуто ответчиком при рассмотрении данного спора. Возражения относительно обстоятельств оказания услуг, в том числе в отдельные сезоны календарного года, не заявлялись.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для исключения из расчета расчетных периодов (месяцев оказания услуг) в осенне-зимний сезон.
Согласно пункту 2.1 территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 (далее - Территориальная схема), используемые в схеме показатели определены расчетным путем на основании инструментальных исследований по замеру количества и морфологическому составу твердых коммунальных отходов. Норматив для расчета количества образования твердых коммунальных отходов применялся только в случаях, когда отсутствовали фактические данные об образованных отходах.
В таблице 4 Территориальной схемы указанный показатель для садоводческих и прочих некоммерческих объединений домовладений сезонного проживания определен в графе "Норматив" как расчетное среднее значение на основе полученных данных, что видно из графы 4 этой таблицы.
Данный показатель, равный 0,144 тонн/год определен расчетным путем на основании данных, приведенных в таблицах 1 и 5 Территориальной схемы для соответствующей территории, как частное от деления общего количества образующихся отходов на количество источников образования ТКО.
Соответственно, показатель 0,144 тонны в год определен расчетным путем для целей прогнозирования количества образования ТКО по годам реализации Территориальной схемы, обоснованного определения мест их размещения, схемы потоков и перспективной схемы их транспортирования (пункт 2.1, разделы 4, 8 Территориальной схемы).
Данный расчетный показатель сформирован как показатель массы (в тоннах на человека), что исключает его применение в расчете платы по тарифу, установленному, как стоимость единицы услуги исходя из объема (в куб. метрах на одного человека).
Применение указанного расчетного значения без учета коэффициентов плотности отходов приводит к занижению платы за оказанные услуги регионального оператора, что не отвечает принципам научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества и использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с ТКО (часть 1 статьи 3 Закона об отходах производства и потребления).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для применения в расчете платы за услугу по обращению с ТКО расчетных показателей, не отвечающих признакам и целям нормирования накопления отходов и не являющихся нормативом накопления ТКО, введенным в установленном порядке.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отметить, что норматив был установлен другим органом, оснований для вывода о том, что при его расчете были соблюдены указанные выше правила, по которым производится определение норматива, подлежащего использованию в расчетах между региональным оператором и абонентом, из текста судебного акта и из материалов дела не имеется. В этой связи апелляционный суд не считает обоснованным применение в расчетах между региональным оператором и абонентом подобного норматива, определенного другим органом и для иных целей.
Согласно статье 16 ЖК РФ жилой дом отнесен к жилых помещениям.
Согласно разъяснениям постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 N 7-П дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Норматив накопления ТКО в размере 2,073 куб. м. на человека в год установлен с 2017 года постановлением РЭК Кемеровской области для собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домах (домовладениях).
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает возможным применить в расчете платы за услуги по обращению с ТКО за спорный период норматива, установленного для собственников жилых домов и домовладений в размере 2,073 куб. м. применительно к расчету платы за услуги по обращению с ТКО в отношении членов товарищества, право собственности которых на жилые дома, расположенные на территории ТСН СНТ "Металлург-4В" зарегистрировано в установленном порядке и подтверждено сведениями ЕГРН. Данный вывод согласуется с правовым подходом, примененным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944.
На территории ТСН СНТ "Металлург-4В" жилые дома зарегистрированы на двух земельных участках с кадастровыми номерами 42:09:2757001:261, 42:09:2757001:92.
Особенности установления норматива как количественного показателя образуемых в деятельности человека отходов изложены в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр, из которых следует, что что нормативы накопления ТКО устанавливаются по результатам замеров фактического накопления ТКО зимой (в декабре и январе), весной (в апреле), летом (в июне и июле) и осенью (в сентябре и октябре).
Поскольку объем продуцируемых человеком отходов постоянен в последовательные годовые периоды, при определении количественного показателя накопления ТКО возможно применение результатов замеров, произведенных по заданию органа тарифного регулирования для целей определения норматива накопления ТКО для соответствующих категорий потребителей.
Как следует из представленной РЭК Кузбасса информации по результатам замеров ТКО по Кемеровской области за 2019-2020 годы по садоводческим некоммерческим товариществам, на территории Новокузнецкого района Кемеровской области замеры проводились в отношении источников образования отходов СНТ "Радист" в д. Митино и СНТ "Виктория" в п. Сметанино, для которых годовой норматив накопления отходов, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу (одного участника (члена) составил 4,203 куб. м. и 10,743 куб. м. в год соответственно. В данных нормативах, рассчитанных на годовой период по результатам замеров в трех сезонах (весна, лето, осень) с учетом отсутствия продуцирования и накопления отходов в зимний период, учтен сезонный фактор, характеризующий специфику садоводческой деятельности.
Согласно заключению РЭК Кузбасса по установлению дополнительных нормативов в области обращения с ТКО по отдельным категориям потребителей и категориям объектов на территории Кемеровской области от 20.07.2021, в целях установления нормативов накопления ТКО для указанной выше категории потребителей проведены замеры в 2019 и 2020 годах по объектам, расположенным в различных района Кемеровской области, в том числе, на территории Новокузнецкого района, результаты которых зафиксированы в ведомостях наблюдения по категории СНТ. Учитывая данные, полученные по результатам замеров, заключением предложен к утверждению размер норматива, впоследствии утвержденный для садоводческих кооперативов и садово-огороднических товариществ постановлением РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265
Принимая во внимание проведение замеров накопления ТКО по соответствующей категории потребителей специализированной организацией по поручению органа тарифного регулирования в соответствии с Методических рекомендациях по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в течение годовых периодов, совпадающих со спорным периодом, результаты указанных замеров отражают с достаточной достоверностью количественные показатели продуцирования и накопления ТКО в деятельности ТСН СНТ "Металлург-4В" в спорный период с учетом сезонного характера этой деятельности.
Поскольку ответчиком не опровергнуто образование ТКО в деятельности, осуществляемой членами товарищества на его территории, количество отходов применительно к расчету платы за услуги по обращению с ТКО в отношении членов товарищества следует определять с применением количественного показателя, равного 2,073 м. куб. на 1 участника (члена) в год.
Апелляционной инстанции произведен расчет платы за услуги по обращению с ТКО, оказанные истцом в период с апреля 2019 года по 21.05.20220 года, исходя из количественных показателей объема накопления ТКО в размере 2,073 куб. м. в год в отношении членов СНТ.
Согласно произведенному судом апелляционной инстанции расчету размер платы за услуги по обращению с ТКО, подлежащей уплате ответчиком в пользу истца, за указанный истцом период составил 376 070 рубля 29 копеек.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 10 521 руб. и апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб., всего 13 521 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 271, частью 2 статьи 269, пунктами 3,4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6360/2022 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Металлург-4В" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" 376 070,29 долга, 13 521 руб. расходов от уплаты государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" из федерального бюджета 4899 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 9721 от 06.04.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6360/2022
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: СНТ "МЕТАЛЛУРГ-4В"
Третье лицо: Гусев Илья Владимирович, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса