г. Тюмень |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А27-21128/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Сириной В.В.,
Щанкиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Кемеровской области - Кузбасса на постановление от 21.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А27-21128/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбассуголь" (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, Октябрьский проспект, дом 4а, помещение 42/8, ОГРН 1144222000174, ИНН 4222014996) к администрации Правительства Кузбасса (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово Советский проспект, 62, ОГРН 1024200697377, ИНН 4200000647) о признании распоряжения Правительства Кемеровской области-Кузбасса об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую от 12.10.2022 N 566-р и распоряжения Правительства Кемеровской области-Кузбасса об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую от 24.10.2022 N 585-р незаконными, обязании вынести постановление о переводе земельных участков из одной категории в другую.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, без самостоятельных требований: администрация Прокопьевского муниципального округа, главное управление архитектуры и градостроительства Кузбасса.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбассуголь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к администрации Правительства Кузбасса (далее - администрация) о признании незаконным распоряжения Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 12.10.2022 N 566-р об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую в отношении земельных участков с кадастровыми номерам 8 42:10:0103007:778, 42:10:0103007:781, 42:10:0103007:785, 42:10:0103007:646, обязании выдать распоряжение о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:10:0103007:778, 42:10:0103007:781, 42:10:0103007:785, 42:10:0103007:646; о признании незаконным распоряжения от 24.10.2022 N 585-р Правительства Кемеровской области-Кузбасса об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую в отношении земельных участков с кадастровыми 42:10:0103007:787, 42:10:0103007:524, обязании выдать распоряжение о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:10:0103007:787, 42:10:0103007:524.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Прокопьевского муниципального округа, главное управление архитектуры и градостроительства Кузбасса.
постановлением от 21.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Полагая, что при вынесении данных судебных актов судами допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, правительство обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что выводы судов, основанные на данных генерального плана, утвержденного решением Совета народных депутатов Кузбасского сельского поселения от 30.03.2016 N 23 являются неверными, поскольку на момент рассмотрения заявлений общества и принятия соответствующих распоряжений действие данного генерального плана прекратилось; учитывая, что испрашиваемые земельные участки не входят в состав населенных пунктов в отношении которых решением Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа от 23.06.2022 N 529 был утвержден генеральный план, а новый генеральный план на остальную территорию муниципального округа не был принят, то документы территориального планирования на эти земельные участки отсутствовали, территориальные зоны не были установлены, что свидетельствует о несоответствии целевого назначения земельных участков документам территориального планирования и наличии оснований для отказа в переводе земель из одной категории в другую. По мнению заявителя, судами не учтено, что решением Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа от 14.02.2023 N 125 внесены изменения в решение от 23.06.2022 N 529; утверждение нового генерального плана и изменение функциональных зон, в которые входят спорные земельные участки, привело к невозможности исполнения решения суда.
Возражая против изложенных доводов в отзыве на кассационную жалобу, общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы с учетом представленного отзыва, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии КЕМ N 01875 ТЭ со сроком действия до 30.03.2035 с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча каменного угля на участке Нижнетыхтинский Караканского каменного месторождения; участок недр расположен на территории Прокопьевского муниципального района Кемеровской области РФ; участок недр имеет статус горного отвода.
Обществом в администрацию направлены ходатайства от 07.02.2022 и от 29.06.2022 о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для разведки и добычи полезных ископаемых:
- от 07.02.2022 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:10:0103007:778, 42:10:0103007:781, 42:10:0103007:782, 42:10:0103007:785, 42:10:0103007:646;
- от 29.06.2022 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:10:0103007:787, 42:10:0103007:524.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости содержат следующие данные о спорных земельных участках:
1. Земельный участок с кадастровым номером 42:10:0103007:778 площадью 400024 +/- 5534.15 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ, в границах СХПК "Угольщик". Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
2. Земельный участок с кадастровым номером 42:10:0103007:781 площадью 39922 +/- 1748.29 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
3. Земельный участок с кадастровым номером 42:10:0103007:782, площадью 19243 +/- 1213.79 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
4. Земельный участок с кадастровым номером 42:10:0103007:785, площадью 34912 +/- 38.21 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Кемеровская область, Прокопьевский район, в границах СХПК "Угольщик", участок фонда перераспределения земель. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
5. Земельный участок с кадастровым номером 42:10:0103007:646, площадью 490498 +/- 6128.11 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, в границах СХПК "Угольщик", участок фонда перераспределения земель. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
6. Земельный участок с кадастровым номером 42:10:0103007:787, площадью 10104 +/- 879.53 кв.м, местоположение: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство.
7. Земельный участок с кадастровым номером 42:10:0103007:524, площадью 765341 +/- 7655 кв.м, местоположение: Кемеровская область, Прокопьевский район, СХПК "Угольщик". Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Распоряжениями N 566-р и N 585-р правительство отказало в переводе испрашиваемых земельных участков из одной категорию в другую.
Не согласившись с указанными отказами, считая их незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 7, 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 3, 4, 7 Федерального Закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), статей 7, 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1995 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Установив, что на дату обращения и рассмотрения ходатайств общества на территории Кузбасского сельского поселения Прокопьевского муниципального района Кемеровской области действовал Генеральный план, утвержденный решением Совета народных депутатов Кузбасского сельского поселения от 30.03.2016 N 23, согласно которому спорные земельные участки находятся в функциональной зоне П1 -зона производственного назначения, суды пришли к выводам о том, что оснований для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую по мотивам отсутствия на дату вынесения оспариваемых распоряжений утвержденного генерального плана Прокопьевского муниципального округа, у администрации, рассмотревшей данные ходатайства с нарушением установленного статьей 3 Закона N 172-ФЗ срока и после внесения изменений в генеральный план, не имелось.
Выводы судебных инстанций окружной суд признает правомерными.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом, в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на основании на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
На основании положений пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно статье 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По правилам части 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно частям 4, 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, которые могут быть обжалованы в суд.
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 4 Закона N 172-ФЗ.
Так, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом законодатель в пункте 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ установил, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проекта проведения указанных работ (статья 25.1 Закона о недрах).
Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.
Отказывая обществу в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения муниципальный орган сослался на прекращение действия документов территориального планирования, отсутствие на дату вынесения оспариваемых распоряжений утвержденного генерального плана Прокопьевского муниципального округа.
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что на дату обращения и рассмотрения ходатайств ООО "Кузбассуголь" на территории Кузбасского сельского поселения Прокопьевского муниципального района Кемеровской области действовал Генеральный план, утвержденный решением Совета народных депутатов Кузбасского сельского поселения от 30.03.2016 N 23 "Об утверждении генерального плана Кузбасского сельского поселения Прокопьевского муниципального района Кемеровской области" (до 28.04.2022 в редакции решения Совета народных депутатов Кузбасского сельского поселения от 31.01.2019 N 105, с 28.04.2022 в редакции решения Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа от 28.04.2022 N 506), при этом согласно графическим частям указанных документов спорные земельные участки находятся в функциональной зоне П1 - зона производственного назначения, суды первой и апелляционной инстанции пришли верным выводам о том, что оспариваемые отказы, вынесенные с нарушениями срока рассмотрения ходатайств общества (ходатайство от 07.02.2022 рассмотрено 12.10.2022, ходатайство от 29.06.2022 рассмотрено 24.10.2022), является неправомерными, поскольку на территории, в границах которой находятся спорные земельные участки, утвержден генеральный план, содержание которого не позволяло установить наличие оснований для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Доводы заявителя со ссылкой на решения Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа от 23.06.2022 N 529 и от 23.06.2022 N 530 являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и мотивированно ими отклонены, поскольку указанными решениями признаны утратившими силу решения об утверждении правил землепользования и застройки Михайловского сельского поселения и Каменно-Ключевского сельского поселения и утвержден генеральный план Прокопьевского муниципального округа применительно к населенным пунктам: с. Михайловка, дер. Каменный Ключ, п.ст. Каменный Ключ, с. Кара-Чумыш, с. Оселки, дер. Алексеевка, с. Иганино, с. Инченково, пос. Малиновка, с. Еловка, к которым испрашиваемые земельные участки не относятся.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Само по себе несогласие кассатора с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, в данном случае об отсутствии оснований для отказа в переводе перевозе земельного участка из одной категории в другую по изложенным в оспариваемых распоряжениях мотивам, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств, установленных судами фактических обстоятельств и положенных в обоснование содержащихся в судебных актах выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, кассационной инстанцией не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 21.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-21128/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 4 Закона N 172-ФЗ.
Так, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом законодатель в пункте 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ установил, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2023 г. N Ф04-3949/23 по делу N А27-21128/2022